“Корочка” не нужна!. 21.by

“Корочка” не нужна!

15.08.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сбой программы: зачем учиться на медика, чтобы стать айтишником?

Закончилась вступительная кампания, и есть повод поразмышлять, куда направило свои стопы “племя младое, незнакомое”. Если десять — двадцать лет назад среди родителей поступающих в университеты зачастую преобладало настроение “Лишь бы куда-нибудь поступил и получил “корочку”, то сегодня, по моим наблюдениям, прослеживаются совсем другие тенденции. За престижную специальность родители отличника, не прошедшего по конкурсу, готовы раскошелиться, в то время как в некоторых вузах и на бюджетные, бесплатные места недобор.

Не будем голословными. В главном вузе страны, как рассказал ответственный секретарь приемной комиссии БГУ Вячеслав Молофеев, высокие проходные баллы на специальности, связанные с IТ- и биотехнологиями: “актуарная математика”, “информатика”, “прикладная информатика”... Среди социально-гуманитарных и экономических специальностей самые популярные — “международное право”, “логистика”, “менеджмент (в сфере международного туризма)”. Сегодня выпускники с высокими баллами ориентируются на конкретные отрасли экономики — те, что на подъеме и готовы предложить множество рабочих мест. Интересная деталь: в этом году в БГУ было много случаев отказа от бюджетного места, если абитуриент не проходил по конкурсу на конкретную специальность. “Что-то похожее” на том же факультете не устраивало! Немало и таких, кто, желая получить именно эту специальность, не попав на бюджетное место, шли на платную форму обучения.

“Привередливость” в выборе специальности подтверждается и опубликованной статистикой приема в частные вузы, а также некоторые государственные. Многие из них недосчитались абитуриентов, особенно “платников”. Но даже бесплатные места оказались незанятыми! В БГПУ имени Максима Танка на шести специальностях в этом году конкурса не было, приняли всех желающих (с учетом минимальных проходных баллов по тестам). Не очень привлекает выпускников перспектива стать учителем математики, информатики, биологии и географии, учителем начальных классов... Скромный конкурс и в вузах сельскохозяйственного профиля. В БГАТУ, например, хоть все бюджетные места и заполнены, но претендовало на одно место всего 1,3 человека. С одной стороны, это говорит о том, насколько та или иная профессия популярна в обществе. С другой — не свидетельство ли это более взвешенного подхода молодого человека к выбору профессии? Учиться нужно не ради “корочки”.

Не раз приходилось узнавать, что бывшие однокашники — филологи и журналисты — нашли себя в других сферах. Знаю случай, когда в тестировщики программного обеспечения пошел врач-патологоанатом! А как же многие годы в “неправильном” вузе, кому они были нужны?

Знакомые репетиторы, которые каждый год имеют дело с выпускниками школ, говорят, что современные абитуриенты в большинстве более осознанно выбирают профессию. За год-два целенаправленной подготовки к поступлению они успевают разобраться, к чему лежит душа, и не всегда поступают, исходя из материальных соображений. Такое понятие, как “призвание”, никто не отменял. Живой пример — мальчишка, сын обеспеченных родителей, в десятом классе пришел к репетитору изучать математику, чтобы поступить “куда-нибудь за границу”. Родители вполне могли это себе позволить. А в результате подал документы и успешно поступил на бюджет... в военное училище! По всему складу характера было видно, что именно эта стезя ему подходит больше всего, и “заграница” оказалась невостребованной.

У  вузов — товар, у абитуриентов — сумма баллов и возможность выбора. В этом году, кстати, на поступление претендовали 74 тысячи абитуриентов, которые смогли сдать централизованное тестирование, набрав минимум проходных баллов для вуза. В государственных учебных заведениях для них было приготовлено 76 тысяч мест, 30,5 тысячи из них — бюджетные. Выпускников по сравнению с прошлым годом стало меньше, а “минимальный” балл — выше. В результате часть вчерашних школьников сразу осталась за бортом вступительной кампании в вузы. Как говорят эксперты, это к лучшему, ведь человек с низкими баллами, а значит — аналогичными знаниями, все равно учиться не сможет и через полгода-год будет отчислен. А представьте другую ситуацию: родители “запихнули” великовозрастное дитя в вуз, выбрав его по своему усмотрению, платят немалые деньги, а на четвертом-пятом курсе молодой человек вдруг понимает, что специальность ему совсем не подходит. Как избежать этой роковой ошибки? Возможно, не стоит торопиться с поступлением сразу после школы. “Потерянные” год-два или вся жизнь под прессингом нелюбимой работы — вот что лежит на чаше весов.

Кем быть? Как и сто, и пятьдесят лет назад этот вопрос остается для молодого человека открытым. И не только для молодого: нередко и зрелый специалист вдруг кардинальным образом решает поменять сферу деятельности, если не может добиться успеха на выбранной в юности дороге. Не всем помогают даже самые совершенные тесты на профориентацию. Восточная мудрость говорит, что учитель приходит тогда, когда ученик к этому готов. Если ты не набрал нужного количества баллов для вуза сейчас, если ты пока сам толком не знаешь, к чему лежит душа, возможно, нужно вспомнить старый “советский рецепт”. И попробовать для начала поработать, то есть освоить какую-то специальность, не требующую высшего образования. С годами, с опытом может прийти осознание, в чем твое истинное предназначение. Ведь жизнь — это эксперимент, а не движение по железной дороге из пункта “А” в пункт “Б”.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сбой программы: зачем учиться на медика, чтобы стать айтишником?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика