Современный художник в современной России
24.01.2013
—
Разное
|
«Современное искусство в России – это такой эксперимент по экстремальному выживанию», – заметил в эксклюзивном интервью «СВ» известный российский медиахудожник Аристарх Чернышев.
– Я всегда интересовался современным искусством. Если быть точнее, когда учился в 9-м классе, еще в 1983 году, в руки мне попалась советская книжка «Искусство XX века», и, несмотря на то что она была довольно тоненькая, в ней были иллюстрации выдающихся картин, в частности Пабло Пикассо, Ле Корбюзье, Сони Делоне – то есть такой исторический к тому моменту авангард, о котором мне мало что было известно в то время. Я рос на фоне советской эстетики, и когда узнал, что, оказывается, уже в начале ХХ века были совсем другие вещи, это стало для меня своеобразным открытием. Книга меня потрясла. Будучи взрослым, я нашел ее в букинистическом магазине, и теперь она хранится у меня дома. Во время учебы в Университете им. Баумана на факультете машиностроения я активно «тусовался» в художественной среде, даже в первой выставке поучаствовал, когда на 6-м курсе делал диплом. Это было самое пламя перестройки. Неповторимое время.
– В России к нему нет никаких предпосылок. Экономика России сырьевая, люди, которые ее обслуживают, составляют около 20% от общего населения страны. Все остальные экономике, похоже, просто не нужны. Основная головная боль правительства – чем бы занять людей, чтобы они не буянили. Вот и вся формула. Неудивительно, что отрасли, связанные с творческим содержанием, полностью игнорируются. Ставка делается только на традиционное, на якобы высокодуховное – на балет, Большой театр, Михалкова и прочее в этом духе. На самом деле современное искусство в России держится только по одной причине – чтоб играть роль «жупела», на который можно указать: «Вот, это они – наркоманы, лесбиянки, они во всем виноваты, пляшут в храмах, на стенах рисуют. Это из-за них мы так плохо живем», а за границей те же самые люди скажут: «Вот посмотрите, мы поддерживаем современное искусство! Оно же у нас есть». Современное искусство в России – это такой эксперимент по экстремальному выживанию, но мне, кстати сказать, неплохо живется: у нас много выставок, мы ездим в Европу, наши работы пользуются спросом: несмотря на кризис, они потихонечку, но продаются. Действуем на свой страх и риск.
– Не существует жесткого определения – каждый трактует по-своему. Мы с Алексеем Шульгиным, например, для себя определили, что современное искусство – это авангардный институт современного капиталистического общества, который призван внедрять в общественное сознание новейшие достижения – будь то технологические, технические, социальные, коммуникационные или какие-либо еще изменения, которые происходят в обществе. Еще мне понравилось определение, которое я недавно где-то вычитал, смысл его в том, что современное искусство – это реализованная утопия в неутопическом мире. Искусство притягивает людей, но одновременно вызывает негативные эмоции. Людям хочется чего-то утопического, несбыточного, но они видят, что не могут жить этим.
– Современное искусство задевает нервы времени, расширяет кругозор. Трудно сказать точно, но очевидно, что сейчас происходит какая-то очередная переходная ситуация с уклоном в социальные аспекты. Постмодерн как таковой закончился.
– На самом деле «Артомат» просто наглядно демонстрирует идею художественного кризиса. Если раньше люди говорили, что «мы можем сделать то же самое», то сейчас так даже говорить не нужно – то же самое может сделать робот. «Артомат» – это вещь, которая конвейерно может производить такое искусство, то есть «арток».
– Людям нужна современность, ее следует внедрять в общественное пространство: выставочные залы, парки, холлы – неважно куда, всюду требуются современное искусство и медиаинсталляции. Нельзя завалить Манеж шубами и другим хламом. Не может быть в центре столицы такой ерунды. Актуальные и интересные объекты можно получить одним способом – с использованием современных технологий и современных идей. Взять и слепить скульптуру Давида – это будет несовременно, если и лепить что-то, то с использованием новейших технологий. Медиаарт – это достаточно открытая категория в современном искусстве, у нас широкие возможности: с помощью программного обеспечения мы можем манипулировать формой на качественно новом уровне. Положительная тенденция в сторону современного искусства наблюдается, но мы никуда не придем, если будем двигаться маленькими шажками. Нужно двигаться нормальным шагом, в стабильном режиме и в полную силу. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Современное искусство в России – это такой эксперимент по экстремальному выживанию», – заметил в эксклюзивном интервью «СВ» известный российский медиахудожник...
|
|