Автор музыки для фильмов Джармуша и игры The Sims рассказывает о том, что дает победа в Канне
20.10.2016 18:22
—
Разное
|
Йозефа ван Виссема знают одновременно поклонники фильмов Джармуша и игры The Sims. Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля за саундтрек к фильму «Выживут только любовники» голландский композитор-минималист сочиняет атмосферную музыку для отшельников. Скоро он будет в Минске: 21 октября в клубе «Брюгге» состоится его — Вы выступали в России и Украине, скоро ваш первый концерт в Беларуси. Каковы ваши впечатления от этих стран и заочные ожидания от Беларуси? — Я заметил, что публика в этих странах имеет опыт глубокой концентрации и вдумчивого слушания. Казалось, для них это был действительно особенный момент. Я считаю, если публика слушает тихо, закрыв глаза, это даже больше, чем диалог между нами. Да, моя публика довольно-таки особенная, и это еще одна причина того, почему я все делаю именно так, как делаю. Надеюсь встретить то же самое и в Беларуси. — На какой музыке вы росли, какие современные исполнители вас впечатляют сегодня? — В молодости я слушал много акустической гитарной и классической музыки (Бах, например), позже проникся авангардом. До сих пор слушаю много лютневой музыки. Прямо сейчас в восторге от Kreuzmusik Хеннинга Кристиансена. — В одном из интервью вы сказали, что в минимализме важен опыт слушателя не меньше, чем опыт композитора. Значит ли это, что вы сознательно оставляете некие лакуны, которые каждый слушатель заполняет сам? — Да, я оставляю некое пространство: музыка нуждается в дыхании. Современное общество страдает от перегруженности информацией, и нет необходимости это множить. Свою работу я вижу как нечто, противостоящее современности разными способами. — В фильме «Выживут только любовники», где звучит ваша музыка, главный герой обеспокоен идеей анонимности. На вашем альбоме A Rose By Any Other Name вы играете музыку анонимных авторов. Это совпадение или вам действительно по каким-то причинам близка идея анонимности? — Отличная параллель… и совпадение. Тому есть несколько причин. Музыканты становились анонимными, потому что общество смотрело на них свысока, с долей презрения — и им приходилось быть анонимными. Для меня же уединение — противоположность нахождению в турах, когда я стараюсь общаться с моей аудиторией столько, сколько могу. — Что для вас означает факт, что ваша музыка получила награду в Канне? — То, что ее стало слушать больше людей. — Вы написали звуковую дорожку для картины Ганса Гольбейна «Послы». Если бы вам предложили продолжить этот междисциплинарный опыт, то музыку к какой книге вы написали бы? Что составляет круг вашего чтения? — Я бы написал саундтрек к «Жизнь слуги» Генриха Сузо: эту книгу я читаю сейчас. В целом, мои любимые авторы — женские религиозные писательницы с их текстами о поисках бога. Очень сильные вещи у Маргариты Поретанской, Юлианы Норвичской, Гертруды Хельфтской. Моим любимым поэтом я бы назвал Чарльза Буковски. — Ваша музыка берет много от христианского мистицизма, какие идеи мы должны взять оттуда сегодня? — Музыка — это язык. Для меня это, определенно, божественное присутствие, она спасала меня в некоторых ситуациях. Лютня — символ, который перечеркивает весь ненужный сегодняшний материализм. Вам не нужен смартфон, чтобы общаться с людьми. И именно идею раскрытия воображения мы можем позаимствовать у христианского мистицизма. Мы можем многому научиться у прошлого. — Какие лютни вы используете чаще всего? Какие из них ваши любимые? — Недавно у меня появилась новая черная лютня, подарок от моего друга, мастера-изготовителя Мигеля Сердуры. Так что теперь у меня две лютни черного цвета (первая — тоже подарок, от моих родителей), они и есть самые любимые. — Требует ли ваша музыка каких-то особых локаций? Кажется, она не может одинаково звучать в клубе или в церкви. Какое место запомнилось вам больше всего? — Должен сказать, церковь в украинских Черновцах, где я играл, была самой особенной. Впечатлил Кафедральный собор святых Петра и Павла в Москве: там было очень много людей. Я чувствую себя единым целым с аудиторией, если все идет правильно, как надо. — Вы включаете в свои концерты произведения Монтеверди, Каччини, анонимных композиторов Ренессанса и Барокко, а порой экспериментируете с эффектом обратной связи и слайдером. Чего ожидать публике на концерте в Минске? — Летом я написал несколько новых композиций (очень доволен этим материалом) — их и собираюсь сыграть.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
21 октября в клубе "Брюгге" состоится концерт Йозефа ван Виссема. Обладатель гран-при Каннского кинофестиваля в интервью для AFISHA.TUT.BY |
|