В исследовании «Ведение бизнеса 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий» мы на 58–м месте среди 185 стран. Годом раньше занимали 60–е. Казалось бы, небольшой прогресс, но это лишь на первый взгляд. Достаточно легко повышать свой рейтинг в начале процесса реформ. Когда разительные перемены к лучшему заметны даже неспециалисту и влекут однозначно положительную оценку. Другое дело, когда для облегчения жизни бизнесу сделано уже немало.
В такой ситуации каждый процентный пункт роста дается непросто. Ведь рейтинг, понятное дело, — не самоцель. Было бы иначе, ничего не стоило бы волевым решением убрать любые барьеры — реальные и мнимые. Прыгнуть на первое место и тем гордиться. Но в процессе формирования благоприятного бизнес–климата надлежит учитывать и интересы государства. Не только в плане его доходов, например, от налоговых отчислений. Но и имиджевые. Иначе вместо высокой оценки деловых условий можно запросто заработать репутацию территории абсолютного беззакония.
Приведу пример, который видится достаточно ярким. Для определения рейтинга используется с десяток разных параметров. Один из них — условие открытия собственного дела. Признано, что мы в десятке лучших стран для регистрации предприятий — 9–е место. Для этого надо провести 5 процедур в течение 5 дней. Цена вопроса — 2,3 процента от среднедушевого дохода по стране. Чтобы понять весь прогресс в этой сфере, обратимся к данным 2005 года, когда рейтинг «Ведение бизнеса» был составлен впервые. Чтобы стать владельцем фирмы, в Беларуси нужно было пройти 16 процедур. Времени на это требовалось не менее 79 дней. А денег — чуть больше четверти дохода на душу населения. Очевидно, что более простого алгоритма действий, чем нынешний, здесь выдумать сложно. По крайней мере, без риска превратить страну в оффшор.
Впрочем, резерв для роста общей оценки есть в некоторых других параметрах. Примечательная особенность нынешнего продвижения прежде всего в том, что оно мотивировано уже в меньшей степени организационными составляющими, а больше системными. Так, отмечен наибольший рост по параметру «Налогообложение». Сфера, которую довольно долго не удавалось существенно сдвинуть. А теперь рывок сразу на 29 позиций. Однако лишь со 158–й до 129–й. Общее значение по–прежнему достаточно низкое, но факт говорит о том, что процесс преобразований и здесь начал давать результаты. Так что есть еще куда двигаться. Так же, как в категории «Получение разрешений на строительство». Тоже немало критикуемая тема. И вот итог: 30–е место против 42–го в прошлом отчете. А вот движение в сторону упрощения подключения к электросетям явно символическое. Было 173–е место, стало 171–е. В самом деле, 7 юридических процедур, на которых надо потратить 179 дней, пожалуй, многовато. Если учесть, что сама система этих электросетей в стране достаточно развита.
В общем, несмотря на пессимизм немалого числа разнообразных комментаторов, факт повышения рейтинга свидетельствует о позитивных тенденциях. В каких позициях стоит поднажать, хорошо видно из инфографики. Но как в целом относиться к нынешнему 58–му месту? Посмотрим на партнеров по ЕЭП. Казахстан на 49–й строчке. Выше, но не так уж намного. А Россия, у которой 112–е место, отстает заметно. Еще дальше — на 137–й позиции — Украина. Польша чуть выше — 55–е место. Но это уж совсем рукой подать. Какой можно сделать общий вывод: вполне приемлемое место для динамично развивающегося европейского государства. Но еще важнее другое: Беларусь в десятке стран, наиболее активно реформирующих сферу предпринимательства. А значит, потепление делового климата будет продолжаться.
Мнения
Павел Данейко, директор Института приватизации и менеджмента:
— В Беларуси формируется достаточно привлекательный бизнес–климат. Особенно это касается инвестирования в бизнес «с чистого листа». И это отражается в рейтинге. Вместе с тем есть определенные нюансы, связанные с налоговой системой. Она у нас пока достаточно обременительная. Это тоже зафиксировано в исследовании. Но все проблемы одновременно не решишь. Беларусь повышает свою позицию в рейтинге из года в год. Я смотрю на это с оптимизмом.
Александр Швец, председатель Белорусской научно–промышленной ассоциации:
— Есть безусловные позитивные сдвиги в части либерализации налогового регулирования и упрощения административных процедур. Это отмечено в исследовании. Но в формировании реальной конкурентной среды большую роль мог бы сыграть правительственный антимонопольный орган, наделенный соответствующими полномочиями. Активная антимонопольная политика заметно повысила бы инвестиционную привлекательность Беларуси.
Сергей Балыкин, председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства:
— Всякий рейтинг — это попытка с помощью цифр оценить какие–либо явления. Хотя не все удается измерять и ранжировать, даже в экономике. Без сомнения, рост показателей Беларуси в Doing Business — это хорошая тенденция. Смотрит ли иностранный инвестор на положение страны в рейтинге, прежде чем прийти туда и вложить деньги в проект? Да, безусловно. Но это важно для него только на начальном этапе. Поэтому нужна дальнейшая системная работа по модернизации белорусской экономики. Ведь работать надо не ради рейтинга, а ради его результатов.