"Теперь белорусские водители кажутся самыми аккуратными и вежливыми". Как и на чем ездят в Грузии
13.11.2016 13:58
—
Разное
|
Чтобы описать местный колорит и особенности дорожного движения в Грузии, нам не приходится как-то по особенному подбирать слова. Бешеные скорости, дорогие машины, крутые повороты и пешеходы-экстремалы везде. А еще особое отношение местных водителей к правилам дорожного движения. AUTO.TUT.BY рассказывает о грузинских дорогах, пешеходах и водителях. Пешеход должен страдать!Если у тебя нет машины в Грузии, то твоя участь печальна, ибо ждут тебя поездки в в забитых маршрутках и старых автобусах. Велосипед — только для самых отчаянных, вместе с байком надо брать девять жизней. Ездить придется только по проезжей части между несущихся на огромной скорости машин. Таких смельчаков я встретил всего дважды за всю неделю пребывания в Тбилиси. Ходить пешком — тоже испытание для сильных духом. Гнев и страх сопровождали меня на прогулках по замечательному южному городу. Похоже, о пешеходах в столице Грузии думают в последнюю очередь. На своих двоих перемещаться очень неудобно. Первый культурный шок белорусский турист испытывает, выходя на пешеходный переход без светофора. У нас поток сразу останавливается и пропускает человека. Тут никто даже не думает притормозить! На «зебре» меня чуть не сбили десять раз, в том числе и полицейские. Водители просто едут, не снижая скорости. Тормозят только если человек прямо у них перед капотом, чаще просто объезжают «по носкам» или «по пяткам». На скорости. После перехода в таких условиях, невольно обрадовался купленной медицинской страховке. Да и этих самых «зебр» просто нет или расположены они очень неудобно. К примеру, к Грузинскому национальному музею я приехал на метро. Меня и музей разделяет главная городская магистраль — шестиполосный проспект Руставели. Ни одного пешеходного перехода поблизости нет, придется пройти пятьсот метров до ближайшего подземного перехода. Таких примеров за неделю я увидел огромное количество: один раз пришлось пройти несколько километров в поисках безопасного перехода, ведь лезть под колеса добровольно не хотелось. Помог только подземный переход под огромной развязкой около тбилисского зоопарка. Переход этот был очень длинным, очень темным и очень вонючим. Вообще в переходах тут либо рынок, либо туалет. Даже не знаю, что более неприятно: протискиваться в толпе между прилавками или бежать, задержав дыхание. Жители Тбилиси выбирают третий вариант: просто переходят дорогу в удобном для них месте. Точнее перебегают. Поток машин очень плотный, и водители никого не пропускают, попасть под колеса проще простого. Хочешь жить — беги быстрее, таковы местные законы. — Я приехала в Польшу и была в шоке: только ступишь на переход, и все машины останавливаются. Но все равно я первые дни переходила где хочу — просто по привычке. Пока не перешла прямо перед автомобилем полиции и не получила от них штраф. Наши полицейские внимания на такое не обращают, а там сразу оштрафовали!, — рассказывает Лика, жительница Тбилиси. Еще одним испытанием для пешеходов становятся тротуары. На узких пешеходных дорожках растут широченные деревья, асфальт в трещинах. К этому добавляется традиция торговать на улицах, порой на пути пешехода возникают целые рынки. Бывает, пешеходная дорожка просто без предупреждения обрывается — надо снова выходить на дорогу. Особенно раздражает местная традиция парковаться на тротуарах, когда для пешеходов не остается места и им то и дело приходится выходить на проезжую часть. «Ноги есть — обойдешь» — сказал мне водитель белого микроавтобуса. Но что если речь идет например об инвалидах? Перемещаться на коляске им было бы невозможно. В переходах нет пандусов, по большей части тротуаров не проедешь. А все робкие попытки создать безбарьерную среду потерпели поражение в битве с машинами. Кто круче, тот и едетТяготы жизни без автомобиля заставляют людей садиться за руль. Благодаря низким таможенным пошлинам на ввоз подержанные иномарки стоят дешево, купить машину в Грузии не проблема. Получить права тоже не сложнее, чем у нас. Сев за руль, новичок попадает в мир, где правила дорожного движения действуют наравне с настоящим законом джунглей. «Кто сильнее — тот и прав». Дорожная разметка и знаки приоритета воспринимаются местными водителями довольно условно. Второстепенная дорога легко становится главной, если по ней едет серьезный человек на дорогой машине. Помогает и наглость — выехавший на перекресток первым заставляет других тормозить и пропускать. Когда глядишь на поток транспорта на крупных магистралях и перекрестках, кажется, тут все «спешуны» и «непущуны». Вежливо пропускать тут не принято, благодарить «аварийкой» тоже. Но за неделю я не видел ни одной аварии в городе, люди приспособились так ездить. — Дурак не проедет долго, умный все сможет. Двадцать лет за баранкой и все хорошо у меня. Я уважаю, меня уважают, — делится нехитрой мудростью тбилисский таксист Каха. Важнейшей системой автомобиля для грузинского водителя является клаксон. Я за два года езды по белорусским дорогам воспользовался им всего пару раз, грузинские водители сигналят без остановки. При этом, сигнал обозначает и приближение к перекрестку, и желание перестроиться, и просто для того, чтобы себя обозначить «я на дороге». В теплую погоду гудок успешно дополняет голос или жесты. Водители открывают окна и эмоционально добиваются преимущества в движении. При этом поражает отзывчивость местных водителей. По прилету я просто спросил у таксиста дорогу, а на его предложение подвезти ответил отказом — не было местных денег и поменять ночью негде. «Садись, так довезу, — сказал мне водитель, — добро возвращается». И это мне попался не какой-то уникальный добрый таксист. Помогать ближнему бескорыстно тут традиция. Сломался на дороге — местные жители обязательно остановятся и помогут. Заблудился — подскажут дорогу и проведут. Право руляВ Беларуси автомобиль пока остается показателем статуса и символом достатка. В Грузии это проявляется еще ярче, чем у нас. На улицах Тбилиси я не увидел ни одного VW Polo или Kia Rio, хотя специально искал их. У грузин популярны совсем иные авто. — BMW M, Mercedes AMG, Brabus (произносится с непередаваемым грузинским акцентом) у нас любят. Все видят, кто едет, все пропускают. Можно гонять по улицам, с девушками знакомиться, — рассказал мне молодой грузин Давид, с которым я познакомился в маршрутке из аэропорта Кутаиси. Он ехал в Тбилиси покупать себе BMW M5 в кузове Е60. За машину он планировал отдать 21 тысячу долларов. На дорогах действительно большое количество машин с трехлучевой звездой на капоте и гордыми шильдиками на багажнике. Конечно, многие из этих «G63» и «AMG» — всего лишь украшательство, но встречаются и реальные детища придворных тюнинг-ателье. Любитель баварского автопрома тоже будет удовлетворен — «заряженных» BMW тут едва ли не больше, чем в Мюнхене. Местные водители рассказали, что предпочитают чинить пожилые премиальные автомобили, нежели покупать новые бюджетные. По их словам, за цену нового «бюджетника» можно купить два подержанных «статусных» авто. У местных таксистов тоже в почете мерседесы. Популярностью пользуются и классические «неубиваемые» W124, на которых ездили, кажется, еще немецкие таксисты. Много и более новых W210, тоже прямиком из Германии. Кажется, даже плафоны с «шашечками» на крыше немецкие. Кроме «шашек» таксисту больше ничего не надо для начала работы. Никаких счетчиков, таксометров, СКНО — просто садись и работай. Кроме «немцев» популярностью пользуются подержанные «японцы». Те самые — «правильные», праворульные. Говорят, японцы делают для внутреннего рынка машины лучше, чем на экспорт. Мы уже давно лишены возможности это выяснить (праворульное авто в Беларуси на учет не поставишь). А вот в Грузии — пожалуйста. Каждая третья машина тут с правым рулем. Порой даже кажется, что оказался во Владивостоке: кругом горы и неведомые японские машины, предназначенные только для внутреннего рынка. О них не знают ни в Старом, ни в Новом Свете. Продукция российского автопрома популярностью в Грузии совсем не пользуется. Новые Lada или УАЗ не встретились ни разу, а вот «классика» на грузинских дорогах есть. Используется самый дешевый транспорт и выглядит очень «устало». Без техосмотра, налогов и ГАИМного дешевых машин и неудобный общественный транспорт делают Грузию очень автомобилизованной страной. На 3,7 миллиона жителей тут более 1,1 миллиона машин. Кажется, половина из них — в Тбилиси. Город постоянно стоит в пробках. Проехать свободно по основным магистралям можно только ночью. В другое время на дорогах плотный поток машин, в часы пик они застревают в пробках. Дело тут не только в количестве машин, но и в особенностях местности. Тбилиси построен в ущелье и сильно вытянут вдоль реки. Новые спальные районы строят в еще более дальних ущельях. Создать радиально-кольцевую систему улиц и построить транспортные кольца нельзя. Транспорт вынужден проезжать по двум основным дорогам, обе идут по набережной Куры и вечно забиты машинами. Избавиться от пробок тут можно только одним способом — жестко ограничить количество автомобилей в городе. Но пока на такие непопулярные меры политики не идут. Рост количества автомобилей рождает и другую проблему, которая нам тоже отлично знакома. Парковаться просто негде. Жители Тбилиси выходят из ситуации радикальнее, чем белорусы. Тут каждый свободный клочок земли, на который можно заехать, превращен в парковку. Все пешеходные дорожки, зеленые зоны во дворах, проезды и тупики заставлены машинами. Пешеходам остается протискиваться между машин там, где раньше был широкий тротуар. Водители очень часто паркуются так, что перекрывают дорогу пешеходам. Попробуй так стать в Минске, и неравнодушные пешеходы скорее всего вызовут ГАИ с эвакуатором. В Тбилиси тоже ездят эвакуаторы, но почему-то мне все время попадались пустые. Местные жители говорят, что иногда неправильно стоящие машины все же «утаскивают», и владельцам приходится раскошелиться на 60 лари штрафа (около 50 рублей). А вот патрульных машин на дорогах очень много, и они хорошо заметны благодаря обязанности ездить с включенной «люстрой». Основной транспорт полиции в Грузии — Skoda Octavia. Встречаются мощные американские «догонялки» Ford. Все машины закупались при Саакашвили во время знаменитой реформы полиции. «Жертвой» этой реформы стала ГАИ. Дорожную полицию просто расформировали из-за тотальной коррупции. Сейчас обязанность следить за дорожным движением возложили на обычных полицейских. Благодаря этому легче контролировать людей и противодействовать злоупотреблениям у власти. Например, экипажи полиции все время меняются. Одни и те же люди не работают в одной машине более одного раза в год, и каждый полицейский следит за коллегой. Сдал взяточника — премия, покрыл — тюремный срок. С помощью жестких мер удалось победить взяточников на дорогах, но этим реформаторы не ограничились. Помимо прочего, отменили и техосмотр как бесполезную проверку, порождающую только коррупцию. Дорожных налогов и сборов тут тоже нет, все дороги бесплатные. Однако качество многих дорог оставляет желать лучшего, особенно там, куда не добралась рука реформатора Саакашвили. Но по главной дороге страны из Тбилиси в Батуми ехать очень приятно. Бетонная магистраль в лучших традициях немецких автобанов. Только недостроена пока, но 150 километров от Тбилиси пролетаешь с удовольствием. Бензин стоит дороже, чем у нас. Цена за литр 95-го — около 15 рублей. Интересная особенность местных заправок — водителю даже не нужно выходить из машины. Достаточно приехать и открыть бензобак. Заправщик сам зальет нужное количество топлива и возьмет плату прямо у водителя. Удобно. Если бы ездить по дорогам Грузии было также удобно, как заправляться, то приезжать сюда на машине хотелось бы почаще. А пока я очень рад, что уехал оттуда целым. Зато теперь езда по белорусским дорогам доставляет удовольствие, а белорусские водители кажутся самыми культурными и аккуратными. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бешеные скорости, парковка где хочу, отсутствие ГАИ. На грузинских дорогах свои законы и правила
|
|