В каком направлении должно идти развитие политической системы в Беларуси?
16.08.2012
—
Разное
|
Избирательная кампания приближается к самому интересному этапу — предвыборной агитации. Политические партии на съездах выдвигают потенциальных кандидатов в депутаты парламента, как обычно, звучат громкие заявления, устраиваются пикеты, различные акции. И хотя парламентские выборы по накалу страстей всегда уступают президентским, интерес к нынешней кампании у политиков и экспертов особый. Дело в том, что предстоящие выборы могут стать некой отправной точкой в дискуссии о реформировании политической системы государства. По какому пути могут пойти возможные политические преобразования? Насколько они актуальны для страны? Как оживить избирательный процесс и внести в него интригу? Свой взгляд на эти вопросы “НГ” изложил кандидат политических наук Всеволод ШИМОВ. Соблюсти баланс интересов
— Общая проблема постсоветских государств заключается в крайне неудачном опыте партийного строительства. В отличие от стран Запада, где традиции парламентаризма, соответствующая политическая культура складывались столетиями, причем сопровождались большими социальными потрясениями и революциями, в постсоветских республиках попытались пройти этот путь вдруг и сразу после распада Союза. Да, институты парламентаризма в Российской империи, а Беларусь была ее составной частью, начали развиваться еще в начале прошлого века. Однако этот процесс был прерван Октябрьской революцией и Гражданской войной. В итоге развитие гражданского общества как основной питательной среды для партий было заморожено и в стране на 70 лет установилась жесткая однопартийная система. Не удивительно, что открывшиеся после распада СССР политические шлюзы вызвали волну неуправляемого социального хаоса и “партийного многоцветья”. Слабые, малочисленные партии, появлявшиеся как грибы после дождя, иногда буквально за одну ночь, не имели реального влияния в обществе и очень быстро ушли в небытие. Им на смену пришли партии олигархического образца, лоббирующие интересы крупного капитала. Показательный пример — Украина, где свободы и плюрализма через край, партии сменяют друг друга у власти, а счастья все нет, потому что сложившиеся “партийные системы” практически не ориентированы на обслуживание интересов и запросов избирателей. В Беларуси для выхода из хаоса 1990-х выбрали путь консервативной модернизации, основанный на сохранении и укреплении роли сильного централизованного государства с жесткой исполнительной вертикалью. Такая модель позволила мобилизовать и сконцентрировать все ресурсы, избежать многих социальных потрясений, развала промышленности и сельского хозяйства. Однако взамен мы получили консервацию партийной системы фактически в зачаточном состоянии. С развитием экономики, либерализацией экономических отношений и расширением прослойки среднего класса назрела необходимость вносить какие-то коррективы в политическую систему с тем, чтобы перейти к более сбалансированной модели, сочетающей элементы как сильной исполнительной власти, так и многопартийного парламентаризма. Параллельные миры
— Очевидно, что большинство существующих в Беларуси партий попросту не готовы к серьезной политической деятельности. Партийная система предполагает наличие проправительственных и оппозиционных сил, на их балансе все и держится. Главная проблема белорусской системы состоит в том, что нет адекватного противовеса существующей власти. Пока получается так, что сам бренд оппозиционности у нас монополизирован группой лиц, которая принципиально находится вне политической системы, получает подпитку с Запада и не видит себя в иной роли. Ведь гораздо проще и удобнее критиковать, бойкотировать, устраивать провокации, нежели брать на себя ответственность перед избирателями. В силу этих причин существующая оппозиция фактически недоговороспособна, хотя на самом деле наша власть, как и любая другая, заинтересована в наличии конструктивной оппозиции в стране вообще, и в парламенте в частности. Всегда хорошо иметь альтернативные варианты, решения, поскольку в споре рождается истина, а здоровая критика только повышает дееспособность власти. Однако сегодня и власть, и те, кто называет себя оппозицией, существуют в каких-то параллельных, непересекающихся мирах. И это действительно проблема. С чистого листа
— Фактически речь должна идти о создании партийной системы страны с чистого листа. А для этого нужны новые лица, яркие харизматичные личности, которые могли бы предложить избирателям действительно конкурентные реальные программы развития, а не набор популистских клише. Причем, если мы говорим о трансформации политической модели, то важно помнить, что основная задача, которая стоит перед нами, — максимально повысить конкурентоспособность Беларуси на международной арене, и, естественно, возможные политические преобразования должны отвечать тем социальным запросам, которые есть сегодня в обществе. Понятно, что нынешние выборы пройдут в рамках уже сложившихся законодательных правил, но не исключено, что именно эти выборы подскажут, в каком направлении нужно двигаться дальше по пути политической либерализации. Возможно, что-то прояснится к президентским выборам 2015 года. Но, с другой стороны, я не стал бы форсировать события. В стране сегодня нет чрезвычайной ситуации и поводов для радикальных перемен. Все должно происходить в рамках сложившейся модели и политических традиций. Это некая основа, которую нужно развивать, совершенствовать, но не ломать через колено. Политика вообще достаточно консервативная сфера, и в ней не следует гнаться за уникальностью.
— Безусловно. Неправительственные структуры, если они занимают конструктивную позицию, служат основой для самоорганизации граждан. Ведь что такое партии? Это посредник между гражданским обществом и государством. Партия аккумулирует запросы и чаяния тех или иных слоев населения и идет на выборы с целью реализации этих интересов. Поэтому партийное строительство должно происходить исключительно снизу. Нам уже знаком опыт некоторых постсоветских республик, когда, с одной стороны, искусственно, “сверху” создаются партии власти, а с другой — извне формируются различные неправительственные организации, которые нередко становятся агентами влияния и, прикрываясь благими пожеланиями, навязывают обществу свою повестку. Эти крайности и есть следствие незрелости гражданского общества. Мораль заключается в том, что такое аморфное, раздробленное общество становится легкой добычей деструктивных сил.
— В принципе, возможен и такой сценарий. На волне появления партии власти, которая будет сформирована именно по инициативе самих граждан, активистов “Белой Руси” и сторонников действующего Президента, вполне могут сложиться альтернативные здоровые политические силы, конкуренция между которыми будет способствовать совершенствованию политической и экономической системы государства. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Свой взгляд на эти вопросы “НГ” изложил кандидат политических наук Всеволод ШИМОВ. |
|