Об этом “НГ” спросила у людей в преддверии сентября, когда для тысяч школьников, студентов, молодых специалистов тема адаптации становится наиболее актуальной
Игорь ШАТАЛОВ, преподаватель БНТУ: — Нужно хорошо трудиться, быть инициативным, демонстрировать свои знания, полученные в учебном заведении или на прежнем месте работы. Конечно, сначала не все получается, поэтому на первых порах следует поднапрячься: иногда взять работу на дом, попросить совета у коллег, самому поискать пути решения рабочих вопросов. Ответственное выполнение своей работы, а также уверенность в себе — вот главные составляющие успеха на новом месте.
Елена БОГДАН, минчанка: — Думаю, немаловажно установление дружеских отношений с новым коллективом, будь то школа, университет или какая-либо иная организация. Самый простой способ — найти единомышленника, человека, близкого по духу, интересам и жизненным взглядам. А он в свою очередь поможет подружиться с остальными. Ведь в одиночку очень сложно не только работать, но и просто находиться в сформированном коллективе.
Татьяна СЫЧ, работник школы: — Адаптации в новом коллективе всегда помогает одно общее дело. Поэтому не стоит пренебрегать внерабочими мероприятиями, которые организуют инициативные работники. Это может быть совместная поездка на экскурсию, подготовка к какому-нибудь празднику, полезными бывают даже корпоративные вечера. Мы, например, сейчас трудимся на пришкольном участке, и, надо сказать, заметно сблизились с коллегами, узнали друг о друге много нового. Когда же занимаешься своими основными обязанностями, не всегда хватает времени на душевные беседы.
Татьяна УШАКЕВИЧ, заведующая лабораторией психологии Минского городского психоневрологического диспансера: — На адаптацию к новому рабочему месту уходит порой два месяца и более. И, как ни странно, труднее всего дается налаживание отношений с коллективом. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей новичка. Активный человек всегда возьмет инициативу в свои руки. А вот замкнутому и скромному бывает непросто влиться в рабочий процесс. И здесь руководитель либо преподаватель, беря на работу нового сотрудника, принимая новую группу студентов или новый класс, должен иметь это в виду и помочь наладить контакт в коллективе. В доброжелательной атмосфере любая работа будет спориться.
Владимир МАЗУРКЕВИЧ, пенсионер: — Чтобы привыкнуть к новому месту, одного дружного коллектива бывает недостаточно. На мой взгляд, еще важна обстановка, которая окружает человека. Я имею в виду элементарный комфорт. Если ты приходишь на новое рабочее место, а у тебя под окнами постоянно гудит и “пахнет” завод, в кабинете нет даже чайника, летом жарко, а зимой жутко холодно, то, конечно, такая работа не будет в радость.
Татьяна КОРНЕЕВА, начальник лаборатории: — Не думаю, что адаптация к обычным будням — это всегда правильно. На мой взгляд, это уже привычка, причем вредная. Конечно, важно подходить к своему делу ответственно, но если человек привыкает делать одну и ту же работу, она превращается в рутину. Он знает, что его ждет сегодня, завтра и послезавтра, и, я уверена, будет идти на работу или учебу без особого энтузиазма. Чтобы этого не произошло, нужно стараться ежедневно открывать для себя что-то новое, удивляться, поднимать самому себе настроение и приступать к своим обязанностям с удовольствием.
Марина КЛЕНКОВА, маркетолог, мама девятиклассницы: — Вливание в новый класс — всегда большой стресс для ребенка. Поэтому, чтобы новенького приняли в коллектив, важна помощь учителя. Особенно это касается детишек младшего школьного возраста, ведь преподаватель для малышей как вторая мама. Да и старшеклассники, которые уже давно нашли себе друзей, бывает, неохотно принимают в свою компанию новичка. Поэтому на плечи учителя ложится обязанность подружить ребят. Ведь именно в школе формируются все наши личностные качества, которые будут с нами всю жизнь.
Дмитрий КОХНО, телеведущий: — Многое зависит от образа жизни человека. В первую очередь, как ни удивительно это прозвучит, важно высыпаться. Хороший сон восемь часов в сутки позволит плодотворно работать целый день. Так можно получить больше шансов на успех в первые рабочие дни. А еще нужно поддерживать порядок на рабочем месте. Хотя и говорят, что гении правят хаосом, у каждого должен быть свой упорядоченный хаос. Тогда в делах и мыслях все будет последовательно, и с адаптацией никаких проблем не будет.
Об этом “НГ” спросила у людей в преддверии сентября, когда для тысяч школьников, студентов, молодых специалистов тема адаптации становится наиболее актуальной