Перспективы евразийской интеграции
04.10.2012
—
Разное
|
Пока формируется фундамент – структурная перестройка требует времени В преддверии IX Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в РИА «Новости» в формате видеомоста Москва – Астана состоялся круглый стол на тему: «Евразийская интеграция: международное и региональное измерение». Оценку нынешнему этапу евразийской интеграции, ее возможностям и перспективам дали известные эксперты, отметив преимущества, которые дает интеграция малому и среднему бизнесу стран Таможенного союза и создаваемого ЕЭП. Какие интеграционные направления вызывают наибольшее число вопросов и требуют дополнительной проработки? Какова роль регионов наших стран в углублении интеграционных процессов? Может ли опыт межрегионального сотрудничества России и Казахстана быть полезен для создания эффективной модели межрегиональных связей на всем постсоветском пространстве? Эти и другие вопросы обсуждали участники круглого стола.
– Евразийскую интеграцию сравню с состоянием хорошо идущего поезда. Мировые экономические трудности играют позитивную роль – «подталкивая» нас к объединению. Межрегиональное сотрудничество увеличивается в объемах, что естественно. Для взаимодействия регионов нужно значительно меньше согласований, документов и т. д., чем на государственном уровне. Решать вопросы вложения денег, сохранения и создания рабочих мест проще именно на региональном уровне. У всех приграничных областей есть экономические договоры друг с другом. Идет торговый обмен, промышленное сотрудничество, есть совместные производства. Необходимо упорядочить ряд вопросов не на региональном, а на федеральном уровне. Есть целое управление межрегионального сотрудничества в Администрации Президента РФ; оно работает, но его возможностей не хватает на поддержку всех инициатив.
– Эффекты в экономике, как в политике и социальной сфере, могут быть краткосрочными, которые мгновенно возникают после изменений правил игры, и долгосрочными, которые по мере развития, адаптации разного рода начинают проявляться все сильнее и сильнее. Сегодня мы имеем дело с краткосрочными эффектами, которые появились сразу после открытия границ и либерализации взаимной торговли. Ряд последствий имеют знак «минус» – это рост цен, приближение уровня внутренних потребительских цен в странах к российскому уровню, перемещение бизнеса туда, где его выгоднее вести: переток из страны в страну посреднических компаний, которые занимались торговлей с Китаем, Казахстаном. Некоторые регионы теряют в экономическом, бюджетном плане, есть сокращение рабочих мест. В масштабах страны это небольшие объемы, но на уровне регионов достаточно заметные. В долгосрочном плане мы должны ожидать адаптации структур экономик стран к новым условиям, к большему пространству. Ожидаем, что усилятся инновационные процессы, процессы диверсификации экономики, будут расти объемы торговли и взаимных связей опережающими темпами. Пока, к сожалению, этого не наблюдается. Интеграция должна изменить структуру экономики в сторону взаимной адаптации и т. д. Но пока мы активно торгуем сырьем, материалами, полуфабрикатами. Не изменив структуры экономики стран, мы не получим большего результата.
– Интеграционные процессы, которые вылились в создание Таможенного союза и в процесс формирования ЕЭП, начались давно. Существовала зона свободной торговли в рамках СНГ, поэтому ощущения резкого перехода не было. Пока формируется фундамент, создается нормативно-правовая база, а сама структурная перестройка потребует времени. Заключено 17 базовых соглашений по ЕЭП. Еще 50 важных документов предполагается разработать до 2015 года. Таможенный союз снял определенные барьеры, в частности, нет таможенных постов, упорядочены некоторые налоги, что для бизнеса ощутимо.
– Готовы ли Россия и Казахстан платить из своего кармана за интеграционные процессы на постсоветском пространстве – играть роль некоей Германии и Франции, чтобы поддерживать наши «греции»? Этот вопрос лежит на стыке экономики и политики. Мы в последнее время перестали разделять эти сферы, ведь они взаимосвязаны, одно без другого не существует. Ответ на этот вопрос имеет определенные экономические последствия. Россия и Казахстан – это инициаторы интеграционных процессов на постсоветском пространстве. И в России, и в Казахстане есть разные регионы в экономическом смысле. Бюджетное перетекание осуществляется при общем политическом управлении – куда потратить деньги. Но когда речь идет об экономическом союзе суверенных независимых государств, все оказывается значительно сложнее. На греческом опыте мы видим, насколько это действительно сложно. Тем более что на нынешнем этапе на постсоветском пространстве большую степень десуверенитизации в интересах интеграции мы обеспечить по политическим причинам не сможем. Неравномерность политического поля выше, чем в Евросоюзе, проблем еще больше, поэтому торопиться не стоит. Надо сформировать в рамках нашего интегрированного ядра трех государств (Россия, Беларусь, Казахстан) серьезный интеграционный проект, а потом уже привлекать остальных.
– В Советском Союзе существовала экономическая интеграция на региональном уровне, которая учитывала специфику экономических цепочек, независимо от того, кому конкретно та или иная область, тот или иной район принадлежит – той или иной союзной республике. Это так называемый ТПК – территориально-производственный комплекс. Здесь было важно не административное деление территорий, а экономическая целесообразность. Евросоюз идет от нуля к созданию, потому что никогда ничего подобного на территории Европы не было, не существовало. А мы идем по совершенно иному пути: сначала разрушили, теперь думаем, как бы «выцепить» какое-то рациональное зерно и уже в новых условиях его институцианализировать.
– Экспертные сообщества и у нас в России, и в Казахстане, и в Беларуси занимаются вопросами интеграции, мы только в начале пути. Особенно это касается вузов, где важно не только научное осмысление, но и передача результатов в образовательную практику с целью формирования экспертных кадров на будущее. Мы сейчас предпринимаем новый шаг, который, как мне кажется, может сдвинуть этот процесс в позитивное русло. Создается новая программа Института постсоветских региональных исследований, в котором выделен ряд исследовательских направлений. Прежде всего это сам Евразийский интеграционный проект – одно из ключевых направлений наших исследований. Второе – это региональный кластер. Региональное взаимодействие существует. Оно эффективно, но на федеральном уровне. Я имею в виду научно-экспертную работу. Никто не занимается регионами. Значит, они занимаются сами собой. Русский язык и соотечественники за рубежом – это очень важно именно для постсоветского пространства. Во взаимодействии России и Беларуси важен весь восточноевропейский контекст – это Балтия, Молдова, Беларусь и Украина и, конечно, пограничные районы РФ. Такая вот программа.
– Молодежь стран СНГ в незначительной степени взаимодействует друг с другом. Есть проблема узнаваемости, отчужденности. Вопрос смены поколений может стать одной из самых серьезных угроз на пути развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и наполнения реальным содержанием проекта Евразийского экономического союза. Перечисленные проблемы актуальны прежде всего для России. Привлекателен сильный и успешный партнер. Чтобы привлечь молодежь постсоветских стран, России нужно повышать собственную конкурентоспособность, формировать новые образы для граждан стран СНГ. Молодые люди стран СНГ должны понимать, что ставка на интеграцию с Россией – это путь к успешному будущему. Пути преодоления существующих проблем – это расширение молодежного обмена, создание площадок для коммуникации молодых людей из стран СНГ. Важно развивать сотрудничество между молодыми специалистами в странах СНГ и привлекать их к экспертной и научной работе по фундаментальному осмыслению и продвижению евразийских проектов. Это сейчас очень актуально. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пока формируется фундамент – структурная перестройка требует времени |
|