Параллельное измерение. 21.by

Параллельное измерение

25.05.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что означают кадровые рокировки в Москве и чем будет заниматься в новом российском правительстве министр-белорус.

На этой неделе в Беларуси с особым пристрастием следили за событиями в Москве. Выстраивание кадровых орбит вокруг президента и премьера имеет преломление и в интеграционной белорусско-российской плоскости, а значит, так или иначе касается взаимоотношений между нашими странами. Какое будущее уготовано недавнему президенту, а сейчас лидеру правящей партии “Единая Россия” и премьеру Дмитрию Медведеву? Будет ли экс-премьер и нынешний президент Владимир Путин со своей администрацией, в которую забрал едва ли не всех ключевых министров своего кабмина (о чем “НГ” подробно писала на этой неделе), определять стратегические моменты в экономике, сделав новое правительство, по сути, чисто техническим? При ответах на эти вопросы эксперты чаще всего исходят из построения разных сценариев развития ситуации в стране. И это во многом определяет порой полярно расходящиеся мнения по поводу одного и того же события.

Главные фигуры

Еще когда планы о грядущем тандеме лишь смутно прорисовывались на политическом холсте России, многие предрекали Владимиру Путину и стране чуть ли не кровавое двоевластие и жестокую борьбу за Кремль. Однако прошло уже более пяти лет, и можно, за Коперником воскликнуть, что тандем вертится. В политобиход прочно вошел термин “рокировка”. Две главные фигуры меняются местами, оставляя прежним расклад сил на российской шахматной доске. И это — гарантия продолжения игры по прежним правилам. В том числе и в глобальном масштабе.

Но можно согласиться и с самыми непримиримыми критиками властного дуэта, что на сегодняшний день правительство Дмитрия Медведева — это в чем-то дублирующий президентскую администрацию состав или, как метко заметил один из экспертов, “рабочие лошадки”. “Правительство работает, а администрация находится над ним и немного в стороне, время от времени его поправляя и программируя”, — так оценивает ситуацию глава фонда “Эффективная политика” Глеб Павловский. Но в принципе так было всегда в новейшей истории России, не считая премьерства Владимира Путина. Верховная власть даже по конституции сосредоточивается в руках президента. И его помощники, и руководители администрации, пришедшие теперь с ним из правительства, будут, естественно, иметь к нему более легкий доступ, чем министры. Кстати, из этого посыла исходят и те, кто предрекает при ухудшении ситуации в России неминуемую отставку правительства и выход из игры Дмитрия Медведева, явно намекая на времена, когда Борис Ельцин тасовал правительственную колоду едва ли не каждый год. Но здесь необходимо одно существенное уточнение: положение в стране должно обостриться настолько, что сброс “козырных карт” станет единственно возможным решением для того, чтобы “в приличном обществе прекратили крошить столы и стулья”. Сегодня же ничего подобного не происходит. Наоборот, власть выглядит незыблимой, как трибуна мавзолея. Однако, по мнению вице-президента Центра политических технологий Ростислава Туровского, практически одинаковый аппаратный потенциал правительства и администрации будет неминуемо вести к росту конкуренции между ними и возможным конфликтам. “В системе госуправления могут возникнуть разного рода бюрократические напряжения, что будет снижать эффективность власти”, — прогнозирует эксперт Института современного развития Борис Макаренко.

 В целом лица в правительстве и администрации президента хорошо знакомы белорусским коллегам по совместной работе в интеграционных структурах. “В плане личностных контактов практически не понадобится времени на притирку. Все готовы действовать в конструктивном русле”, — убежден Михаил Марков.

Политический же эксперт Андрей Перл акцентирует внимание на иной стороне кадровой медали: взаимодействие двух правительств (кабмина и администрации) в том и заключается, что они единомышленники, участники одной команды, лидером которой является Путин. Так было и так есть.

Но интересно другое — в этой стабильной, как созвездие Кассиопеи, системе координат Дмитрий Медведев начинает реально занимать все более значимое место. Прежде всего он создал свое правительство. Да, часть министров — это еще недавно подчиненные тех, кого Владимир Путин взял с собой в Кремль. Но из этого было бы большой ошибкой делать вывод о том, что новые члены кабмина так и останутся на вторых ролях. Они получили теперь не только власть, но и полностью ответственны за свои участки работы. Так что здесь сравнение с “исполнителями чужой воли” вряд ли уместно. Более того, премьер возглавил и самую массовую партию, которая доминирует в парламенте и своими голосами может провести практически любой предложенный премьером законопроект. В то же время Дмитрий Медведев в обществе воспринимается как либеральный политик, который, будучи президентом, вернул выборность губернаторов и значительно смягчил правила создания партий. К тому же сегодня набирает обороты проект “Общественное правительство”, цель которого — “вовлечение граждан в текущую работу институтов власти, учет предложений, советов, рекомендаций так называемых независимых экспертов”. Кстати, министром, отвечающим за связь с “народным кабмином”, стал 39-летний белорус Михаил Абызов. Он сделал головокружительную карьеру в России, войдя в список миллиардеров журнала “Форбс”. Начинал же минчанин свое восхождение с должности  грузчика на заводе “Оливария” (ранее пивзавод “Беларусь”). Затем была Москва, учеба в университете, первые торговые точки в универмагах периода перестройки, а потом новый виток — работа в топливно-энергетических компаниях. Но это к слову.

Посты не сдали

Россия продолжает строить государство с сильной властью, видя в этом едва ли не единственный шанс сохраниться на будущее как один из реальных центров глобальной политики. Частично это объясняет и знаковые кадровые решения. В эпоху обострения противостояния Запада и Востока и начала размещения американской ПРО в Европе вполне логичным выглядит назначение главой Администрации президента Сергея Иванова, который ранее занимал пост министра обороны, а затем в качестве вице-премьера курировал весь военный комплекс России. У него сложились тесные контакты с белорусскими военными. Он неоднократно бывал в Минске, участвуя в заседаниях комиссий Союзного государства. В нынешнем же правительстве пост вице-премьера, отвечающего за силовой блок, занял экс-представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин. Показательным является и список тех министров, которые сохранили свои посты, — Сергей Лавров (МИД), Анатолий Сердюков (Минобороны), Антон Силуанов (Минфин), Андрей Белоусов (Минэкономразвития). “У Путина сохранился контроль над силовыми структурами и экономическим блоком правительства, — говорит руководитель Центра политических технологий Игорь Бунин. — Это те люди, которые позволяют ему изнутри влиять на основные решения правительства”.

Внутри российской власти сегодня идут важные процессы. И при благоприятных обстоятельствах иерархический каркас, создаваемый Дмитрием Медведевым, может в перспективе легко быть встроенным в президентскую систему власти. Тандем и популярность рокировок — это всерьез и надолго?

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что означают кадровые рокировки в Москве и чем будет заниматься в новом российском правительстве министр-белорус.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика