Противостоять угрозам может лишь сплоченное общество. 21.by

Противостоять угрозам может лишь сплоченное общество

12.06.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Это актуально для любого государства, особенно столь уникального, как Союзное государство Беларуси и России.

Вопросы безопасности, в силу универсальности своего характера, тесно переплетаются с социальными, экономическими, политическими и даже идеологическими проблемами, существующими в том или ином обществе. Именно поэтому задача обеспечения безопасности как отдельных граждан, так и всего государства решается сегодня не только силовиками, но и исследователями, учеными, экспертами в различных областях знаний и практического опыта.

Как выразился когда-то герой замечательной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» старшина Васков: «Война – это ведь не кто кого перестреляет, а кто кого передумает!»

Конечно, «холодная война» уже, по общему мнению, отгремела. Отодвинулась, перестала быть неизбежностью глобальная «горячая война». Однако осталось политическое, информационное, экономическое противостояние ведущих государств планеты. Осталось унаследованное от прежних времен стремление некоторых правительств решать свои проблемы за чужой счет, желание видеть мир однополярным и подчиненным одной воле.

Остались угрозы и вызовы. Любому государству. Особенно столь уникальному, не имеющему пока аналогов в международном сообществе, как Союзное государство России и Беларуси.

Об этом говорил в своем эксклюзивном интервью «СВ» Виктор Петрищев, доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Научно-исследовательского центра ФСБ России.

Доктор Петрищев выступал на научно-практической конференции как эксперт с двумя докладами. Это обстоятельство и дало нам повод обратиться к нему с вопросами.

– Затрагивая тему Союзного государства, мы, как правило, говорим о том, что нас объединяет. Таких факторов великое множество, не хотелось бы перечислять их все – не хватит газетных площадей. Но все же трудно поверить в идентичность российских и белорусских подходов по всем проблемам и во всех областях. Скажите, насколько близки и схожи позиции России и Беларуси в вопросах безопасности и особенно в сфере трактовки существующих угроз?

– Действительно, факторов, которые сближают наши страны, гораздо больше, чем тех, которые могли бы противопоставлять их друг другу. У нас общая история, единое советское прошлое. Культура, ментальность, психология, традиции, верования, представления о нормах поведения, нравственные установки народов, населяющих Российскую Федерацию и Республику Беларусь, очень близки, а если быть более точным – родственны. Поэтому неслучайно и угрозы своей безопасности Россия и Беларусь воспринимают практически идентично.

Угрозы безопасности по отдельности для Беларуси и России формируют совокупность угроз безопасности Союзного государства в целом. Но масштабы и степень влияния этих угроз на безопасность общества и государства различны для каждой из входящих в Союз стран.

Например, настоящим потрясением и испытанием для Республики Беларусь стал взрыв в Минском метрополитене 11 апреля 2011 года, в результате которого погибли 15 человек и около 200 получили ранения. А сколько россиян знают и помнят сегодня о двух взрывах, которые были произведены смертниками в Махачкале совсем недавно,  4 мая 2012 года? Общая мощность взрывов тогда составила около 150 кг в тротиловом эквиваленте, погибли 11 человек, более 100 получили ранения. К сожалению, с конца 90-х годов прошлого столетия российская действительность приучила обывателя воспринимать такого рода сообщения как обыденную информацию, а сами акты терроризма превратились чуть ли не в повседневную реальность.

Другой фактор, воспринимаемый в качестве угрозы безопасности, – это рост нерегулируемой миграции. Если для Беларуси он является скорее гипотетической, нежели реальной угрозой, то для России за последние десять лет нелегальная иммиграция превратилась в масштабную системную проблему, которая уже сама порождает целую гамму угроз: межэтническую, межнациональную и социальную напряженность, этническую преступность, активизацию исламистских ячеек. Наблюдатели утверждают, что Российская Федерация занимает второе место после США по количеству трудовых мигрантов. По данным ООН, их в России более 12 миллионов. Если же учесть высокую латентность незаконной миграции, то это число возрастет в 1,5–2 раза. На серьезные проблемы, порождаемые накрывающими Россию иммиграционными потоками, обратил внимание В. Путин в одной из своих программных статей, где в качестве реальной альтернативы неконтролируемым миграционным потокам он назвал тесную интеграцию на постсоветском пространстве.

Наконец, серьезно разнятся масштабы влияния коррупции на социально-политическую обстановку и уровень обеспечения безопасности Беларуси и России. Не обладая достаточной информацией, сложно дать оценку уровня коррумпированности белорусских чиновников, но, полагаю, российские коллеги в этом азартном «виде спорта» оставили их далеко позади. Даже те факты, которые стали уже достоянием общественности, свидетельствуют о впечатляющих масштабах коррупции в Российской Федерации. Дав мощные всходы на почве так называемой приватизации в начале 90-х годов XX столетия, сегодня коррупция, по существу, превратилась в системообразующий фактор экономической и социально-политической жизни России. Поэтому высшее руководство страны в последнее время много внимания уделяет именно этой проблеме.

Как видите, различные масштабы и степень влияния на ситуацию одних и тех же угроз безопасности в России и Беларуси приводят к различию уровней напряженности оперативной, криминальной и социально-политической обстановки, что, в свою очередь, повышает, «загрубляет» порог реагирования на эти угрозы в Российской Федерации в сравнении с ситуацией в Беларуси. Так, например, для сотрудников белорусских правоохранительных органов сегодня актуально осуществление профилактических антиэкстремистских мероприятий в молодежной среде. А вот для их российских коллег приоритетными задачами являются другие: выявление и пресечение угроз безопасности, исходящих от международных террористических организаций и структур, осуществляющих ресурсную поддержку бандподполья; перекрытие каналов проникновения на территорию Российской Федерации членов международных террористических и экстремистских организаций; розыск и нейтрализация бандглаварей; обеспечение антитеррористической и противодиверсионной защиты объектов транспорта, промышленности, мест массового пребывания людей.

– То есть получается, что в Беларуси больше обращают внимание на внутренние угрозы, а вот Россия вынуждена бороться с вызовами, исходящими извне?

– Нет, не совсем так. Вернее, совсем не так. Попытки инициировать извне масштабные антиконституционные проявления не прекращаются на территории всего Союзного государства. Поэтому одной из приоритетных общих задач для России и Беларуси в сфере безопасности является противодействие иностранным неправительственным и международным организациям. Мы все знаем, что весьма часто сотрудники этих организаций вмешиваются во внутренние дела наших стран, пытаются навязывать западные либеральные ценности, формировать и направлять деятельность всевозможных оппозиционных структур, организовывать масштабные протестные социально-политические акции антиконституционной направленности. Словом, их цель достаточно четко определена – дестабилизировать обстановку на территории Союзного государства в целях его ослабления.

Не секрет, что такая деятельность подобных организаций определяется геополитическими интересами и устремлениями правящих кругов США, ряда государств Западной Европы, а также исламского мира и направляется их специальными службами. Свидетельством вмешательства во внутренние дела других государств является небезынтересный документ, утвержденный 23 октября 2002 года президентом США Дж. Бушем: «Акт о российской демократии за 2002 год». В соответствии с этим документом были выделены средства для «развития демократии, передовых методов управления и антикоррупционных программ в Российской Федерации, с тем чтобы укрепить демократические принципы правления, гражданское общество и независимые средства массовой информации в этой стране». Далее в этом программном документе закреплялись стратегические установки по дальнейшему «развитию демократии и свободы» в России. Излишне напоминать, что американская администрация никогда не занимается благотворительностью и вкладывает доллары только в те проекты, которые работают на интересы США.

Особая ставка делается зарубежными политтехнологами на молодежь. Так, обучение и идеологическая обработка лидеров белорусских «неформальных» молодежных движений, таких, например, как «Зубр», осуществлялись при содействии Международного республиканского института США как на территории Беларуси, так и в странах Центральной Европы, в Сербии, Польше и Литве. К их подготовке активно привлекались активисты молодежных оппозиционных организаций из Грузии и Украины. Известно и то, что в Беларусь в целях «оказания практической помощи» молодежным демократическим организациям направлялись сербские специалисты по организации акций протеста со знанием русского языка. Руководство и координация их деятельности осуществлялись функционерами организации «Отпор», связанными с сотрудниками британской разведки в Белграде. Члены «Отпора», а также украинских и грузинских молодежных организаций принимали участие в несанкционированных митингах и демонстрациях в Минске. Из страны были выдворены активисты грузинской организации «Кмара», которые на частных квартирах вели обучение членов белорусской молодежной организации «Зубр», а также прикрывавшийся дипломатической должностью резидент ЦРУ и руководитель фонда Дж. Сороса в Минске.

– Что же противопоставить таким попыткам дестабилизировать ситуацию в наших странах, вовлечь молодежь в протестные движения и вообще изменить в свою пользу существующий порядок вещей? Наверное, одних только усилий спецслужб мало?

– Сплоченность общества. Зрелость гражданской позиции большинства населения. Патриотизм, который сегодня, к счастью, уже перестал быть термином с негативной окраской, каковым являлся в 90-е годы.

Например, для Российской Федерации как многонационального и многоконфессионального государства большое значение имеет состояние межнациональных отношений. Вспомним, что в период подготовки развала Советского Союза инициаторы этих разрушительных процессов в качестве одного из главных объектов своих нападок избрали интернационализм, который был мощным фундаментом укрепления общественных отношений и государственности в СССР. Интернационализм и патриотизм стали трактоваться как признаки приверженности к застойным временам и казарменному социализму. В итоге трещины в теле мощной державы прошли по самой чувствительной и ранимой зоне – области межнациональных отношений.

Сегодня в России, копируя западный либеральный подход, много говорят о необходимости внедрения и поддержания в общественной жизни толерантности. Но ведь толерантность – это не просто шаг назад в сравнении с интернационализмом. Это – принципиально иная платформа построения межчеловеческого общения, которая, по существу, является антиподом интернационализма и тяготеет к национализму. Ведь если в основе интернационализма заложена идея сближения представителей различных национальностей, религий, культур, укрепления дружбы между ними, то сущностным элементом толерантности является их противопоставление, разделение, обособление. А это становится основой для роста недоверия между отдельными национальными, социальными, религиозными и культурными группами населения, провоцирует рост напряженности и взаимной агрессивности.

Неслучайно так называемая «политика мультикультурализма», основополагающим принципом которой является толерантность, завершилась крахом на Западе, и этот факт официально признавали лидеры западных стран.

– Тем не менее существуют положительные примеры мультикультурализма: США, Аргентина, Австралия, Канада, Новая Зеландия… Эти страны принято называть melting pot – плавильный котел, и они уже в течение многих десятилетий достаточно успешно решают свои национальные проблемы.

– Вот именно «плавильный котел». Считаю, все дело в адаптации мигрантов к условиям и требованиям той страны, куда они приехали на постоянное жительство.

Сегодня мы имеем редкую возможность грамотно и осмотрительно выстраивать межнациональные отношения, учитывая уроки стран Запада, вносить коррективы в миграционную политику. При ее формировании, думаю, безусловным приоритетом должно быть благополучие коренного населения страны. А это возможно лишь в том случае, если мигранты вливаются в устоявшуюся этнонациональную структуру небольшими группами, адаптируются к новым условиям и с уважением относятся к существующим в стране пребывания законам, порядкам и правилам общежития.

Полагаю, что политическое руководство Союзного государства и его гражданские институты при формировании грамотной, взвешенной, просчитанной на десятилетия вперед политики межнациональных отношений должны опираться на принцип дружбы народов, принцип интернационализма. В этом случае в основе межнациональных отношений будут лежать взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, на базе которых будут формироваться единство народов, общие социально-политические цели и интересы. И эти цели и интересы должны быть выше и важнее узконациональных, более значимыми и привлекательными для большинства населения, чем идеологические концепции, разъединяющие людей и противопоставляющие их друг другу.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Это актуально для любого государства, особенно столь уникального, как Союзное государство Беларуси и России.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика