"Нас арестовывали везде, где мы работали". В Минске открылась выставка об олимпийском Сочи. 21.by

"Нас арестовывали везде, где мы работали". В Минске открылась выставка об олимпийском Сочи

08.09.2016 15:44 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На днях в Минске стартует Месяц фотографии — масштабный фотопроект, который включает два десятка выставок и столько же мастер-классов, лекций и презентаций. AFISHA.TUT.BY сходила на одну из самых резонансных из них — проект об олимпийском Сочи. Какие истории стоят за привезенными в «ЦЭХ» снимками — в нашем материале.


В ангаре культурного пространства гремят инструменты, потеют рабочие и сотрудники, монтируя последние экспозиции. На втором этаже обстановка не менее интеллектуальная: идут мастер-классы известных фотографов.

Готовой можно назвать выставку нидерландского журналиста Роба Хорнстра «Атлас войны и туризма на Кавказе», который на протяжении пяти лет снимал предолимпийский Сочи, статику и метаморфозы Кавказа.

Каким образом эта тема касается белорусов? Менеджер проекта Андрей Ленкевич уверен, что самым простым.

— Во-первых, Сочи два года назад был в безумном центре внимания в связи с Олимпийскими играми. Мы все слышали, знаем что-то о Сочи. Но Роб как очень умный и глубокий журналист предлагает взглянуть на регион совершенно с другой стороны. Не как на место, где короткое время был праздник, где были построены пустующие сейчас гостиницы и спортивные комплексы. Чтобы не быть поверхностным, заниматься этим регионом он начал за пять лет до Олимпиады, чтобы предложить широкий, многослойный взгляд на эту тему. Каждому из нас важно посмотреть на выставку. Кажется, что для нашей жизни здесь нет ничего интересного, значительного. Но она отражает проблемы постсоветской территории, которые повсюду имеют сходство.

Рассматриваем один из снимков. На сцене поет девушка, одетая в светлые джинсы и высокие черные ботфорты. На колонках разбросан пушистый «дождик», рядом висит рождественский венок. На заднем плане красуется мечеть и дама в хиджабе. Охотно верим Андрею.


В соседней комнате звучит английская речь автора выставки Роба Хорнстра. Ждем, когда он сделает перерыв, чтобы рассказать нам о том, кого он считает героями, за что ему запретили въезд в Россию и почему социальные сети — лучшая защита для международного журналиста.

«Он думал, что умрет, но выжил — очнулся без ног, без рук и слепой»

— Когда стало известно о месте проведения Олимпиады, с Арнольдом ван Брюхеном мы уже работали в этом регионе. Считали, что Кавказ — очень интересный и сложный регион, который заслуживает хороших журналистских расследований. Мы также ожидали, что перед началом Олимпиады его закроют. То есть рассуждали так: если хочешь что-то там сделать, нужно стартовать задолго до начала.


— С какого снимка начался этот проект?

— Он есть здесь, на выставке в Минске. Это фотография дома, который стоит на месте, где собирались строить олимпийский объект. В нем жили беженцы из Абхазии. Чтобы дать людям понять, что здесь будет олимпийское строительство, вокруг него выстроили забор.

— Какая история, стоящая за снимком, для вас самая ценная?

— Очень сложно выбрать одну, если работаешь над проектом пять лет. Но сильнее всего меня тронула история, произошедшая на Северном Кавказе. Она об очень умном, интеллигентном полицейском, который бросился на гранату, чтобы защитить своих коллег. Он думал, что умрет, но выжил — очнулся без ног, без рук и слепой. Это был один из самых впечатляющих дней за пять лет. Обращаю на эту историю внимание потому, что полицейский был очень мягким, нежным отцом. И особенно потому, что он понимал: та причина, по которой он потерял свою жизнь, абсолютно бессмысленна. Война между повстанцами и русскими абсолютно не имеет смысла.


— В описании к выставке сказано, что одна из целей вашего проекта — показать поиск постсоветской идентичности в регионе. Вы наблюдали за этими людьми как снаружи, так и изнутри. Как человек, который долгое время находился рядом, но возвращался домой в другую реальность, вы можете предположить, почему они не ищут другую, не постсоветскую, идентичность?

— Этот вопрос, как и весь регион, очень сложный. Регион состоит из разных народностей. Кавказские люди никогда не считали себя советскими или постсоветскими. Ингуши всегда были ингушами, даже в советское время. Они придерживаются своей ингушской идентичности. То же самое касается кабардинцев, чеченцев, абхазов, балкаров.

— А если коснуться людей, которые живут в сочинском регионе?

— Опять же все завит от того, о ком мы говорим. До Олимпийских игр, в 2009, 2010 годах, Сочи был популярным санаторным городом. Сюда приезжали люди, скучавшие по Советскому Союзу. Но есть люди нового поколения, у которых нет ничего общего с советской идентичностью. У них теперь своя, российская ментальность. Точно так же происходит и в других регионах России, когда старшее поколение скучает по прошлому, а новое ищет путь в будущее с совершенно другими ценностями.

«Если вы иностранный журналист, то вас не убьют»


— За что вам запретили въезд в Россию?

— Я бы тоже хотел знать, за что. Могу только предположить.

Если независимый журналист работает на Северном Кавказе, он автоматически получает отказ на въезд в Россию. Если там работаешь, ты не можешь игнорировать то, что происходит. А происходит там гражданская война между кавказскими повстанцами и российской властью. Российская власть не хочет выносить эту тему на широкое обозрение. Все знают, что независимых журналистов, которые работают на Северном Кавказе, либо убивают, либо подвергают угрозам. Если вы иностранный журналист, то вас не убьют, потому что после на международном уровне будет много осложнений.

Я должен добавить, что глубоко восхищен работой российских журналистов, которые освещают права человека, и юристов, которые занимаются этой темой. Потому что мы можем уехать, а они нет. И так, как к ним относятся, как им угрожают, — это ужасно. Угрожают ведь не только юристу, но и всей его семье. Потому людям очень сложно, практически невозможно работать. В моих глазах они герои.

«Всего один твит мог защитить от местной силы»


— Во время работы вам препятствовали и угрожали?

— Да. Но я всегда говорю, что социальные сети — это лучшая защита. Нас арестовывали не помню сколько раз, например, в горах, в Дагестане. В этот же момент мой коллега пишет твит, и во всем мире узнают, что мы в тюрьме. Арестовывали нас во всех местах, в которых мы работали. Но что может сделать местная сила, если все международное сообщество, правительство, журналисты, которые читают наш аккаунт в твиттере, знают об этом? Посадить — нет, избить — тоже нет. Единственное, что им оставалось, — угрозы и нецензурная речь.

— Как ваш проект восприняли на международном уровне?

— Есть огромная разница, как его воспринимали до конфликта в Украине и после него. Война в Украине началась сразу же после Олимпийских игр. Мы показывали свои работы до начала конфликта — и все люди удивлялись. У них были какие-то представления о том, что такое Россия, но они не знали о тех ужасающих нарушениях прав человека, которые происходили на Северном Кавказе во время правления Путина. А после начала конфликта их восприятие нашей работы стало в большей степени соответствовать личным взглядам. Когда люди видели наши снимки, они говорили: «Да-да, я так и думал о России».

«Сочи проект»

Когда: с 6 сентября по 6 октября.

Где: галерея «ЦЭХ», ул. Октябрьская, 16.

Сколько: 5 рублей, школьникам, студентам и пенсионерам — 2,5 рубля, журналистам и детям до 10 лет — бесплатно.

Гид по Месяцу фотографии смотрите тут.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AFISHA.TUT.BY не смогла дождаться пятничного старта Месяца фотографии в Минске и отправилась рассматривать уже открытые выставки.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика