"Непонятно, как введут полную оплата госуслуг, не нарушив Конституцию". Эксперты - о Декрете №1
26.01.2018 13:34
—
Разное
|
Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января Свое мнение высказали старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб и экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. «Исправляя одни ошибки, власть продолжает генерировать новые»Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», считает, что формулировки в новом декрете абсурдные и его принятие может привести к негативным последствиям на рынке труда. — Отрадно, что власть начинает признавать свои ошибки, отменив сбор на тунеядство, — говорит аналитик. — При этом огорчает, что, исправляя одни ошибки, она генерирует новые — это желание обязать возмещать стопроцентную стоимость пока еще непонятно каких оказываемых государством услуг с трудоспособных граждан не занятых в экономике. Вадим Иосуб считает абсурдной формулировку «трудоспособные граждане не занятые в экономике». — Во-первых, сейчас нигде точно не сформулировано, кого относить к этим людям. В декрете сказано, что будут приниматься разъясняющие подзаконные акты Советом министров. Видимо, там это распишут, — предполагает аналитик. — Кстати, в прошлый раз весь декрет — кого относить к тунеядцам, кого нет, меры воздействия, были прописаны в самом документе, соответственно и недовольства этим документом, были направлены на человека его подписавшего. Сейчас получается рамочный декрет, уточнять его будет Совмин, исполнять — местные органы власти. Теперь, если будут недовольства, то направлены они будут на «плохой» Совет министров, исполнителей на местном уровне. Возникает много вопросов с тем, как считать, участвует человек в экономике или нет, говорит эксперт. — С точки зрения властей этот вопрос, скорее всего, определяется, работает или не работает человек, платит ли подоходный, ФСЗН. Это распространяется на ИП, ремесленников. Соответственно, если человек не работает, не ИП и не ремесленник, то он не участвует. Но можно найти массу контрпримеров, которые показывают, что определять таким образом несправедливо. Простой пример: семья, где муж получает пять или десять средних зарплат по стране, жена домохозяйка. Он со своей зарплаты платит налоги, все удержания, причем в разы больше, чем среднестатистический белорус. Он может позволить себе содержать жену. Является ли жена не участвующей в экономике — не очень понятно. Ведь данная семья платит налогов больше, чем средняя семья, — говорит аналитик. — Аналогичный пример: человек имел бизнес, платил много налогов, решил его продать. Продал, получил деньги, заплатил с них налоги и решил год не работать — отдохнуть. Положил деньги на депозит, а еще лучше купил на них государственные облигации и живет на проценты. Является ли он не участвующим в экономике, если вложил в нее кучу денег через банк или напрямую в бюджет, купив на них государственные облигации? Это вопрос. И старый декрет, и новый «якобы направлены на установление социальной справедливости», отмечает эксперт. Но он считает, что документ может привести к прямо противоположным вещам. — У нас в стране избытка рабочих мест нет, есть серьезная фактическая безработица, она отличается от зарегистрированной. К чему может подтолкнуть декрет. В первом примере, где муж содержит жену, она домохозяйка, им денег на все хватает. Но чтобы не числиться не участвующей в экономике, она может фиктивно устроиться куда-нибудь. К примеру, на полставки уборщицей, посудомойкой, няней. При этом работать на самом деле не будет, скажет директору, что зарплата ей не нужна, она хочет только числиться. При этом она займет чье-то место, человека, который остро нуждается в работе. Это обострит социальную напряженность. Люди, которые не нуждаются в рабочем месте и небольших деньгах, будут занимать места тех, кто в этом рабочем месте остро нуждается. Есть надежда, что к моменту, когда все это должно быть разъяснено Советом министров, де-факто это спустят на тормозах или полностью «выхолостят». И в результате это не будет работать, также как толком не работал предыдущий декрет № 3. «Возникнет проблема на этапе внедрения идей декрета № 1»«Скорее всего, возникнут проблемы на этапе внедрения декрета, так как многие положения могут не соответствовать действующей Конституции», — считает Владимир Ковалкин, экономист, руководитель проекта «Кошт урада». — Новый декрет, безусловно, лучше предыдущего. Вместо сбора безработные будут оплачивать госуслуги по полной стоимости. Если сравнить с мировой практикой, то подобные вещи применяются во многих странах, например, в Литве. Если ты являешься безработным, не стоишь на учете на бирже труда и не платишь взносы в Sodra (аналог ФСЗН — Прим. ред.), точно так же лишаешься возможности получать весь спектр медицинских услуг. Такие вещи применяются во многих странах, другое дело, что в Беларуси возникнет проблема на конституционном уровне, на этапе внедрения этих идей. Конституция гарантирует бесплатную медицину и бесплатное среднее образование среднее для всех граждан. Как собираются власти одновременно реализовывать декрет, где предусмотрена полная оплата госуслуг, и при этом не нарушить Конституцию, совершенно непонятно. Владимир считает, что одна из возможных мер — расширение перечня платных услуг. — Тунеядец сможет получить только базовые медуслуги, проще говоря, прийти на прием к терапевту и помазать ранку зеленкой. Серьезная диагностика или лечение будут платными. При этом человек, который платит взносы в фонд соцзащиты, по-прежнему сможет лечиться бесплатно. По словам эксперта, еще один резонный вопрос — как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди. — Этих схем абсолютно нет, и декрет носит декларативный характер. Но как только чиновники начнут разрабатывать подзаконные акты, начнутся проблемы — противоречие Конституции, проблемы с расчетом тарифов. Я думаю, что первый период, когда проблемы начнут вскрываться, будет в апреле-мае, на этапе разработки подзаконных актов, когда нужно будет выдать какие-то постановления, которые объясняют, как же применяется декрет. Второй период будет на этапе, когда декрет начнут внедрять и применять. В других странах, особенно европейских, такой проблемы не возникает, потому что там услуги ЖКХ оплачиваются полностью, отмечает эксперт. «Однако предусматривается система налоговых вычетов, и в том случае, если граждане являются малоимущими или безработными, им выплачивается пособие. Там идут со стороны доходов, а не расходов», — говорит Владимир Ковалкин. По его мнению, помимо борьбы с уклонением от уплаты налогов, нужно менять всю систему социальной поддержки. — Менять на ту, которая доказала свою эффективность на протяжении более, чем ста лет в странах Европы. Это значит платить нормальное пособие по безработице, создавать учебные центры по переквалификации в центрах занятости, стимулировать людей заниматься предпринимательством, создавать налоговые вычеты для отдельных уязвимых групп. Всего это в Беларуси нет, и поэтому на этапе внедрения декрета будет огромное количество проблем. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
FINANCE.TUT.BY узнал у экспертов, чего стоит ожидать от обновленного декрета по тунеядцам. |
|