Большой театр как чудо, или Что нужно для рождения шедевра. 21.by

Большой театр как чудо, или Что нужно для рождения шедевра

23.08.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Истину о том, что театр начинается с вешалки, хорошо понимаешь в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси. Поражает красота внутреннего убранства и теплая атмосфера, которая царит в стенах театра. А на спектакле поневоле восхищаешься талантом актеров. Создается впечатление, что работа этого храма искусства отлажена, словно часовой механизм. За тем, чтобы внутренние часы Большого театра были точны, следит его генеральный директор Владимир ГРИДЮШКО. Сегодня он – гость «СВ».

– В Беларуси вас помнят по телевизионной программе «Усе мы родам з дзяцінства» («Все мы родом из детства»). А каким было ваше собственное детство?

– Безоблачным и счастливым. Было много возможностей для занятий творчеством. Помню, с друзьями во дворе дома создавали самодеятельный театр, похожий на кукольный. В музыкальной школе занимался по классу баяна. Да и вообще, здорово было. Летом все время мяч на улице гоняли, а зимой расчищали место на реке Березина и играли в хоккей, катались на лыжах, коньках.

С детьми связано и начало моей трудовой деятельности – музыкальный руководитель в пионерском лагере. Деньги платили небольшие, но на карманные расходы можно было заработать. И потом с детьми работал все время:  я ведь учитель по первому образованию.

–  И всегда, насколько я знаю, были лидером. От кого унаследовали эти качества?

– От родителей, наверное. Мои мама и папа были добрые, справедливые  люди. Всегда можно было с ними и посоветоваться, и поплакаться. Всегда относились к своим детям, как к равным. Значительное влияние оказала и школа.

– По первому образованию вы математик, по второму – историк, специалист в области общественных дисциплин, а по третьему – специалист в области управления, экономист. Насколько точность расчета и знание прошлого помогают вам руководить Большим театром?

– Математиком стал, можно сказать, случайно. Мне на выпускном экзамене в школе поставили четверку, а я решил доказать всем, что знаю математику лучше, и подал документы на физмат пединститута. И поступил. Хотя с детства мечтал стать врачом.

– В одном из своих интервью вы признались, что и подумать не могли, что когда-нибудь возглавите Большой театр?

– У меня и правда мыслей таких не было никогда. Но я рад, что это случилось.

– За что вы любите свою работу?

– Вопрос из разряда – за что вы любите своих детей, жену. Я испытываю радость от каждой премьеры, от каждого реализованного в театре проекта. Ведь один и тот же спектакль всякий раз открывается зрителю по-новому: с одним актерским составом – одна история, с другим – другая. Поэтому зритель ходит не только на спектакли, но и на имена. Скажем, когда у нас поет прима Мариинского театра Ирина Гордей, к примеру, партию Тоски в одноименном спектакле, в театре всегда аншлаг. К слову, нашим театром достигнута договоренность с известным немецким режиссером, профессором Хансом-Йоахимом Фраем о постановке «Летучего голландца» на музыку Рихарда Вагнера. Премьера состоится в декабре будущего года и будет приурочена к 200-летию Вагнера. Стараемся, чтобы в каждом спектакле были задействованы лучшие голоса белорусской оперы.

– Вы согласны, что театр, самое живое из искусств, никогда не будет предан забвению?

– Знаете, погубить все можно очень быстро. И в свое время была сделана такая попытка. Из Большого театра сделали три независимых коллектива, но ни к чему хорошему это не привело. Убежден, что сам по себе театр никогда не умрет. Если у актеров есть желание развиваться, творить, театр будет жить. Напомню, что театр «Батлейка» появился в Беларуси в начале ХVI века, но собирает зрителей и сегодня. Любовь к театру у белорусов в генах.

– На спектаклях у вас много молодежи. А ведь бытует мнение, что молодые люди сидят в социальных сетях и все меньше интересуются живым искусством. 

– Я бы поспорил, молодежь любит театр. Уже говорили, что и общение с книгой уйдет в прошлое, но этого не случилось. Кто-то читает книги в электронном виде (но это тоже книга!), однако немало и тех, кто по-прежнему предпочитает перелистывать страницы. Так и с театром. Кто не ходил в театр, тот вряд ли и будет ходить. Но тысячи людей без театра не представляют своей жизни.

– Стал ли театр более привлекательным для зрителей после реконструкции?

– Да, сегодня наш театр – один из лучших в мире. И по оснащенности, и по красоте. Все, кто приезжает к нам из других стран, восхищаются. И то, что было сделано для коллектива под патронатом Президента Беларуси Александра Лукашенко, – наглядное подтверждение заботы государства о культуре. Наш театр поистине стал храмом искусства. К слову, за время реконструкции, когда оперные спектакли ставились в здании Дома офицеров, число зрителей сильно уменьшилось. Но стоило театру открыться после реконструкции, все вернулись, и число зрителей постоянно растет. Купить билет на наш спектакль сегодня уже проблема.

– Как формируете репертуар театра, чтобы удержать зрительский интерес?

– Чем можно поддержать интерес зрителя? Премьерами и именами.  Как можно представить Большой театр без «Аиды» или «Хованщины»? Мы не идем по пути наименьшего сопротивления – не делаем спектакли, которые соберут кассу, а через некоторое время забудутся. Зрителю необходимо показать чудо, которое он не забудет и через год, и через пять – десять лет. Сегодня на оперу идут не только слушать, но и смотреть, сопереживать.

– В афишах театра кроме мировых звезд немало имен белорусских артистов, признанных на международном уровне. Екатерина Олейник завоевала золото «Танцевального Олимпа» в Берлине, Валерия Вопнярская победила на Международном танцевальном конкурсе Dance Open в Испании, Надежда Филиппова – на III Международном конкурсе артистов балета в Стамбуле. В чем секрет успеха?

– В  Беларуси хорошие педагоги и опытные артисты, которые передают свои знания молодым. Как солисты балета наши артисты формируются именно в театре. Многие продолжают учиться в Москве и Санкт-Петербурге.

– Что скажете о сотрудничестве театра с зарубежными коллегами?

– За последние 2,5 года театром подписано 18 меморандумов о сотрудничестве, в том числе с Большим театром России, Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, Новосибирским театром оперы и балета, с рижским и пражским театрами. Наши артисты много выступают в России. Мы обмениваемся опытом и обогащаем друг друга традициями.

– Формируя репертуар, часто ли обращаетесь к истокам белорусской оперы?

– Национальная тема должна звучать обязательно, и у нас с успехом идет опера Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» по мотивам повести Владимира Короткевича. 80-й сезон откроется 9 сентября премьерой второй редакции оперы «Седая легенда» Дмитрия Смольского по произведению Короткевича. Напомню, что первая постановка «Седой легенды» в 1978 году связана с легендарными для национальной культуры именами – постановщиками Семеном Штейном, Владимиром Мошенским, Юрием Туром, Алексеем Когадеевым, исполнителями Александром Дедиком, Ольгой Тишиной, Ниной Козловой, Натальей Рудневой, Ириной Шикуновой, Аркадием Савченко, Ярославом Петровым. Над нынешней постановкой работают народный артист Беларуси, лауреат Госпремии Беларуси композитор Дмитрий Смольский, дирижер – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, режиссер Михаил Панджавидзе и художник Александр Костюченко. Примечательно, что либретто «Седой легенды» писал для первой постановки сам Владимир Короткевич. В планах еще один знаковый проект – балет Вячеслава Кузнецова «Князь Витовт» на либретто Алексея Дударева.

– В коллективе театра более тысячи человек. Вам как руководителю, наверное, приходится проявлять не только талант менеджера, но и психолога, чтобы найти подход к каждой творческой личности?

– Безусловно, и это целая система в работе. Но, главное, надо уметь слушать и слышать друг друга. Только в доброжелательной атмосфере можно создавать шедевры.

– У вас есть любимое изречение или афоризм?

– Евгений Примаков, бывший министр иностранных дел и Председатель Правительства России, в одном из своих стихотворений писал:

Я много раз грешил, но никогда
 не предал
Ни дела, чем живу, ни дома,
ни людей.
Я много проскакал, но не
оседлан,
Хоть сам умею понукать
коней...

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Истину о том, что театр начинается с вешалки, хорошо понимаешь в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика