Привычка быть лучшим
07.08.2013
—
Разное
|
Он прокладывал подземные сети и забивал первую сваю в основание станции метро “Парк Челюскинцев”. Сегодня четверо внуков пошли по стопам деда О жизни заслуженного строителя Беларуси Виктора Мицкевича можно написать не одну книгу. На его глазах строились Минск и крупнейшие заводы страны. Причем грандиозные стройки он наблюдал не со стороны, а был их деятельным участником. Школа выживания За свою непростую, но интересную жизнь Виктору Иосифовичу не раз приходилось выживать, иногда буквально чудом. Нет уже деревни Глухое Перхурово Дзержинского района, в которой он родился 24 сентября 1933 года, — ее в войну сожгли немцы. Десятилетним пацаном пришлось пережить бесчинства фашистов в деревне Птичь Минского района, где поселилась семья в начале войны. Немцы в 1943 году в ходе карательной операции сожгли их дом и едва не расстреляли его мать с младенцем на руках. Не раз пришлось пострадать и от людского предательства. Сначала по ложному доносу в 1933 году забрали из семьи (в которой было четверо детей, а впоследствии родилось еще двое) отца-кормильца, которого, к счастью, освободили в 1938 году. Затем во время войны связных партизан, брата и сестру, предал кто-то из односельчан. Тогда их схватили и собирались расстрелять. Но помог случай — подпольщики взорвали театр оперы и балета, и немцы бросили все силы на их поиски. Брату удалось бежать, а сестру отправили в Германию. От токаря до управляющего Трудовая биография Виктора Мицкевича началась в 1948 году, когда он поступил в минское ремесленное училище. Летом тринадцатилетнему подростку приходилось пахать на лошадях, бороновать, сушить сено — зарабатывать за больного отца трудодни в колхозе. Через два года примерный выпускник, токарь пятого разряда, устроился на завод имени Октябрьской революции. “В Советском Союзе подготовка кадров была на высоте. Бывалые работники с шестым разрядом не могли делать того, что я умел с пятым. Нас учили на трофейных немецких станках. Но и советский токарно-винторезный станок модели ДИП-200 я знал как свои пять пальцев. Тогда я умудрялся выполнять по две нормы и в месяц зарабатывать 1800 рублей”, — уверяет мой собеседник. После службы в армии брат, тоже строитель, убедил Виктора поступить в индустриально-строительный техникум на специальность “техник-строитель”. В 1958 году он устроился на должность мастера в трест № 15 и... проработал там до 1996 года. Кстати, в шестидесятых годах будущий управляющий треста заочно окончил политехнический институт и получил квалификацию “инженер-гидротехник”. Он руководил СУ-78, потом возглавил новое строительное управление № 190. Затем работал управляющим треста. Заработать миллионы Особенно трудно было выжить и сохранить для города стратегическую организацию в лихие перестроечные времена. Тогда посчастливилось заслужить доверие немецких специалистов и строить совместно с ними военные городки в России (Нахабино, Нижний Новгород, Струги Красные и т. д.), зарабатывать валюту. “Пришлось учиться работать по-новому, ездить перенимать опыт, изучать требования в Турции и Германии. В результате за год 120 лучших наших работников принесли тресту доход в три миллиона дойчмарок”, — вспоминает мой собеседник. Первая плитка Понравилась Виктору Иосифовичу в Германии фигурная тротуарная плитка, куда более долговечная, чем асфальтовое покрытие. На родном предприятии стал строить производственные цеха, закупил необходимое оборудование и с 1993 года стал выпускать первую такую отечественную плитку. Однако дальнейшего развития данное направление не получило. В тяжелые перестроечные времена не позволили да конца наладить и расширить энергозатратное производство. Но тогда новой продукцией заинтересовалось руководство ОАО “Минскжелезобетон”. Трест поделился с ним опытом, и теперь данное предприятие является одним из лидеров по производству красивой и долговечной тротуарной плитки. 15-й трест наладил производство не только товарного бетона и тротуарной плитки для собственных нужд, но и железобетонных труб. Подтолкнули к решительным действиям те же немцы, когда забраковали керамические трубы, которые во время испытаний канализации на объекте в Барановичах стали “слезиться”. “Пришлось заменить керамические трубы, которые соответствовали в то время советским нормам, на чугунные, — вспоминает заслуженный строитель. — Тогда мы закупили недорогую установку и наладили выпуск железобетонных труб. Это направление получило хорошее развитие, и теперь по этой технологии изготавливаются трубы диаметром от двух и более метров. Также внедрена бестраншейная технология строительства, позволяющая вести работы методом микротоннелирования. Спуск под землю Кроме инженерных сетей, водозаборов и коллекторов работникам предприятия приходилось строить и необычные объекты — троллейбусную линию и... метро. Летом 1977 года была забита первая свая в основание будущей станции метрополитена “Парк Челюскинцев”. Трест делал важную работу — перекапывал и перекладывал сети на пути метростроевцев. Встречались и труднопроходимые участки. Но справляться со всеми сложными ситуациями нужно было быстро — часто приходилось задерживаться допоздна на работе. За строительство “подземки” Виктор Мицкевич стал лауреатом Государственной премии СССР и получил орден “Знак Почета”. Он также обладатель многих наград и медалей, имеет почетное звание “заслуженный строитель БССР”, а также “почетный гражданин города Минска”, которое было ему присвоено в 1999 году. Примечательно, что крепкое предприятие до перестройки практически на сто процентов обеспечивало своих сотрудников жильем. Но когда начались финансовые проблемы, то едва успели достроить дом на сто квартир на улице Мирошниченко. “Пришлось собирать с людей деньги — по двести долларов за квадратный метр. Первый этаж продали частникам вдвое дороже. Все остались довольны”, — рассказывает экс-управляющий. Вместе лучше Бывалый строитель поддерживает идею создания холдингов. Он считает, что только большой единой организации под силу справиться с любым, самым сложным и грандиозным объектом. В должности управляющего он делал очень многое, чтобы трест, который строил для города водопроводные, канализационные сети, тепловые трассы и большинство дорог, как можно меньше зависел от поставщиков и выпускал для собственных нужд все необходимые материалы. Экс-управляющий трестом № 15 считает, что рынок хоть и дает большую свободу и позволяет в конкурентной борьбе определять лучших, но, с другой стороны, способствует созданию непрофессиональных организаций, которые не выполняют своих подрядных обязательств, завышают цены и тем самым подводят потенциальных новоселов и бросают тень на весь строительный комплекс. Виктор Мицкевич гордится своими тремя детьми. К сожалению, старший сын, Виктор, тоже строитель, умер в 50 лет. Средняя дочь Татьяна стала инженером-биологом, а младший сын Александр имеет частный бизнес. Есть внуки и правнуки. Кстати, четверо внуков пошли по стопам деда — выбрали профессию строителя. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Он прокладывал подземные сети и забивал первую сваю в основание станции метро “Парк Челюскинцев”. Сегодня четверо внуков пошли по стопам деда |
|