Что такое хорошо и что такое плохо. 21.by

Что такое хорошо и что такое плохо

07.02.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Оформить рекламное объявление в виде ориентировки о пропаже ребенка — креатив или безнравственность?

История эта совсем “свежая”, случилась она в Минске. Все мы не раз натыкались взглядом на объявления о пропаже людей. И тут все было “по-настоящему”: и фотография девочки, и надпись “разыскивается ребенок”. Только на месте телефонов, по которым нужно звонить, располагались реквизиты интернет-сайта. Такой вот “пиарчик”.

Как правило, подобные объявления, только настоящие, расклеивают волонтеры. Многие из них таким образом благодарят судьбу. Когда-то с черно-белых листков на прохожих глядели лица их близких, которые потом были спасены от жуткой участи. Дети — от похитителей и педофилов, потерявшие память и ушедшие из дома старики — от горькой судьбы бомжей. Кто-то, кого они и знать не знали, обыкновенный прохожий, стоя на остановке, увидел фото. Один звонок вернул дорогого человека, а с ним веру в людей, радость и счастье...

История с фальшивой ориентировкой бурно обсуждалась интернет-сообществом. Мнения были разные. Это, собственно говоря, меня и удивило.

Лояльность уместна не всегда

В любой стране мира, решись какой-нибудь безумец на рекламный ход с использованием темы благотворительности, киднеппинга или пропажи людей, его бы не просто подвергли общественному остракизму, но и затаскали бы по судам. Так бы морально “отделали” и в прессе, и по телевидению, что до конца жизни отбили бы желание продуцировать подобные “креативные” идеи. Да и вряд ли владельцу компании удалось бы удержать ее на плаву. У нас же люди не стесняются публично проявлять совершенно неуместную толерантность. А может, речь идет об утере векторов нравственности вообще? Как иначе воспринимать комментарии вроде “Ну подумаешь, люди креативно мыслят!”, “Ага, давайте теперь всех на костер только потому, что у менеджеров нестандартные взгляды на рекламу!”, “А что тут такого? Зато эффекта добились — все обратили внимание. Можно подумать, они кого-то убили!”. А вот наши прабабушки говорили: “Побойтесь Бога!”. Речь не о религии, а о базовых нравственных нормах. С моей точки зрения, даже если вас лично не коснулась такая беда, как болезнь или пропажа близкого человека, все равно нужно иметь понятие о том, чего человек цивилизованный, так сказать, “хомо сапиенс”, позволять себе не должен. Всем в детстве читали Маяковского: “Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: “Что такое хорошо и что такое плохо?” Но вот парадокс: элементарную схему воплотить в жизнь оказывается невероятно трудно. Складывается впечатление, что некоторые даже и не пытаются. Впрочем, нормальных людей больше. Это радует и вселяет надежду, что не все еще для нас потеряно.

Убитая надежда

Как говорил Остап Бендер: “...воровать грешно, — мама, наверное, познакомила вас в детстве с такой доктриной...” Грешно воровать не только деньги и ценности. Красть надежду в миллион раз хуже. Весь расчет ориентировки только на то, что случайный прохожий бросит взгляд. Один раз разглядит рекламу, второй раз не поверит, пройдет мимо. Вот она и умерла, чья-то надежда на спасение. И я вовсе не сгущаю краски. Представитель добровольного поискового отряда “Лиза Алерт” (некоммерческое объединение, ставящее своей задачей поиск пропавших) в Минске Наталия Бортник считает, что наживаться на чувствах людей недопустимо.

— Не все понимают, что это фейк! — говорит Наталия. — Люди смотрят на снимок, стараются запомнить лицо, а оказывается, никто и не пропал! Чем это грозит? Если такое не остановить, то люди перестанут замечать ориентировки. Это самое ужасное, что может произойти!

Сразу хочу конкретизировать: я люблю черный юмор. В нем есть определенное изящество, доля цинизма и насмешки над судьбой. Но подчеркну: доля. Прекрасно, когда ты умеешь посмеяться над собой и другими. Но существует тонкая и легко переходимая грань, разделяющая стеб и бездушие. Еще в начале нашей эры было сказано: “...какою мерою мерите, такою и вам будут мерить...”. Минули века, но значение этих простых слов осталось прежним. Может случиться и так, что для кого-нибудь из “лояльных” комментаторов листок бумаги на стекле автобусной остановки станет последней соломинкой. Интересно, повернется ли язык после этого сказать: “Прикольно! А что тут такого? Просто такая реклама!”. Почему-то у меня по этому поводу есть большие сомнения.

Личное и не только

На самом деле речь не только о недобросовестной рекламе. Хотя именно по этому поводу ситуацией с подачи возмущенных членов ДПО “Лиза Алерт” заинтересовалось Министерство торговли. По словам Наталии Бортник, на данный момент уже собрана доказательная база, и Минторг подал на фирму в суд. А с моей точки зрения прежде всего делом должны были заинтересоваться правоохранительные органы. Почему не МВД? Ведь подобные “креативные шутки” очень напоминают мошенничество — использование доверия в личных целях. Да еще и с особым цинизмом. Есть и еще один нюанс, который выявила ситуация. А почему, собственно говоря, волонтеры сражаются с проблемой в одиночку? Да, практика поисков пропавших через объявления, расклеенные в людных местах, есть по всему миру. Но и в США, и в Великобритании, и во Франции, во многих странах Западной Европы часть этой “нагрузки”, прошу заметить, добровольно (!) несут на себе и производители. Например, фотографии разыскиваемых размещаются на упаковках молока, пакетах с соками. Ни на одном отечественном продукте лично я такого не наблюдала. Между тем в Беларуси тоже люди пропадают. Есть повод серьезно задуматься. Например, о доле личного участия каждого в жизни социально ориентированного государства. Берегите себя, родных, друзей и просто обычных людей, которые живут или трудятся рядом. И мир станет добрее! Не так ли?

E-mail: bebe@ng.by

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Оформить рекламное объявление в виде ориентировки о пропаже ребенка — креатив или безнравственность?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика