Современным вызовам – эффективный ответ. 21.by

Современным вызовам – эффективный ответ

12.06.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Территория Евразии, стратегическую часть которой занимает Союзное государство, имеет важное геополитическое значение для всего мира, отметил в своем докладе заместитель Государственного секретаря—член Постоянного Комитета Союзного государства Иван БАМБИЗА. Интерес западных стран к происходящим у нас процессам растет. Почему?

Интенсивное развитие мировой экономики и быстрый рост населения ставят глобальную экономику в зависимость от стратегических ресурсов: углеводородов, редкоземельных металлов, продовольствия и пресной воды. Сегодня значительная доля полезных ископаемых сосредоточена на территории стран бывшего СССР, огромен потенциал развития сельского хозяйства на этих территориях, а запасы пресной воды здесь являются крупнейшими в мире. Этим и объясняется активный интерес западных стран к происходящим процессам на постсоветском пространстве.

Развитие и углубление военного и военно-технического сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства – веление времени

С точки зрения военной безопасности Союзного государства на сегодняшний момент сложилась непростая военно-стратегическая обстановка, характеризующаяся следующими факторами:

Первое – вступление в финальную стадию проекта развертывания элементов третьего эшелона системы национальной противоракетной обороны США в Восточной Европе, что позволит создать в регионе стратегическое оборонное преимущество США.

Второе – отказ Запада привести в соответствие с современными условиями Договор об обычных вооруженных силах в Европе и приостановка его действия со стороны России. Данная ситуация создает предпосылки для одностороннего наращивания военного потенциала в новых зонах ответственности НАТО – Прибалтика, в перспективе Украина и Грузия. Данный вызов может повлечь за собой необходимость перестройки оборонительных систем Союзного государства и дополнительные расходы на военные нужды.

И третье – поставки современных американских вооружений Польше – средства ПВО и самолеты, странам Балтии – радиолокационные системы, системы связи и противотанковые комплексы, Грузии – средства ПВО, вертолеты.

Поэтому эффективным ответом на эти вызовы является развитие и углубление военного и военно-технического сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.

Важнейшими результатами сотрудничества явились создание Единой региональной системы ПВО двух стран и достижение договоренностей по вопросам применения региональной группировки войск, призванной обеспечивать военную безопасность Беларуси и прилегающих к ней областей России, а также Калининградской области и акватории Балтийского моря. С целью проверки боеспособности и отработки навыков совместных действий на регулярной основе проводятся военные учения двух стран.

Координация военного сотрудничества осуществляется в формате совместных заседаний военных коллегий Беларуси и России. Только в 2011 году было реализовано около 170 совместных мероприятий в военной области...

В качестве наглядного примера военно-технического сотрудничества двух стран можно привести следующие данные. Несколько десятков российских предприятий поставляют свои комплектующие на Минский завод колесных тягачей. Именно на колесные шасси, произведенные МЗКТ, установлены современные российские оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», подвижные ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь М», реактивные системы залпового огня «Ураган-1М». Благодаря белорусско-российскому сотрудничеству проведена глубокая модернизация средств ПВО – ЗРК «Печора-2М», разработан комплекс «Бастион».

Перспективными проектами сотрудничества Беларуси и России являются создание новых автоматизированных систем управления, систем радиоэлектронной борьбы, дистанционного зондирования Земли, средств радиосвязи. В настоящее время в рамках военно-технического сотрудничества 180 российских оборонных предприятий сотрудничают со 120 заводами белорусского ВПК.

В интересах военной безопасности Союзного государства реализовано более 20 специальных союзных программ и мероприятий. Ряд объектов военной инфраструктуры оснащены современным оборудованием для различных видов и родов вооруженных сил России и Беларуси на средства бюджета Союзного государства. Более того, построен целый ряд новых военно-технических объектов, реализованы программы по борьбе с преступностью, по обустройству внешней границы Союзного государства, что в том числе позволяет успешно функционировать сегодня Таможенному союзу трех стран.

Более 800 военнослужащих и представителей руководящего состава воинских частей Беларуси прошли обучение и подготовку в России, в том числе и по дефицитным воинским специальностям.

Тесно развивается сотрудничество в сфере охраны границы Союзного государства. На постоянной основе действует Пограничный комитет Союзного государства.

В рамках последнего заседания Пограничного комитета, состоявшегося в начале апреля 2012 года в Гродно, был подписан протокол Госпогранкомитетом Беларуси и ФСБ России о взаимодействии в области обмена информацией об обстановке на внешней границе Союзного государства и угрозах пограничной безопасности. На заседании был согласован и утвержден проект программы укрепления пограничной безопасности Союзного государства на 2012–2016 годы. Следует отметить, что благодаря предыдущей программе Союзного государства по обустройству внешней границы в эксплуатацию введены 2 пограничные заставы, 6 пограничных постов и другие объекты пограничной инфраструктуры.

Россия и Беларусь активно развивают сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. На уровне приграничных регионов у МВД России и Беларуси накоплен большой опыт сотрудничества. Регулярно проводятся совместные профилактические и оперативные мероприятия, а также масштабные комплексные операции, направленные на противодействие нелегальной миграции, незаконному перемещению товаров и грузов через российско-белорусскую границу.

Конструктивно развивается сотрудничество и по линии органов внутренних дел на транспорте. В первую очередь – по поддержанию правопорядка в сфере пассажирских перевозок в поездах межгосударственного сообщения. В 2011 году были сопровождены 3259 поездов этой категории. В результате данной профилактической работы зарегистрировано только одно преступление. Выявлены и привлечены к административной ответственности 1900 правонарушителей. Всего органами внутренних дел на транспорте МВД России для правоохранительных органов Беларуси в 2011 году задержано 69 разыскиваемых преступников и лиц, без вести пропавших.

Представляют угрозу безопасности Союзного государства и активные попытки Запада контролировать поставки энергоносителей в Европу, дипломатические шаги Вашингтона по убеждению среднеазиатских партнеров в необходимости транспортировки энергоносителей в обход России. Продолжаются попытки использования экономических методов давления на союзников России. Наиболее характерный пример – введение Западом санкций в отношении белорусских экспортеров. В этой связи стоит отметить, что дискриминационные меры направлены против субъектов хозяйствования, участвующих в кооперативных цепочках с российскими партнерами. Они знают, что делают!!!

Ведь деиндустриализация постсоветского пространства, нарушение существовавших во времена СССР производственных цепочек стали причиной спада промышленного производства в 90-х годах. И наша задача состоит в том, чтобы использовать все имеющиеся в распоряжении Баларуси и России возможности, чтобы не допустить негативных последствий этих действий Запада для экономик Беларуси и России. В этих условиях нам надо укреплять взаимодействие, особенно в тех  отраслях  экономики, которые являются наиболее чувствительными к санкциям (химическая и нефтехимическая промышленность, производство потребительских товаров и других). Надо отметить, что соответствующие заявления и действия предприняты руководством двух стран и можно рассчитывать на минимизацию возможных последствий, что только укрепит безопасность Союзного государства.

За период с 2000 года полностью или частично за счет средств союзного бюджета профинансировано выполнение 40 совместных программ, призванных восстановить производственные связи между хозяйствующими субъектами двух стран и вывести предприятия наших стран на качественно новый уровень производства. В реализации совместных программ участвуют около 180 предприятий Республики Беларусь и свыше 250 – России. 

Значимость союзных программ в развитии промышленности двух стран хорошо видна на примере дизельного автомобилестроения. За годы реализации программ Союзного государства по развитию отечественного дизельного автомобилестроения (годы реализации двух программ – 1999–2008) объемы товарной продукции на предприятиях-участниках увеличились с 4,9 млрд российских рублей до более 162 млрд российских рублей.

Заслуживает внимания программа по развитию производства интегральных микросхем, выполнявшаяся в 2003–2006 годах. На сегодняшний день объем мирового рынка производства интегральных микросхем составляет 170 млрд долларов в год. Россия и Беларусь практически не представлены на нем. За время реализации программы разработаны, изготовлены и поставлены предприятиям-пользователям 15 единиц особо точного оборудования 13 наименований. Эксплуатация этого оборудования показала его высокую эффективность и надежность.

Развитие глобальной экономики диктует странам – участницам Союзного государства необходимость найти свою нишу в глобальном международном разделении труда

Очевидно, что в данном контексте сегодняшние мировые экономические лидеры не заинтересованы в появлении нового конкурента на региональном, а тем более на глобальном уровне. Вступление России во Всемирную торговую организацию и курс Беларуси на вступление в ВТО делают невозможными приемы поддержки и развития промышленности за счет прямого стимулирования и протекционизма, которые успешно зарекомендовали себя на протяжении минувшего десятилетия. Очевидно, что промышленный рост, рост производительности труда необходимо обеспечивать за счет внедрения новых технологий и новых форм экономического взаимодействия. В этом плане опыт союзных программ в научно-технической сфере становится бесценным. За годы существования в Союзном государстве были реализованы либо находятся в процессе реализации программы в сфере космических технологий, разработки суперкомпьютеров и программного обеспечения, нано- и трансгенных технологий. Дальнейшее сотрудничество в формате союзных программ способно предоставить промышленным предприятиям России и Беларуси передовые технологии, необходимые для успешной конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.

Следует обратить внимание на такую форму сотрудничества в рамках Союзного государства, как союзные проекты. Реализация совместных проектов возможна в формате межгосударственной кооперации с активным привлечением частного бизнеса, что, в свою очередь, позволит дать двусторонней интеграции новый импульс в виде свежих идей и передовых технологий.

В последнее время в глобальной экономике обозначился ряд неблагоприятных тенденций, среди которых одной из наиболее острых является рост цен на продовольствие на мировом рынке. Это связано со стремительным ростом населения Земли, изменением климата, политической дестабилизацией регионов, традиционно ориентированных на экспорт продовольствия.

В этих условиях поддержка сельскохозяйственного производства является абсолютно обоснованной и общеприменимой в мировой практике. Так, дотации в сельское хозяйство США и Евросоюза составляют порядка 10% бюджета и достигают около 85 млрд долларов в год в Соединенных Штатах, 124 млрд евро в год – в странах Европы. В Японии всего 5 млн га сельхозугодий, но японцы обеспечивают себя продуктами питания на 75%. Россия, располагая десятой частью мировых запасов пашни, производит лишь 1,5% валового продукта мирового сельского хозяйства и обеспечивает себя продуктами питания на 50%. Сегодня у руководства России и Беларуси нет радикальных противоречий по вопросам поддержки экономики, включая сельское хозяйство. Есть понимание, что государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли должна быть направлена на повышение ее эффективности, конкурентоспособности и увеличение объемов производства. Тема поддержки сельского хозяйства приобретает особое значение в условиях вступления России в ВТО. И нам надо активно взаимодействовать по вопросам производства продовольствия. Здесь у России и Беларуси огромные возможности.

Социальная политика продолжает оставаться важным элементом внутренней безопасности Союзного государства

Основной особенностью социальной политики является то, что в отличие от национального государства перед Союзным стоит задача не только социальной защиты групп населения с разным уровнем доходов, образования, состояния здоровья, семейным статусом и др., но и создания равных условий социальной защищенности для граждан двух стран.

Уже неоднократно признавалось, что результаты белорусско-российской интеграции в «человеческом» измерении являются уникальными для других интеграционных образований на постсоветском пространстве. Можно констатировать, что главным достижением Союзного государства является то, что граждане Беларуси и России не чувствуют себя иностранцами на территории друг друга.

В настоящее время вступили в силу белорусско-российские договоренности, закрепляющие правовую основу социальных направлений строительства Союзного государства, обеспечивающих равные права граждан. Приоритет этого вектора работы неоднократно отмечался в совместных белорусско-российских заявлениях на высшем уровне.

Многое сделано в социально-трудовой сфере, в области охраны труда.

Разработано более 30 проектов унифицированных нормативно-правовых документов, закладывающих исходную базу правовой унификации в социально-трудовой области. Обеспечивается равная оплата труда для граждан Беларуси и России, отсутствует система квот на привлечение рабочей силы, формируется единая информационная база вакантных рабочих мест. Все это позволило многим белорусам (по официальным оценкам, около 400 тыс. человек) временно или постоянно трудиться в России.

Договор между Беларусью и Россией «О сотрудничестве в области социального обеспечения» определил порядок реализации прав граждан обоих государств, а также членов их семей в области социального обеспечения и обязательного социального страхования, предоставления пособий по временной нетрудоспособности и материнству, пособий по безработице.

Урегулирован вопрос о выплате пенсий гражданам Беларуси и России в случае переезда с территории одной страны на территорию другой. Предусматривается соблюдение принципа пропорциональности назначения и выплаты пенсий.

Граждане Союза освобождены от заполнения миграционных карт. От них требуется лишь регистрация по месту пребывания.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения России и гражданам России в учреждениях здравоохранении Беларуси, закрепило равные права на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, для граждан обоих государств, постоянно проживающих на основании вида на жительство на союзной территории.

Унифицирована программа общеобразовательной школы, взаимно признаются дипломы об окончании учебных заведений. Для абитуриентов из России и Беларуси обеспечиваются равные права при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения: обучение за счет средств государственного бюджета, выплата стипендии, предоставление жилья нуждающимся. Созданы совместные учебные заведения.

В 1998 году в Минске был открыт филиал Российского государственного социального университета, который обеспечивает подготовку по специальности «Социальная работа». Филиал осуществляет целевую подготовку специалистов для системы социальной защиты Беларуси. Актуальность его появления вызвана отсутствием в Беларуси системы подготовки кадров для этой сферы. В настоящее время по трем специальностям в филиале обучаются около 1300 студентов, из них более 300 – за счет средств Союзного государства.

Многое делает для расширения сотрудничества в сфере высшего образования Белорусско-Российский университет в г. Могилеве, где обучаются студенты за счет бюджета Республики Беларусь и федерального бюджета Российской Федерации.

В 2012 году открылась точка дистанционного доступа к образовательным ресурсам Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в Белорусском национальном техническом университете. Она обеспечивает возможность дистанционного повышения квалификации специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности по 56 учебным программам.

Но есть еще темы, над которыми мы должны активно работать, – студенты, дети, пенсионеры, а также медицинское обслуживание, пособия по временной нетрудоспособности и родам и другие… Об этом шла речь в г. Петрозаводске на научно-практической конференции по социальной политике Союзного государства.

В современном мире трудно переоценить значение такого ресурса, как информация

За короткий промежуток времени медиасфера эволюционировала в огромную глобальную индустрию формирования настроений, взглядов, развлечений и даже в специфическое орудие войны.

Посредством подконтрольных и ангажированных СМИ идет усиление пропаганды североатлантического и «европейского» выбора на Украине и в Беларуси, критика со стороны прозападных политических сил в этих странах идеи интеграции с Россией. Наблюдается активизация действий спецслужб стран Запада на территории Беларуси и России по дестабилизации общественно-политической ситуации, применение методов «информационной войны».

Отдельно можно выделить отработанные в последние несколько лет каналы распространения информации, внедренные в социальные сети. Развитие обстановки социальной напряженности в странах Магриба и Ближнего Востока было бы невозможным как без распространения деструктивной информации через социальные сети, так и координации действий между участниками беспорядков посредством социальных сетей. Это поднимает вопрос об информационной безопасности, от обеспечения которой во многом будет зависеть перспектива развития союзного строительства.

Наличие эффективных СМИ и ведение активной информационной политики – задача, решение которой возможно при условии скоординированной информационной политики Беларуси и России.

Большое значение в данном случае имеет качество работы органов Союзного государства по формированию благоприятной нормативно-правовой, идеологической и хозяйственной среды функционирования СМИ Союзного государства. При этом следует понимать, что эффективная работа союзных изданий возможна только при активном использовании инноваций в организации и распространении информационных потоков, применении способов влияния как на потенциальную аудиторию, так и на общество в целом.

Приходится констатировать, что в Союзном государстве отсутствуют основополагающие признаки единого информационного пространства – единое финансирование, единое управление. Кроме того, разнятся условия функционирования субъектов хозяйствования, потенциальные возможности СМИ двух государств по вопросам функционирования сетевых СМИ, регламентация участия иностранного капитала в акционерных обществах, редакциях СМИ, лицензирование телерадиовещания.

Для более полного информирования населения, для доступа граждан Беларуси и России к объективной информации о событиях в двух странах, для полноценного освещения событий в Союзном государстве единое информационное пространство жизненно необходимо. В связи с этим необходимо актуализировать важнейший аспект союзного строительства, а именно – построение и развитие единого информационного пространства.

К сожалению, такого единого информационного пространства Беларусь и Россия сегодня не имеют. Единым сегодня является только интернет-поле, и можно также подписаться на печатные СМИ. Что касается радио и телевидения, то, конечно, Беларусь не располагает необходимыми финансовыми возможностями по организации своего вещания на всей территории Союзного государства. Поэтому тематика Союзного государства в лучшем случае звучит в медиасфере от Бреста до Урала, а не до Сахалина. И только изредка, благодаря мероприятиям Союзного государства организовываются пресс-туры в Беларусь российских журналистов  центральных и региональных СМИ, которые и доносят до потребителей информацию о Беларуси. В Беларуси же все новости России известны каждому. Должен констатировать, что необходимой поддержки по расширению белорусского вещания в России сегодня нет. И скажу более, по непонятным причинам инициируется даже предложение по переводу Телерадиовещательного объединения Союзного государства (ТРО «Союз») на внебюджетное финансирование. Такая спешная коммерциализация телерадиоканала, убежден, приведет к значительному снижению информированности граждан Беларуси и России о жизни Союза.

Хотел бы проинформировать участников конференции, что Постоянный Комитет работает над совершенствованием своей деятельности на информационном поле, в том числе через собственные издательские проекты и различные информационные мероприятия. Проводятся научно-практические конференции, «круглые столы», пресс-конференции и пресс-туры, совместные медиафорумы, актуализируются публикации в газетах «Союз», «Союзное вече» и журнале «Союзное государство»,  используются для размещения материалов по союзной тематике белорусские и российские журналы и газеты, активно включен в работу наш интернет-ресурс. Мы считаем, что информационное поле Союзного государства играет важную роль по обеспечению защиты и безопасности от наскоков извне недоброжелателей по отношению к проводимой руководством Беларуси и России политики, направленной на тесную интеграцию.

Мировые тенденции побуждают нас уделять все более тщательное внимание самому разнообразному информационному обеспечению процессов строительства Союзного государства, и чем более широкий спектр новостных ресурсов будет к этому подключен, тем эффективнее и качественнее будет воздействовать в положительном контексте на граждан Союзного государства данная информация.

Всемирная информационная паутина еще не стала всеобъемлющей, но она уже сегодня оказывает большое влияние на нашу жизнь. Этот процесс идет быстрее, чем можно себе представить. Из технического изобретения интернет превратился в феномен, влияющий на все стороны жизни человечества. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что развитие интернет-технологий открывает перед обществом множество перспектив и обеспечивает качественный прорыв в самых разных сферах. Феномен интернета сегодня невозможно не учитывать и в политике, в том числе при строительстве Союзного государства.

Беларусь и Россия на сегодняшний день являются пока только лишь потребителями новейших информационных технологий. Без единого информационного пространства, о чем уже говорилось, создающего взаимовыгодную интеграционную основу для развития делового сотрудничества во всех областях политической, экономической и культурной жизни, интеграция государств становится весьма проблематичной. Единое информационное пространство, обеспечивая торговые, финансовые, транспортные, информационные и технологические потоки, будет способствовать ускоренному развитию не только макроэкономических, но и региональных процессов.

Для того чтобы освещение процессов строительства Союзного государства соответствовало современным мировым тенденциям, необходимо внедрение следующих инновационных подходов в деятельности союзных СМИ:

Первое – интерактивность, или возможность конечного получателя информации – зрителя, читателя, интернет-пользователя – участвовать в дискуссии на актуальные темы (опросы во время общественно-политических программ, публикация мнений читателей на страницах газет, комментирование материалов на страницах интернетов-сайтов и форумов).

Второе – активная работа в социальных сетях. Необходимо, чтобы Союзное государство было представлено в наиболее популярных социальных сетях, то есть имело страницы с максимальным новостным наполнением, а также инструментальные возможности добавления информационного продукта на страницы активных пользователей соцсетей, которые формируют общественно-политические настроения.

Третье – мультимедийность. Это подразумевает под собою создание полноценных мультимедийных информационных продуктов. Современный потребитель информации нуждается в наглядности новостного продукта. Это значит, что необходимо не только наличие печатного текста, но и фото-, видеоматериалов по наиболее актуальным сюжетам.

Именно такую задачу мы ставим перед собой и союзными СМИ.

 
Теги: Брест, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Территория Евразии, стратегическую часть которой занимает Союзное государство, имеет важное геополитическое значение для всего мира, отметил в своем докладе...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика