Сделано в Беларуси. Топ-400 компаний-легенд белорусского бизнеса
07.10.2016 06:14
—
Разное
|
![]() digital.report Портал деловой информации «Ежедневник» совместно с генеральным партнером МТБанк к 25-летию белорусского предпринимательства представляют проект «Сделано в Беларуси. 400 компаний-легенд белорусского бизнеса». «Сделано в Беларуси… » - это летопись зарождения и развития частного бизнеса в Беларуси, истории нескольких тысяч компаний и предпринимателей, инвестировавших в национальную экономику в течение 1991-2016 годов. За 25 лет бизнес в Беларуси прошел сложный путь становления. Но он смог, несмотря на многочисленные внутренние и внешние проблемы, стать важной составляющей национальной, региональной и мировой экономик. Ежегодно растет доля частного предпринимательства в ВВП Беларуси, около сотни бизнесов занимают ведущие позиции на региональном рынке, около десятка - на мировом. Именно частный бизнес является главной движущей силой сегодняшнего инновационного и конкурентоспособного развития белорусской экономики. Весомый вклад в национальную экономику в течение этого периода внесли иностранные инвесторы. Владельцы и акционеры компаний из более 100 стран мира стали важной действующей силой реформирования белорусской экономики и являются полноправными участниками местной деловой среды. При их участии созданы сотни высокотехнологических производств, десятки тысяч новых рабочих мест и перечислены миллиарды долларов налоговых отчислений. В проекте «Сделано в Беларуси…», акцентированном на конкретных брендах и именах, в целом подводятся итоги развития экономики и отдельных отраслей Беларуси. По хронологии видно, как непросто развивались и как постепенно менялись отношения частного бизнеса с регуляторами, с госсектором, и как менялся сам бизнес в осознании своей роли в развитии экономики страны и общества. фото: Андрей Владимирович Полетило О том, как появился и что представляет проект «Сделано в Беларуси. 400 компаний-легенд белорусского бизнеса», рассказывает его автор, редактора спецпроектов - За двадцать лет журналистской работы, в том числе, в ходе подготовки наших рейтингов топ-200 влиятельных и успешных бизнесменов Беларуси накопился богатый материал по новейшей истории предпринимательства. Было бы непростительно с профессиональной и, особенно, с общественной точки зрения проигнорировать круглую дату. Конечно, нас подвинул на такой масштабный проект интерес читателей Наконец, что немаловажно, исследование показалось интересным нашему главному партнеру по проекту МТБанк – это крупнейший частный банк с белорусским капиталом, которые был признан банком 2015 года по версии авторитетного британского финансового журнала The Banker. Вместе с МТБанком многие компании нашей страны выросли, превратились из новичков на рынке в большие корпорации и вошли в историю белорусского бизнеса. Сейчас среди партнеров МТБанка – такие лидеры рынка, как «Мiлавiца», «Атлант-М», ГК «Караван», онлайн-гипермаркет 21vek.by, «Смартон» и другие. Эксперты МТБанка работают со многими белорусскими предприятиями, отлично знают рынок и могут компетентно проанализировать работу бизнеса из любой отрасли. Что не раз подтверждали и герои наших статей - руководители компаний-лидеров белорусского рынка. Кроме того, высокий уровень экспертной оценки специалистов МТБанка подтверждает растущий из года в год индекс удовлетворенности его клиентов. Поэтому нам при создании проекта «Сделано в Беларуси…» было полезно заручиться поддержкой такого компетентного партнера. Мы уверены, что вместе с МТБанком наш проект будет не просто интересным, но и максимально полезным для белорусского бизнеса. - Как понимаем, круглая дата - 25 лет белорусскому бизнесу - привязана к провозглашению Беларусью суверенитета? - Формирование бизнеса в новейшей истории Беларуси начиналось раньше – с перестройки. С 1988 года разворачивается кооперативное движение, выбросившее дремавшую много лет колоссальную деловую энергии. Но именно получение Беларусью независимости в 1991 году, на наш взгляд, нужно считать за отправную точку зарождения национального бизнеса. Это, собственно говоря, закреплено законодательно. Как? Дело в том, что именно в 1991 году, 28 мая, был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Минэкономики, нужно отдать ему должное, не забыло про веховое событие и отметило юбилей. Несколько, правда, по- коммунистически - ударной стройкой. - Почему проект получил такое название «Сделано в Беларуси…»? - Мы хотим восстановить справедливость. Ведь, что у нас обычно ассоциируется со «сделанным в Беларуси»? «Беларусы», «МАЗы», продукция гигантов, многие из которых выживают только в условиях государственных монополий и олигополий. Что не есть хорошо. Правительству нужно, наконец, признать – ставка на государственные гиганты исчерпала себя, потенциал для развития имеет только частный бизнес. Многолетняя безоговорочная поддержка властями госсектора негативно сказывалась и сказывается на развитии частной инициативы. «Сделано в Беларуси» - сегодня не «мазы» или «атланты», а «варгейминги», «регулы», «полимастеры» etc. Есть сотни, даже тысячи компаний с бизнесом, выстроенным по лучшим западным лекалам и в разы эффективнее «домостроевских» гигантов. «Сделано в Беларуси…» - это проект, в котором мы показываем, какой путь преодолел белорусский бизнес. У него, объективно говоря, на постсоветском пространстве были самые тяжелые условия для роста. Порой – невыносимые. С одной стороны, ни в какое сравнение не идет ресурсная база, какая была и есть в России, Казахстане, Украине. С другой стороны, никакой внешней помощи, как у осваивающего многомиллионные европейские гранты бизнеса Литвы, Латвии и Эстонии. С третьей, мегарегулирование на уровне государства. В последние годы, конечно, отношение государства к бизнесу заметно улучшилось. Но опасение по поводу того, что за этим стоит только PR перед международными партнерами по кредитам, существовало всегда. Сейчас, в кризисных условиях, оно усилилось. Страшна наша государственная машина в состоянии экономического аффекта. - Что это за компании-легенды? Почему именно они? - Это – авторы каких-то веховых cобытий, инициаторы трендов. Одни из них – первопроходцы, другие сумели завоевать место на рынке в жесточайшей конкуренции с госсектором, третьи – сформировали вокруг себя новые отрасли, четвертые - создатели суперконкурентных производств, пятые – признанных в мире продуктов. И так далее. Это - создатели известных брендов, уникальных технологий, все они были или остаются лидерами – на нашем рынке, в региональном или мировом масштабах. - Много компаний и их историй вошло в проект? Что он собой представляет? - Мы поставили задачей охватить как можно больше компаний, фамилий, событий этого периода. Поэтому посчитали эффективным использовать истории, расположенные в хронологическом порядке. В зависимости от того, кто и что сделал, про одних информации больше, про других – меньше. Истории распределены не только хронологически, но и по отраслевому принципу. В течение года с лишним мы расскажем, как развивались в эти годы деревообработка, продовольственный ретейл, финансовый рынок… Всего в рамках проекта представлены 16 отраслей и их групп. В каждой из них определяется топ-25 компаний с самыми яркими, звучными проектами и историями. Затем, соответственно, из них формируется топ-400 компаний-легенд белорусского бизнеса. Бизнес не имеет границ, и в рамках проекта мы решили не разделять национальные и иностранные компании. Иностранные инвесторы, приходившие в экономику Беларуси с новыми решениями, технологиями, на самом деле сделали очень много как для ее роста, развития отдельных отраслей так и для становления национального бизнеса. Нашему бизнесу и теперь нужно учиться, и учиться, и еще раз учиться у своих зарубежных коллег. - История Чижа вошла в проект? - В проекте, конечно, много имен из нашего топ-200. Но немало такого же уровня фамилий, которые теперь ничего не говорят большинству. Например, кто сейчас помнит про бизнесы Лагвинца или «комсомольца» Суравнева? Через следующие 25 лет, возможно, большинство уже не вспомнит и про Чижа, и про Топузидиса. Мы не только старались запечатлеть для истории имена и бренды, но что важнее - дать фактуру и привести примеры, чтобы читатели могли анализировать. Истории успеха красивы, а из историй падений нужно делать выводы, чтобы не повторять ошибок. - Когда стартует проект? - Мы планируем запустить его на портале ej.by в середине октября, и первым объектом нашего исследования стала лесная и деревообрабатывающая отрасль. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Портал деловой информации «Ежедневник» совместно с генеральным партнером МТБанк к 25-летию белорусского предпринимательства представляют проект «Сделано в... |
|