Войны пока не будет. 21.by

Войны пока не будет

03.10.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Совбез ООН согласовал и единогласно поддержал резолюцию по Сирии. Она стала результатом долгого обсуждения и компромисса.

Россия согласилась на расширение списка объектов в Сирии, которые могут быть проинспектированы наблюдателями ООН в ходе поисков химического оружия. На этом настаивали западные страны. С другой стороны Россия настояла на том, что в случае применения химического оружия в ходе гражданской войны ответственность за это может понести не только правительство, но и оппозиция. Это будет определяться по результатам международного расследования. Главным же успехом Москвы стало то, что резолюция не подразумевает автоматического применения силы против Сирии, если она нарушит ее условия. Чтобы санкционировать применение силы, потребуется дополнительное решение Совбеза.

Именно последнее положение является наиболее принципиальным. Теперь США, Великобритания и Франция сами проголосовали за то, что воевать они могут только с санкции Совбеза. В принципе это и так должно быть ясно, но так сложилось, что данное положение Устава ООН регулярно игнорируется. Но теперь ведущие страны Запада подтвердили его именно применительно к сирийской войне. И до этой резолюции американцы, не говоря уж о европейцах, особого желания воевать не испытывали (иначе бы уже давно воевали, невзирая на ООН), теперь это становится сложно вдвойне.

Подобное развитие событий наносит очень тяжелый удар по сирийской оппозиции. В условиях, когда все больше сирийцев начинают от нее отворачиваться (из-за неприемлемости исламского экстремизма), помощь Запада была жизненно необходима повстанцам. Теперь рассчитывать на нее нет оснований, что делает шансы на победу оппозиции призрачными. 

Параллельно с сирийским неожиданное развитие получил другой ближневосточный сюжет, причем эти два сюжета могут оказаться тесно связанными между собой. На сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке выступил новый президент Ирана Хасан Рухани. Речь его носила исключительно примирительный характер по отношению к традиционным противникам Ирана. Персидский лидер (в отличие от своего предшественника) признал и осудил холокост и заявил, что Тегеран готов доказать мирный характер своей ядерной программы. С той же целью министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф провел встречу со своими коллегами из «иранской ядерной шестерки» (5 постоянных членов Совбеза и Германия).

Более того, отдельно от этого мероприятия Зариф встретился один на один с американским госсекретарем Джоном Керри. Подобных встреч не было уже три десятилетия. Кроме того, Барак Обама хотел лично встретиться с Рухани, однако тот отказался, сославшись на неготовность иранской стороны к подобной встрече. Тем не менее американский президент позвонил своему иранскому коллеге по телефону.

Таким образом, Тегеран и Вашингтон явно демонстрируют взаимное стремление к примирению, которое может радикально изменить всю геополитическую расстановку на Ближнем и Среднем Востоке.

Впрочем, именно поэтому у такого примирения будет множество противников. Например, Израиль ничуть не изменил своего отношения к Тегерану и по-прежнему угрожает нанести удар по его ядерным объектам даже без согласия США. Соответственно, можно не сомневаться, что еврейское лобби в Вашингтоне и республиканцы, тесно с ним связанные, окажут сильнейшее давление на Обаму, который к тому же и так «проявил слабость» в сирийском вопросе. С другой стороны, крайне недовольны и иранские консерваторы. Они даже закидали яйцами и камнями кортеж вернувшегося в Тегеран Рухани.

Поэтому гарантировать успех мирного процесса никак нельзя. Но американский и иранский президенты явно к нему стремятся. Ирану все тяжелее жить под санкциями в постоянном ожидании войны. Вашингтон же, видимо, не отказался бы от участия Ирана в афганском урегулировании после ухода из этой страны войск США и НАТО (тем более что «Аль-Каида» и Талибан – исконные враги шиитского Ирана). Кроме того, американцы могут рассматривать Иран как сдерживающую силу по отношению к своим традиционным союзникам – арабским монархиям Персидского залива. Слишком уж очевидна связь последних с исламским терроризмом.

Нельзя исключать и того, что Вашингтон хочет повлиять на позицию Ирана по Сирии. Тегеран оказывает очень значительную поддержку Дамаску, помогая войскам Асада не только оружием, но и людьми. Кроме того, иранцы заставили воевать на стороне сирийских правительственных войск подконтрольную Тегерану ливанскую шиитскую группировку «Хезболла», обладающую очень высокими по местным меркам боевыми качествами.

Поскольку американский удар по Сирии явно отменяется, Вашингтону надо хоть чем-то помочь сирийской оппозиции. Возможно, американское руководство хочет «разменять» примирение с Тегераном и прекращение антииранских санкций на отказ Ирана от поддержки Асада. Насколько реалистичен подобный подход – покажет будущее, причем, видимо, не очень отдаленное.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Совбез ООН согласовал и единогласно поддержал резолюцию по Сирии. Она стала результатом долгого обсуждения и компромисса.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика