"Работала всю жизнь, а из-за новых законов осталась ни с чем". Женщина через суд добивается пенсии
20.04.2016 06:04
—
Разное
|
«Работала всю жизнь и никогда не подумала бы, что из-за новых законов останусь без пенсии», — разводит руками 55-летняя Елена (имя изменено по просьбе героини). Жительница Ивенца, которой не назначили трудовую пенсию по возрасту из-за нехватки страхового стажа, подготовила обращение в суд, чтобы добиться выплат. По ее мнению, из-за изменений в пенсионном законодательстве были ущемлены конституционные права. FINANCE.TUT.BY разбирался, почему некоторые белорусы, которые «не тунеядничали», могут оказаться без трудовой пенсии. «Я жила по законодательству, по которому имела право на получение пенсии»Елена начала свою трудовую деятельность еще в 1982 году. Сразу же после университета она устроилась бухгалтером на ивенецкий деревообрабатывающий комбинат, где проработала почти 9 лет. За это время женщина трижды выходила в декретный отпуск (в общей сложно примерно на 44 месяца). Затем почти три года проработала главбухом на предприятии по инженерному и сервисному обустройству автомобильных дорог «Криница», а потом — чуть больше года на этой же должности в одном из музеев. «У каждого человека свои жизненные ситуации, но мне за свою жизнь не стыдно, вредными привычками не обладаю, я просто имею свое мнение», — поясняет женщина то, что не работала продолжительное время на одном месте. Елена рассказывает, что в 1997 году решила уйти с должности главбуха, в том числе из-за большой ответственности. Через два года она устроилась сторожем на маслосырзавод. Правда, проработала на этом предприятии меньше года. После этого Елена зарегистрировалась в центре занятости. С апреля 2007 года и по июнь 2015 года женщина оформила пособие по уходу за своим отцом, у которого была инвалидность первой группы. Когда он умер, Елене оставалось до выхода на пенсию около 5 месяцев. Женщина снова стала на учет в центре занятости. А когда она стала собирать документы для оформления пенсии, то выяснилось, что ей не положены эти выплаты. Причина — не выработала минимальный страховой стаж, который учитывается при назначении трудовой пенсии. При этом не нужно путать страховой стаж с трудовым: первый учитывается при назначении трудовой пенсии, а второй — уже для расчета конкретного размера пенсии, которую будет получать конкретный гражданин.
Основной нюанс: в страховой стаж - это работа или иная деятельность с уплатой страховых взносов, которые идут на пенсионное обеспечение. В этот стаж не засчитываются учеба, декретный отпуск, военная служба, период ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также лицом, достигшим 80-летнего возраста и периоды получения пособия по безработице. Поскольку в эти периоды уплата страховых взносов не производится. Так получилось, что Елена попадает почти под все эти пункты. «В течение двух лет страховой стаж резко увеличивается на 10 лет. Я не могу в своей возрастной категории уже выработать его в реальном времени — год за год, — говорит Елена. — Я жила по законодательству, по которому имела право на получение пенсии. Но изменения перечеркнули всю мою жизнь, я осталась ни с чем. Меня просто выкинули как ненужную вещь на помойку, образно говоря». «Длительность страхового стажа — половина периода трудовой активности»Чтобы добиться назначения трудовой пенсии по возрасту, Елена начала обращаться в различные инстанции. В том числе к губернатору Минской области Семену Шапиро. «Как можно так относиться к собственным гражданам? Я свою жизнь уже назад не поверну. Трудоустроиться в нашем поселке не представляется возможным, — говорилось в тексте письма на имя губернатора. — Тем более мои способности ограничены, так как имею проблемы со здоровьем, вынуждена постоянно принимать лекарства». Женщина обратила в письме внимание на то, что «не является асоциальным элементом». В комиссии по назначению пенсий Воложинского райисполкома письменно ответили, что «по предъявленным документам страховой стаж <…> составляет 9 лет 6 месяцев 4 дня». Поэтому в назначении пенсии по возрасту ей отказали. Женщина обратилась в комитет по труду, занятости и соцзащите Миноблисполкома. Специалисты подтвердили, что женщина не имеет права на назначение трудовой пенсии из-за недостаточного страхового стажа. Правда, по их подсчетам, он составляет 10 лет 1 месяц 16 дней. Это больше, чем при подсчетах воложинскими специалистами, но все равно не хватает до минимального страхового стажа. Елена не успокоилась на этом. В феврале она написала письмо в Минтруда. Из ведомства пришел лаконичный ответ. «Что касается длительности страхового стажа для возникновения права на пенсию — в 2016 году — 15 лет 6 месяцев, — то это менее половины (а с учетом обсуждения вариантов повышения пенсионного возраста — около трети) периода трудовой активности», — отметили в Минтруда. «Пенсия — это человеческая жизнь. Издать один указ для всех… У меня уже жизнь прожита, и на основании этого указа отказывать в пенсии, когда человек уже дошел до пенсии, — это очень большая проблема. Меня выкинули — и все. Я только в 60 могу претендовать на социальную пенсию. Но я не согласна с социальной пенсией», — отмечает Елена.
«Мне до 90 лет работать, чтобы выработать страховой стаж?» — задается вопросом Елена. И тут же добавляет, что неконкурентоспособна по сравнению с молодежью. «Мне советовали ездить на работу в Минск. Но у меня куча болезней, болячек, я пару раз съезжу…» — рассуждает женщина. Сейчас Елена находится на иждивении супруга. Выручает подсобное хозяйство, семья выращивает вьетнамских свиней. «Думала, что выйду на заслуженный отдых, буду получать пенсию, подработаю еще и куплю компьютер… Как одним указом можно измерить пенсию всех людей? — задается вопросом Елена. — Если бы в 2005 году было известно о предстоящих изменениях, то я знала бы, что не могу ухаживать за своим отцом. В таком случае искала бы работу, через которую уплачивала бы страховые взносы. На сколько увеличивается страховой стаж — за такое время нужно и предупреждать об этом». Женщина обратилась к специалистам Белорусского Хельсинкского комитета, которые помогли ей составить обращение в суд. Елена просит «признать решение Комиссии по назначению пенсий Воложинского райисполкома, а также действия вышестоящих государственных органов по отказу в удовлетворении жалоб, незаконными, ущемляющими права». И главное — женщина просит назначить трудовую пенсию по возрасту и «взыскать с заинтересованных сторон судебные расходы в размере госпошлины, уплаченной при подаче жалобы в суд». «В результате незаконного решения я лишена возможности воспользоваться своим конституционным правом на пенсионное обеспечение. В данном случае суд должен руководствоваться требованиями статьи 137 Конституции, согласно которой в случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция», — говорится в тексте обращения в суд. — Человек планировал свою жизнь с учетом того, что у него есть право на пенсию. Когда оформлялся уход за нетрудоспособным отцом, то человек понимал, что пенсия у него будет. А теперь законодательство изменили так, что при всем желании заработать необходимый страховой стаж невозможно. Государство изменило подход к назначению пенсий так, что такая категория людей, которых, наверное, не очень много с похожей ситуацией, просто выпадают из достойной старости. А они же не валяли дурака, они выполняли социально полезную функцию, которая к тому же является и конституционной обязанностью, — отмечает председатель Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак. — Для такого рода случаев законодатель, конечно же, должен был бы предусмотреть адаптационные периоды для лиц предпенсионного возраста, а также приравнять к страховому стажу некоторые периоды социально полезной активности (уход за ребенком, за престарелыми, нуждающимися в уходе, родителями Сама Елена сомневается, что сможет добиться положительного решения суда. «Я понимаю, что шансов нет. Но важно, чтобы на проблему обратили внимание», — рассказывала нам женщина в редакции.
Минтруда: «У тех, кто не выработал страховой стаж, есть два варианта»В Минтруда пояснили, что при определении права на пенсию применяется законодательство, действующее на дату обращения за пенсией конкретного лица. "Право на пенсию может быть реализовано при соблюдении установленных законодательством условий по стажу работы, в том числе страховому и т.д.", - отметили в Минтруда. Поскольку Елена обратилась за трудовой пенсией в 2015 году, то требование о наличии у нее не менее 15 лет страхового стажа обоснованно, уточнили в ведомстве. Для Елены и тех, кто оказался в подобных ситуациях, предложили два варианта выхода. — У тех белорусов, которым из-за невыработки страхового стажа не назначили трудовую пенсию по возрасту, есть два варианта выхода из ситуации. Первый — дождаться возраста, с которого будет выплачиваться социальная пенсия: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, — уточнили в ведомстве. — Второй вариант — попытаться доработать годы, которых не хватает для минимального страхового стажа для назначения трудовой пенсии.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
FINANCE.TUT.BY разбирался, почему некоторые белорусы, которые работали и не "тунеядничали", могут оказаться без пенсии. |
|