МИНСК ПРОСИТ МИРА. 21.by

МИНСК ПРОСИТ МИРА

20.04.2012 00:07 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как известно, всякая война заканчивается миром. В том числе и дипломатическая. Конфликт между Беларусью и ЕС тянется уже полтора месяца. Обе стороны были бы не прочь его завершить, но при этом остаться в статусе если не победителя, то не проигравшего, сохранив лицо.

Не бывает хорошей войны и плохого мира.

Бенджамин Франклин

Сначала появились упорные слухи из Брюсселя о намерении вернуть в Беларусь послов стран ЕС. О том, что Европейский союз обращался по дипломатическим каналам к Минску с таким предложением, заявил белорусский министр иностранных дел С. Мартынов. Беларусь могла бы ответить таким же образом, непублично, в закрытом режиме.

Однако ответ дал сам глава государства, публично, громогласно. В его долгом и противоречивом выступлении на совещании по внешней политике 5 апреля было много самых разных тезисов и меседжей. Если очистить его от пиара, саморекламы, попытки сохранить хорошую мину при плохой игре, то в сухом остатке оказалось два послания: европейские послы могут вернуться (хотя еще недавно представитель МИД Беларуси говорил, что это нежелательно); власти собираются освободить несколько политзаключенных. Пресс-секретарь МИДа А. Савиных отметил, что Минск намеревается вернуть белорусских послов в Варшаву и Брюссель. Это значит, что главы дипломатических представительств Польши и ЕС, высылка которых послужила началом конфликта, тоже могут возвращаться в Беларусь.

Однако, видимо, реакция в СМИ оказалась не совсем такая, на которую рассчитывало белорусское руководство. Многие расценили заявление А. Лукашенко 5 апреля как капитуляцию. Поэтому назавтра глава Администрации президента В. Макей подправил президента, уточнив, что возвращение послов стран ЕС желательно в конце апреля, после заседания Совета Евросоюза (если на нем не будут приняты новые санкции против официального Минска).

Этот миролюбивый, примирительный тон белорусского руководства, публичное предложение мира стало полной неожиданностью. Ибо именно официальный Минск был инициатором дипломатической войны. Сначала в феврале были грозные заявления А. Лукашенко в адрес ЕС, предупреждение, что, дескать, если вы переступите красную линию, то получите жесткий ответ. И после того, как Евросоюз 27 февраля ввел новые визовые санкции против 21 белорусского чиновника, Минск пошел на обострение конфликта.

Почему вдруг это расширение «черного списка» вызвало такую реакцию, а прежние санкции, которые касались большего количества официальных лиц Беларуси, прошли почти незамеченными, точно сказать никто не может. Но Минск был настроен на войну и искал лишь повод. Белорусское руководство потребовало от послов Польши и ЕС покинуть Беларусь. В ответ уехали главы дипломатических представительств всех стран Евросоюза.

23 марта ЕС расширил санкции. Еще 12 гражданам Беларуси запрещен въезд в европейские страны, в том числе двум крупным бизнесменам. Плюс введены санкции в отношении 29 белорусских компаний. Удар очень сильный, не сравнимый по масштабу с решениями 27 февраля. Фактически ЕС переступил границу, ту самую красную линию, о которой предупреждал А. Лукашенко, перешел к пусть точечным, но экономическим санкциям, о которых в Европе долго спорили.

Казалось бы, уже сейчас официальный Минск ответит еще более жестко, Европе мало не покажется. Все же знают, что Лукашенко не любит уступать, не терпит давления, отвечает на каждый удар еще более сильным ударом. Можно вспомнить, как весной 2008 года после введения США экономических санкций белорусское руководство в ответ предприняло несколько шагов, в конце концов выдворив американского посла и потребовав сокращения количества сотрудников посольства Соединенных Штатов в семь раз. Многие ожидали и теперь чего-то подобного.

И что же мы увидели? 5 апреля Лукашенко проводит совещание и фактически предлагает ЕС мир. «Ястребиных замашек с нашей стороны быть не должно. Наша реакция должна быть адекватной, она не должна быть чрезмерной», — заявил президент.

Предложение вполне разумное. Возвращение послов в ответ на освобождение хотя бы двух политзаключенных — нормальный компромисс, дипломатический размен, в результате которого конфликт разряжается и обе стороны сохраняют лицо.

Но в том-то и дело, что разумные предложения от белорусских властей настолько редки, что всегда выглядят непривычно, неожиданно, почти как сенсация. Но возникает вопрос: зачем тогда было начинать эту войну, провоцировать ЕС на точечные экономические санкции, чтобы через полтора месяца запросить мир?

Почему же А. Лукашенко не пошел на новое обострение конфликта, а уступил в этом противостоянии нервов и характеров?

Во-первых, начиная дипломатическую войну с Европой, белорусское руководство не рассчитало свои силы и недооценило соперника. ЕС проявил консолидацию и силу, которых в Минске не ожидали. Введенные Евросоюзом санкции, при всех скептических оценках их эффективности, все же неприятны. И к тому же возможно их продолжение. Кстати, первоначальный проект решения ЕС по Беларуси 23 марта был гораздо более жестким в сравнении с итоговым вариантом.

Во-вторых, существует реальная угроза отмены решения о проведении в Беларуси чемпионата мира по хоккею 2014 года. Эта тема очень важна для белорусского президента с точки зрения престижа. Отмена чемпионата стала бы для него очень болезненным ударом. Конгресс Международной федерации хоккея, на котором, возможно, будет рассмотрен этот вопрос, должен состояться в мае. Поэтому надо успеть разморозить отношения с ЕС, чтобы получить положительное решение.

В-третьих, влияние российского фактора. С одной стороны, с завершением избирательной кампании, которую В. Путин вел под антизападными лозунгами, Москва настроена на улучшение отношений с США и Евросоюзом. И РФ не имеет большого желания их портить из-за Беларуси. Возможно, эту простую истину белорусскому лидеру популярно объяснили. Отсюда и странная фраза в выступлении А. Лукашенко 5 апреля: «Не надо перегружать наших близких партнеров своими проблемами в отношениях с Западной Европой». А ведь еще совсем недавно белорусские официальные лица публично просили партнеров по Таможенному союзу заступиться за Беларусь в ее конфликте с ЕС.

С другой стороны, отношения Беларуси и России стали как-то быстро напрягаться. Авиационный конфликт переходит в стадию эскалации. А. Лукашенко фактически отверг требования Антикризисного фонда ЕврАзЭС к белорусским властям выполнять взятые на себя обязательства по приватизации. В ответ фонд задерживает выделение очередного транша кредита.

Возможно, не случайно А. Лукашенко предложил ЕС замирение в тот же день, когда состоялся его разговор с В. Путиным. Причем выяснилось, что российский лидер в тот день звонил дважды, разговаривал и с президентом, и с премьер-министром Беларуси. Такое обычно случается только после какого-нибудь ЧП. Можно предположить, что именно после этого разговора А. Лукашенко и предложил Европе раскурить трубку мира.

Теперь все будет зависеть от того, выпустят ли политзаключенных. Потому что все свои предыдущие обещания на этот счет белорусский лидер не выполнил.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как известно, всякая война заканчивается миром. В том числе и дипломатическая. Конфликт между Беларусью и ЕС тянется уже полтора месяца. Обе стороны были бы не...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика