Без хозяина земля сирота. 21.by

Без хозяина земля сирота

07.02.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Начало современной земельной реформе в Российской Федерации было положено законами 1990 года, основной целью которых выступало эффективное перераспределение земель. Достигнута ли эта цель и каково сегодня положение дел в этой сфере?

Условно можно выделить три этапа современной земельной реформы. Первый – принятие Земельного кодекса РСФСР 1991 года. Земельное законодательство конца 1990-х – 2000-х годов ознаменовало второй этап. И третий – современное земельное законодательство, комплексный характер которого порождает многочисленные противоречия.

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадия Горбунова, высказанному Аналитическому вестнику СФ,  современная Россия пока не пришла к оптимальной модели законодательства в области использования и охраны земель.

В настоящее время одной из проблем в сфере оборота и использования земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения, является сокрытие должностными лицами информации о наличии свободных земель. Также актуальный и проблемный вопрос – вопрос неиспользования и нецелевого использования земли. Данные проблемы, по мнению специалистов, можно решить посредством ужесточения ответственности собственников земельных участков, а также путем совершенствования механизма осуществления земельного надзора.

Если оценивать опубликованные статистические данные, то они выглядят на первый взгляд не так уж и плохо. По состоянию на начало 2012 года, 34 процента сельскохозяйственных земель переданы в частную собственность. По оценке академика Российской академии сельскохозяйственных наук Виктора Хлыстуна, в стране действительно развивается многоукладная аграрная экономика, повышается роль и значимость ее фермерского сектора, постепенно растет доля земель, находящихся в различных формах частной собственности, растет урожайность и число и объемы сделок на земельном рынке, идет интенсивный процесс перераспределения земель и т. д. Однако, по его же мнению, более глубокое рассмотрение положения дел говорит о другом. Земельная реформа дала пока еще очень мало положительных результатов, а некоторые неадекватные механизмы ее реализации породили множество негативных тенденций.

Тема проведения земельной реформы обсуждается на разных уровнях, в том числе и на заседаниях Госсовета, где Президент России Владимир Путин высказал свое мнение по этому вопросу, сказав, что земельный потенциал страны все еще реализуется малоэффективно, а реформы тонут в бюрократических параграфах, превращаясь в поле для взяток.

По твердому убеждению специалистов, основополагающим принципом земельной политики должно стать четкое понимание того, что, несмотря на многообразие форм собственности, вся земля в пределах границ государства является национальным достоянием, и она должна быть количественно и качественно учтена и охарактеризована, оценена и разумно распределена, а также надежно охраняема государством.

Если эти принципы принимаются за основу, то в числе первоочередных мер государство должно обеспечить полный и объективный учет всех земель в соответствии с классификацией. Затем должны быть установлены границы всех земельных участков, находящихся в различных формах собственности. А после этого проведена их объективная кадастровая оценка и регистрация прав конкретных собственников. Пока это не сделано, в земельных отношениях будут господствовать хаос и коррупция.

По официальным данным, земельный фонд России составляет 1700 млн га, а по данным статистической отчетности на 1 января 2012 года, земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации занимали 389 млн га, что равнялось 22,7 процента от всего земельного фонда страны. В составе этих площадей сельскохозяйственные угодья составляли 196,3 млн га. Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов на одном из заседаний президиума Государственного совета отметил, что в земельном кадастре зарегистрировано 60 млн участков, из них только 30 млн имеют границы. То есть ровно половина участков границ не имеет. Значит, фактически они из оборота исключены. При этом нередкой является ситуация, когда неясно, кто в реальности распоряжается земельными массивами. Государству нужно решить этот «пограничный» вопрос. Но его решение стоит 70 млрд рублей! Найдутся ли в бюджете такие средства?

За последние 30 лет из земель сельскохозяйственного назначения выбыл каждый седьмой гектар сельскохозяйственных угодий и девятый гектар пашни. Ежегодно, по данным Всероссийской переписи сельскохозяйственного населения, не обрабатывается более 40 млн га пашни.

А ведь земля – основной источник жизнеобеспечения населения и основной фактор производства. Поэтому использовать и охранять землю необходимо с помощью стройной системы прогнозирования и планирования землепользования на всех уровнях: страна – субъект Федерации – муниципальное образование.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Начало современной земельной реформе в Российской Федерации было положено законами 1990 года, основной целью которых выступало эффективное перераспределение...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика