Робот выходит на связь. 21.by

Робот выходит на связь

24.05.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что привлекает российских партнеров в белорусской оборонной промышленности.

Недавняя конференция в Минске по вопросам белорусско-российского сотрудничества в военно-технической сфере показала, что Россия остается основным стратегическим партнером Беларуси в оборонном секторе. И это неудивительно. Сегодня уже очевидно, что исход любого боя определяет не количество, а качество вооружения. В этом плане белорусская оборонная промышленность удерживает лидирующие позиции по ряду направлений. В первую очередь, это касается высокотехнологичных инновационных разработок, созданных на основе новейших информационных и телекоммуникационных технологий. В том числе комплексов средств автоматизации, оптики и электроники, системы защиты от высокоточного оружия и управления огнем бронетанковой техники. Естественно, большая роль в развитии и модернизации военной техники и вооружения, в плане обеспечения военной безопасности принадлежит науке. Важность задач, которые приходится решать ученым в погонах, осознаешь в полной мере, когда попадаешь в Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Беларуси. В начале июня ему исполнится десять лет, и мы сочли юбилейную дату подходящим поводом поговорить о роли науки в современной армии с руководителем научной школы “Теория и практика обоснования направлений развития вооружения”, доктором технических наук, профессором Сергеем САВЕНКО.

— Сергей Александрович, как бы вы оценили прошедшие десять лет? Что удалось сделать и над чем предстоит работать?

— Одним из важнейших событий стала аккредитация института как учреждения, способного выполнять крупные научно-исследовательские работы высокого качества. Сегодня на предприятиях ВПК создаются самые передовые системы управления военного назначения, связи, средств разведки и радиоэлектронной борьбы. Существенный вклад в этот процесс вносит военная наука. Одна из главных задач института — поддержка принятия сложных решений в плане разработки новых систем вооружения, закупки и модернизации военной техники. Мы пытаемся просчитать, обосновать каждый шаг в этом направлении, и к нам прислушиваются.

Сейчас в НИИ работают шесть докторов и 30 кандидатов наук. Создан и успешно функционирует собственный ученый Совет по защите диссертаций, открыта адъюнктура и докторантура. Ведется изобретательская работа. Ежегодный научный продукт НИИ исчисляется десятками научно-исследовательских работ и сложнейших оперативных заданий научного характера, в которых лидирующее положение занимают члены научной школы.

— Подавляющее большинство видов современного оружия сегодня базируется на IT-технологиях. Проще говоря, время, когда к нему можно было подходить с молотком и отверткой, прошло. Какова сейчас роль информационных технологий в ведении современных военных действий? Что, например, показали военные конфликты последнего времени, и какие задачи они поставили перед военной наукой?

— Анализ современного мирового опыта показывает: успешное проведение военных операций требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий, что уже невозможно без современных информационных технологий. Неэффективная работа с ними ведет к потерям личного состава, вооружения, военной техники, которые в значительной мере предопределяют победу или поражение. Сегодня основные образцы вооружения в принципе не способны функционировать без участия компьютеров. Известно, что за счет применения современных информационных технологий войска НАТО имели неоспоримое превосходство во всех локальных войнах современности. Особенно это заметно во время воздушно-наступательных операций.

Мы анализируем каждый военный конфликт и учитываем результаты в плане выработки предложений по созданию собственных образцов вооружения, которые могли бы быть противопоставлены импортным аналогам. Прежде всего это защита от высокоточного оружия, способного наносить точечные удары по наиболее важным объектам инфраструктуры государства и военным объектам их прикрытия. Активно ведутся разработки современных средств связи и автоматизированных систем управления, оптики и радиоэлектроники, беспилотных летательных аппаратов, дистанционно управляемых огневых средств и прочих “умных” систем. Предприятия военно-промышленного комплекса уже сейчас сами производят радиолокационные станции, зенитно-ракетные комплексы, модернизируют самую сложную технику, которая демонстрируется на международных выставках вооружения.

— В качестве примера белорусско-российской кооперации можно привести проект в области глубокой модернизации ЗРК “Печора-2М”. Известно также, что на белорусскую основу монтируются боевые средства оперативно-тактического ракетного комплекса “Искандер” и реактивной системы залпового огня “Ураган-1М”. Но стремительный научно-технический прогресс позволяет создавать оружие на новых физических принципах. Американцы, например, недавно удивили мир так называемым “лучом боли”. Израильтяне работают над созданием биороботов. Министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что к концу 2012 года в России подготовят программу создания лучевого, волнового и психофизического оружия. Говорят, подобные системы вооружений будут сопоставимы по результатам применения с ядерным оружием, но более приемлемы в политическом и военном плане...

— Считаю, что подавляющее большинство этих давно известных идей — бредовые по своей сути, их практическая реализация вряд ли возможна. В наибольшей степени на роль абсолютного оружия претендует вооружение, которое копирует природные климатические или тектонические катаклизмы. Об этом сейчас много говорят в открытой печати.

Но здесь есть ряд нюансов. Во-первых, соответствующие природные явления еще недостаточно изучены, чтобы успешно их копировать. Во-вторых, для инициирования тектонических и климатических процессов необходимо гигантское количество энергии, которое надо каким-то образом не только сгенерировать, но и использовать незаметно для внешнего наблюдателя. Наконец, исключительно сложно контролировать данные процессы в плане их силы и направленности. Все это пока выглядит как сюжеты из фантастических фильмов и романов. Если говорить об электромагнитном оружии более известном как СВЧ—оружие, то и здесь проблема заключается  в необходимости генерации очень большой энергии и обеспечении избирательности ее применения. Мало поразить противника, нужно еще и себя сохранить. Если все это взвесить, просчитать, то может оказаться, что создание подобных видов оружия невыгодно и неоправданно прежде всего по критерию “эффективность-стоимость”.

— Получается, надо дорожить тем, что имеем и непрерывно совершенствоваться...

— Ученый мир действительно продвинулся далеко вперед и идет по пути увеличения качества, а не количества вооружения. Появилось много заслуживающих внимания оригинальных разработок. Например, есть микроорганизмы, которые разъедают резину, превращая ее в труху, а использование графитовых боеприпасов может вывести из строя линии электропередачи, электроподстанции, обесточить города и районы страны. Как уже отмечалось, очень перспективно направление, связанное с развитием высокоточного оружия, в том числе с созданием управляемых выстрелов и боеприпасов. На мой взгляд, в ближайшее время ожидать появления какого-то супероружия не стоит. 

Если же вести речь о нынешнем состоянии вооружения и военной техники в Беларуси, можно отметить, например, что, по оценкам иностранных экспертов, белорусские войска противовоздушной обороны одни из самых сильных в Европе. И этим вполне можно гордиться.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что привлекает российских партнеров в белорусской оборонной промышленности.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика