"Принципиально не уступлю". Когда пешеходы и велосипедисты перестанут "бодаться" на тротуарах
09.06.2016 13:02
—
Разное
|
В Беларуси становится все больше и больше велосипедистов. И параллельно растет число недовольных пешеходов — им приходится делить тротуары с двухколесным транспортом. Нелюбовь взаимна: велосипедисты тоже злятся — пешеходы не хотят их замечать и уступать дорогу даже на велодорожках. Почему так происходит и как найти выход из ситуации, разбирался AUTO.TUT.BY. — Вечером я вышла с подругой прогуляться вдоль канала, который находится между Серебрянкой и Партизанским проспектом. Мы шли по неширокой гравийной дорожке, как вдруг со спины меня что-то зацепило — и я полетела на скамейку, расположенную рядом с дорожкой. Вижу, сверху на меня падает велосипед с подростком, — вспоминает произошедший с ней в середине мая случай 35-летняя минчанка Ольга. Подросток оказался неопытным велосипедистом — просто не сумел объехать женщину. После наезда на нее Ольга, превозмогая боль, поднялась на ноги и… стала успокаивать парня, который плакал, а также его отца, который ехал вместе с сыном. — Было очень больно в области грудной клетки. Но скорую и милицию не вызывала — растерялась, да и подросток испугался и плакал, его тоже жаль было. Отпустила велосипедистов, не взяла даже номер телефона. Вечером я чувствовала себя еще более-менее нормально, но вот утром подняться с кровати смогла с большим трудом, поэтому пришлось обратиться к травматологу. Врач диагностировал у Ольги сильный ушиб грудной клетки. Три недели женщина провела на больничном, оплачивая лекарства и поездки на такси в поликлинику из собственного кармана. Пострадавшая сожалеет, что не вызвала милицию, ведь в этом случае она могла бы потребовать материальной компенсации на лечение. Столкновения велосипедистов с пешеходами часто происходят в районных городах: чаще всего в небольших населенных пунктах нет выделенной дорожки для движения велосипедиста, и все «толпятся» на тротуаре. Нередки случаи, когда травму в столкновении получает именно велосипедист — как это произошло, например, со случчанином Антоном Суряпиным. — В Слуцке нет выделенных велодорожек, поэтому велосипедисты ездят по тротуарам или дорогам. На тротуаре мы мешаем пешеходам, на проезжей части — машинам. В конце мая я ехал по широкому тротуару, навстречу шли две женщины с пакетами, — рассказал Антон. — Посторониться, чтобы пропустить меня, они не захотели, поэтому пришлось выезжать на мокрую после дождя траву. Въехал на тротуар на мокрых колесах, велосипед занесло, я подставил ногу, чтобы не упасть, оказалось — неудачно. В ней что-то хрустнуло — и дальше я ни ехать, ни идти уже не смог. Друзья на машине привезли парня в приемное отделение больницы, где выяснилось, что у Антона травмировано колено. Несколько недель ему придется лечиться. — Если бы эти женщины немного подвинулись и пропустили меня, то травмы бы не произошло. Я замечаю, что иногда пешеходы велосипедистов не просто игнорируют, но даже препятствуют нормальному проезду. Мне приходилось ездить на велосипеде и в Минске. Там пешеходы более воспитанные, хотя и там пришлось несколько раз кричать, чтобы люди ушли с велодорожки. У пешеходов же, которые не спешат уступать дорогу велосипедистам, своя правда. — Ну, а почему я должна? — недоумевает молодая мама с коляской в столичном парке Победы. — Для них построили велодорожки, пусть ездят там. А в парк нечего сунуться. Нам с детьми негде погулять, везде ведь машины ездят. В парк прячемся, так здесь велосипедисты носятся. Принципиально уступать не буду. К сожалению, отдельная статистика о травмах, полученных в результате наезда велосипедистов на пешеходов, не ведется, поэтому точное число пострадавших никто назвать не может. Как правило, подавляющее большинство травмированных людей не обращается в милицию. Конечно, если речь идет о серьезных повреждениях, без милиции не обойтись. Как рассказали AUTO.TUT.BY в центральном аппарате Следственного комитета, начиная с 2012 года в Беларуси произошло 13 случаев (семь из которых — в 2015 году) наезда велосипедистов на пешеходов, в которых последние получили тяжкие телесные повреждения, а два человека от полученных травм скончались. По этим 13 фактам возбуждались уголовные дела за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
— В Минске уголовные дела по факту травмирования пешеходов велосипедистами не возбуждались, — пояснила официальный представитель Следственного комитета Юлия Гончарова. — Что касается двух случаев со смертельным исходом, произошедших в Солигорске (Минская область) и Дрибине (Могилевская область), то по эти дела уже были переданы в суд, по ним вынесены решения. В первом случае велосипедисту, который ехал пьяный, назначили наказание в виде 4 лет ограничения свободы в исправительной колонии открытого типа, во втором — 3 лет.
Такого жесткого запрета как в наших ПДД в мире нигде нет, уверен Павел: «Вроде бы это и неплохо для безопасности велосипедистов, но из-за того, что не везде дороги приспособлены для велодвижения, люди и вне проезжей части подвержены опасности». Велоактивист считает, что проблему надо решать, в первую очередь, повышая культуру пешеходов и велосипедистов, а также создавать велосипедную инфраструктуру. — Сейчас в Минске на 75 улицах на тротуарах выделены полосы для движения велосипедов. Там проблема конфликтов «велосипедист-пешеход» не так остра. Но все равно у нас выделенные полосы не дают приоритета движения по ним велосипедистам — они вынуждены уступать некультурным пешеходам. А ведь во многих странах, если пешеход зашел на велодорожку, его штрафуют.
По мнению велоактивиста, выделенных полос на тротуаре недостаточно. Необходимо внедрять другие велосипедные решения. — Велосипедисты сами должны выбирать где им двигаться — по тротуару или проезжей части, — уверен Горбунов. — Мы считаем, что нужно создавать велополосы на проезжей части, делать «успокоенные» улицы, на которых автомобилям нельзя двигаться более 30 км/ч. На таких улицах велосипедистов можно спокойно выпускать на проезжую часть, где они могут ехать с автомобилями. Это безопасно — и пример европейских стран это подтверждает. В Минске, к примеру, такими улицами являются Краснозвездная, Гикало. Но, чтобы улучшить ситуацию с велосипедистами, нужны изменения в ПДД, а это процесс не быстрый, да и говорим об этом пока только мы. Ничего нового, сторонники двухколесного транспорта уже который год возмущаются: пустите нас, мол, на проезжую часть! — мотивируя необходимость в изменениях тем, что лавировать по многолюдным столичным тротуарам велосипедисту вряд ли комфортно, а пешеходам, в толпу которых велосипед может въехать на скорости около 40 км/ч, — вряд ли безопасно. Плюс к тому — якобы отпадет необходимость решать проблемы дорожной инфраструктуры и штрафовать неспешившихся велосипедистов на пешеходных переходах. Позиция ГАИ уже несколько лет тоже неизменна. Гипотетически руководство Госавтоинспекции не против подобных изменений в ПДД, но — не сегодня. Скорее — и не завтра. Только тогда, когда полосу для движения велосипедов можно будет выделить на дороге конструктивно и быть уверенным в том, что автомобиль и велосипед на проезжей части не пересекутся. Сотрудники ГАИ опасаются, что велосипедисты, периодически въезжающие в толпу пешеходов на тротуаре, могут точно так же на дороге въехать «в толпу» автомобилей. Кто сможет гарантировать, что водители, которые жалуются на то, что «не видят» байкеров, увидят велосипедистов?.. Так что, уверены в ГАИ, сегодня велосипедистам на дороге не место. Водители и правда вряд ли будут рады появлению на проезжей части велосипедистов — только их там не хватает! И участники велодвижения должны понять — их ведь тоже раздражают идущие по велодорожке пешеходы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Конфликты между велосипедистами и пешеходами случаются довольно часто. Почему так происходит и как найти выход из ситуации, разбирался AUTO.TUT.BY.
|
|