Сотрудники госконтроля проверили работу акционерных обществ и коммунальных предприятий бытового обслуживания, подотчетных госучреждению «Управление бытового обслуживания Гомельской области». Выявлены факты невыполнения социальных стандартов.
Предприятиями, входящими в структуру названного управления, эксплуатируется 282 комплексных приемных пункта бытового обслуживания, что составляет 93% от их общего количества на селе.
Однако при этом, на их долю приходится менее трети объема бытовых услуг, оказываемых в сельской местности предпринимателями.
Основную долю выручки принесла реализация швейной и ритуальной продукции. В то время как «за кадром» осталось развитие таких социально значимых и востребованных населением услуг, как ремонт швейных изделий, обуви, услуги парикмахерских, а также шиномонтаж, обкашивание территорий, производство деревянных и железобетонных заборов.
Как следствие – «микроскопическая» рентабельность либо полное отсутствие таковой. К примеру, выручка, полученная за прошлый год комплексным приемным пунктом в агрогородке Озаричи ОАО «Райбытуслуги» (г. Калинковичи), составила всего лишь 3,1 млн. руб. Притом, что на строительство и оснащение пункта из бюджета было затрачено более 270 млн. руб. При такой работе, отмечают в КГК, чтобы окупить вложенные затраты, потребуется как минимум 100 лет...
Аналогичная ситуация сложилась и в других проверенных предприятиях «бытовки». Общая сумма убытков за 2011 год составила 3 миллиарда рублей, а за первый квартал текущего – 800 миллионов.
Одна из причин такого плачевного положения дел в том, что услуги оказываются по ценам, ниже их фактической себестоимости. Формирование низких цен при наличии высокой конкуренции со стороны частников, значительно упрощало для комбинатов бытового обслуживания процесс реализации бытовых услуг. А также помогало выполнять условия оказания государственной поддержки (рост объема услуг в фактических ценах), что в свою очередь позволяло пользоваться бюджетными деньгами. Благодаря чему объем оказанной господдержки вдвое превысил убытки.
Правда, рациональность использования дотаций – отдельная печальная история. Шесть предприятий отрасли КГК уличил в незаконном получении и неэффективном использовании, с нарушением законодательства более 800 миллионов «бюджетных» рублей.
Особенно отличилось на этом поприще ОАО «Житковичский РКБО».
Здесь во всю занимались приписками объемов услуг, оказанных лишь на бумаге. За два года житковичские «бытовики» насочиняли на 353 миллиона рублей. Что позволило им получить из бюджета более 120 млн. не виртуальных, а вполне реальных рублей.
Деньги на ветер пустили и в ОАО «Рогачевский КБО».
В 2010-м году руководство предприятия направило 72,2 млн. руб. на ремонты комплексных приемных пунктах в агрогородках Звонец и Лучин. Однако практически сразу после ремонта они были закрыты...
В Петриковском районе в десяти таких пунктах в прошлом году не использовалось оборудование стоимостью 29 млн. руб. (швейные машины, оверлоки, пресса для приклейки подошв и подметок).
Впрочем, это можно считать мелким недочетом на фоне того, как «используют» предприятия бытовой сферы свои объекты недвижимости. Например, ОАО «Светлбытсервис» с 1999 года не эксплуатирует здание дома быта общей площадью 727 м кв. в горпоселке Паричи. Аналогичные факты выявлены в Жлобинском, Рогачевском, Житковичском и Наровлянском районах. Кроме того, во всех проверенных КБО имеют место нарушения правил бытового обслуживания населения.
По результатам проверок к административной ответственности привлечено 64, а к дисциплинарной – 83 виновных лица. Материалы рассмотрены на коллегии КГК Гомельской области, по итогам которой облисполкому предложено выработать эффективную систему управления бытовым обслуживанием, разработать комплекс мер, направленных на рост объемов услуг населению с одновременным снижением их себестоимости.