Даешь экологический всеобуч!. 21.by

Даешь экологический всеобуч!

23.01.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Таков главный вывод исследовательской работы солигорского гимназиста

В исследовательской работе учащемуся 9 “А” класса солигорской гимназии № 1 Егору ОЛЕШКЕВИЧУ постоянно помогала учительница географии Нина ЕФАНКОВА

“Человечество не погибнет в атомном кошмаре — оно захлебнется в собственных отходах...” Это высказывание известного ученого-физика Нильса Бора учащийся 9 “А” класса солигорской гимназии № 1 Егор Олешкевич взял в качестве эпиграфа к буклету “Что может сделать один”, в котором он сформулировал рекомендации по сокращению количества отходов и их вторичному использованию. А еще гимназист создал экологическую карту Солигорска с обозначением мест, где установлены контейнеры для сбора тех или иных видов отходов.

Богатства мусорного Эльбруса

Буклет и карта — приложение к исследовательской работе Егора “Проблема утилизации твердых бытовых отходов в Солигорске”. Почему юноша выбрал, прямо скажем, “не ароматную” тему?

— Закон, запрещающий выбрасывать отходы где попало, появился еще в 320 году до нашей эры в Афинах, потом этот опыт быстро распространился по всей Древней Греции, — поясняет Егор. — Уже тогда в бесконтрольном мусоре люди усматривали большую опасность природе, своему здоровью. Что уж говорить о нашем времени, когда по различным подсчетам на каждого жителя нашей планеты приходится до тонны мусора в год! И это не считая тысяч изношенных и разбитых автомобилей.

Если весь накопленный за год мусор не уничтожать, не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образуется гора высотой с Эльбрус! Человечество, как и предупреждал Нильс Бор, действительно рискует задохнуться от своих отходов. Не случайно 2013 год в СНГ объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды.

Чем мы хуже?

Побывав в Германии, Егор ознакомился, как рачительные немцы борются с ростом свалок, основательно проанализировал плюсы и минусы различных способов утилизации твердых бытовых отходов. Оказывается, при захоронении из них вытекают ядовитые жидкости, а в атмосферу попадает метан, усиливающий парниковый эффект.

При сжигании на заводе одной тонны мусора можно получить 400 КВт/час электроэнергии, но при этом будет загрязняться атмосфера — даже безобидные на первый взгляд бытовые отходы в печи способны превратиться в “коктейль” опасных веществ, да и оставшуюся золу нужно куда-то девать. Поэтому в Европе уже не строят мусоросжигательных заводов, постепенно закрывают действующие.

С помощью компостирования можно избавиться только от органических веществ — ботвы, листьев, сорняков, древесины, пищевых остатков. Самый экологичный вариант обращения с бытовыми отходами — сортировка и переработка: уменьшается их объем, увеличивается выход вторсырья. Но для этого нужны большие финансовые вложения.

Вместе с руководителем научной работы, учителем географии Ниной Ефанковой Егор побывал на Солигорском государственном предприятии “Экокомплекс”, занимающемся утилизацией мусора. Впечатлила линия по сортировке содержимого контейнеров для раздельного сбора бытовых отходов. Однако из общего объема мусора, поступающего на захоронение, здесь извлекается немногим более 10 процентов вторсырья — гораздо меньше, чем в той же Германии. Почему?

Расточительная небрежность

Егор провел анкетирование среди соседей, знакомых, педагогов. И поразился. 98 процентов опрошенных выбрасывают твердые бытовые отходы без сортировки, 95 процентов — даже не пробуют вторично их использовать. При этом причиной такой бесхозяйственности более 80 процентов респондентов назвали низкую экологическую культуру населения. Гимназист сделал вывод: нужен экологический всеобуч.

— Не каждый житель многоэтажки в снег или дождь понесет во двор к контейнерам, которых, кстати, недостаточно, бумагу или пластик, поэтому на лестничных площадках возле мусоропроводов нужно поставить небольшие коробки для раздельного сбора отходов, как это делается в Германии, — считает Егор. — Пластмасса для бутилирования воды там вдвое тоньше нашей, значит, и отходов после ее использования остается значительно меньше. Металлическую пробку от бутылки немец вряд ли выбросит в мусорное ведро. И ощутимых успехов в эффективной утилизации отходов мы достигнем только тогда, когда повысим экологическую культуру каждого — от дворника до министра.

По мнению гимназиста, чувство бережного отношения к природе необходимо воспитывать не только с помощью газетных публикаций, телевизионных роликов, которых, кстати, явно недостаточно. Почему бы на обложках тетрадей рядом с таблицей умножения не писать, сколько деревьев сбережет собранная ребенком макулатура, сколько целебного кислорода он получит взамен? Нужно убедить человека: купив новое кресло, не спеши разламывать и выбрасывать на свалку старое — выставь во двор, возможно, оно кому-то еще пригодится.

Экологическая карта, буклет, анализ ситуации и выводы Егора Олешкевича небезынтересны для специалистов. Но не только этим ценно его исследование.

 От чистых промыслов — к чистым делам

— Кто-то очень верно подметил, что природа — самая лучшая и интересная из книг, она написана на особом языке, который надо изучать с младенчества, — сказал начальник Солигорской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Гарнишевский. — Поэтому педагоги Солигорского эколого-биологического центра детей и юношества неустанно объясняют своим воспитанникам, что любовь к Родине начинается с увлечения красотой, которая их окружает, с бережного отношения к родной природе. Не удивительно, что работы юных исследователей Солигорщины высоко оценены как в Беларуси, так и на международных конкурсах.

В первой городской школе собрана экологическая библиотека, насчитывающая более 4 тысяч книг. Педагоги и ученики гимназии № 2 оборудовали музей насекомых, равных которому нет в Беларуси. В деревне Сковшин успешно работает школьное лесничество. В Завшицах учащиеся возделывают самые разные, порой экзотические растения, создали музей природы, который был признан лучшим школьным музеем в стране. Работают детские сады с экологическим уклоном.

— Эту работу мы будем и дальше углублять, расширять, — заверил Александр Гарнишевский. — Чтобы были чистыми земля, вода, воздух. Чтобы были чистыми души и помыслы наших детей. Только тогда мы сможем быть уверены, что будущее, экологическая безопасность страны — в надежных руках.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Таков главный вывод исследовательской работы солигорского гимназиста
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика