Многодетная мама стала владелицей небольшой сети передвижных точек, где готовят и продают картофель фри. Ее историю Как белорусы реагируют на людей, которые перекусывают на ходу, и почему девушки справляются с работой в фудтраке лучше мужчин — в
Светлана Шпилевская всегда была активной девушкой. Во время первого декретного отпуска сдала на права, выучила английский. После второго декрета задумалась об открытии своего дела. «Зачем мне на 200% выкладываться на кого-то, если можно на себя?» – задает риторический вопрос она. По случайности ее друг занялся ремонтом фудтраков, а муж на тот момент уже много лет импортировал в Беларусь картофель фри. Так многодетная мама стала владелицей небольшой сети передвижных точек, где готовят и продают это блюдо.
«В ПЕРВЫЙ РАЗ ВЫШЛИ НА РАБОТУ, И ТУТ ЖЕ — САНСЛУЖБА»
В свое время Светлана Шпилевская училась на экономиста в БНТУ, потом получила степень MBA, работала финансовым менеджером в европейской компании. Впервые об открытии своего дела задумалась, когда родились близнецы. Мальчишки часто болели, и мысль о больничном в полтора месяца, пока переболеет вся семья, загоняла в тупик.
– Открывать салон красоты, как часто делают девочки, мне не хотелось. Я в этом не эксперт. Я была уверена, что моя «тема» придет ко мне сама. Так и получилось: друг стал покупать старые фудтраки (кафе-фургоны с мобильной кухней), переделывать их, а я заставляю их «работать» – отстраиваю бизнес-процессы.
Брать кредит на запуск бизнеса Светлане не пришлось: с покупкой нужного оборудования (фритюрницы и прочее) помог муж.
– Я получила беспроцентный кредит благодаря своему семейному положению, – шутит собеседница. – Работаю, отдаю эти деньги. Затраты были небольшими – около тысячи долларов.
Вопрос, что именно Светлана будет продавать из фудтрака, не стоял. Компания ее мужа уже 20 лет импортирует в Беларусь картофель фри из Европы. Да и диссертацию она защитила по теме «Стратегия продаж картофеля фри в системе HoReCa», учась при этом в свое время на кафедре экономики и управления на транспорте.
– Все сложилось: мои способности, природные данные, образование, опыт. Я углубилась в вопрос, узнала, что такое глубокая заморозка. А настроить все процессы, четко поставить задачи для меня не в новинку.
Весь прошлый год Светлана активно работала. Первым мероприятием, куда приехал ее фудтрак, был фестиваль авиационного спорта «Пронебо».
– Продавцы впервые вышли на работу, и тут же – проверка. Санслужбы заходят внутрь, проверяют санкнижки. Настоящее боевое крещение. Но когда закончился фестиваль и мы посчитали выручку, очень воодушевились. Потом было ужасное падение: за участие в фестивале, это был A-fest, просят много, а отдача маленькая. Но по финансовым показателям выступили не хуже других из-за того, что место на фудкорте у нас было а-ля кусты и стоимость участия была ниже, чем у тех, кто был в хороших местах и не смог отбить даже взнос.
«ЕСЛИ В МИНСКЕ ЕДЯТ НА ХОДУ, ЛЮДИ ДУМАЮТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕВОСПИТАННЫЙ»
Светлана продает тот же картофель, что импортирует ее муж. Какой именно сорт ее компания закупает, не рассказывает: коммерческая тайна.
– Имея доступ к производителю и мониторя новинки, я могу что-то выбирать первой. Это хотя бы какое-то подспорье, чтобы иметь преимущество.
– Картофель – это высокомаржинальный продукт?
– Я бы сказала, что сегодня маржинальность средняя. Из-за конкуренции рынок удерживает цену, даже если повышается цена в закупке.
Цена за 200 граммов картофеля фри по-бельгийски в BulbaFrites – 5 рублей. Светлана говорит, что если посчитать стоимость 100 граммов, то это даже дешевле, чем в больших фастфуд-сетях.
– Обратите внимание, что ни в одном фастфуде не пишется граммовка. Визуально вам кажется, что картошки достаточно. Но порции обозначаются как «маленькая», «стандартная», «большая». Это все хитрости маркетинга и не более того. Может быть, это и дороговато для обычной жизни – 5 рублей за 200 граммов картошки. Но для фестиваля это нормальная цена.
Владелица бизнеса рассказывает, что они могут фасовать порции по 200, 400 и 800 граммов. Однако иногда могут убрать из меню не только 800-граммовые порции, но даже и 400-граммовые.
– Так было с Vulitsa Ezha, это вынужденная мера. Ведь человек одной порцией наестся и больше ничего не захочет купить. А это фестиваль еды и гости должны попробовать все.
– Сформирована ли в Минске культура быстрого перекуса?
– Я считаю, что нет. Наши люди в этом плане снобы. Из нас брызжет желание кого-то порицать. Идешь ты, ешь на ходу, а о тебе думают: «Какая-то невоспитанная пошла». Но мне кажется, что надо быть проще и уметь радоваться за других. В Европе урбанизация на другом уровне, и поесть на ходу – это необходимость, и времени, чтобы размышлять, кто и что о них может подумать, у европейцев нет.
«НА ДЕНЬ ВОЛИ ОЧЕНЬ ПЕРЕЖИВАЛИ ИЗ-ЗА ПРОВЕРОК»
Одним из последних мероприятий, где стоял фудтрак Светланы, был День Воли у Оперного театра 25 марта. Светлана признается, что заработать на празднике удалось хорошо: взнос за участие был символический. Но в какой-то момент у точки образовалась очередь: большинство гостей просили 400-граммовые порции, а мощностей, чтобы обслужить всех быстро, не хватало.
– Мне было абсолютно все равно, какие политические взгляды у наших покупателей. Для меня это были просто голодные гости. Думаю, даже сами организаторы были удивлены тому, что получится просто хороший городской праздник.
Единственное, команда очень переживала из-за проверок.
– Всегда можно найти, к чему придраться. А накануне, за неделю, на мою личную почту от Энергонадзора пришли памятки, как что должно быть с электрикой. И я поняла, что к организации подходят очень серьезно.
Светлана говорит, что проверок она не боится и к вопросам правильности оформления документов, соблюдения санитарных норм и прочих нюансов относится строго.
– Организаторы мероприятий уже знают: если зовут меня, то все будет аккуратно, как у девочки: документы – в порядке, безопасность – в порядке. Все будет вкусно. Все-таки мужчины по-другому к этому относятся.
Так сложилось, что среди сотрудников Светланы тоже практически одни девушки.
– Хоть это и не женский бизнес: носиться с проводами и переключателями, всегда иметь под рукой контакт электрика на любом мероприятии. Но парни при наплыве посетителей теряются, девушки в этом смысле более многозадачны и работают тремя руками, понимая друг друга с полуслова.
«Я ПРОСИЛА У СТАРШЕГО СЫНА РАЗГРУЗИТЬ С ПАПОЙ МАШИНУ И СВАЛИВАЛАСЬ СПАТЬ»
Светлана считает, что сегодня бренд BulbaFrites достаточно узнаваем среди тех, кто интересуется городской жизнью. Каждые выходные она получает как минимум несколько звонков с вопросами, где можно встретить их фудтрак. За год работы, говорит собеседница, она набралась столько опыта, будто работает в этой сфере уже десять лет.
– Работаю на износ и не получаю зарплату. Почему? Я вижу результат, вижу, как мое дело живет. На сегодня я почти рассчиталась со всеми долгами, могу за счет оборотов инвестировать в машину, платить людям зарплату. Но главное – сеть контактов. Нас узнают.
Тяжелым временем после быстрого старта и входа в рынок стала зимовка. Все-таки фудтрак – бизнес сезонный. Зимой важно было сохранить команду, поэтому участвовали в некоторых фестивалях, на которых почти не зарабатывали.
В этом году в городе будут работать четыре фудтрака BulbaFrites. К концу сезона их станет пять.
– Даже если я в прошлом году не сама стояла за прилавком, я все равно топталась вокруг машины. Потом приезжала домой, говорила старшему: «Леша, разгрузите с папой машину», – и сваливалась спать. Моя загруженность помогла отстать от него и дать ему повзрослеть. Ведь часто мамам тяжело отпустить своих детей.
А вот младшие дети, которые заканчивают первый класс, и вовсе рады новой маминой работе.
– Им нравится, что почти каждые летние выходные они на какой-то тусовке. Муж приезжает вместе с ними на фестиваль, а они довольные. Они меня, как и я их, ругают, если я сижу в телефоне. Правда, я там по работе отвечаю на вопросы в инстаграме, но им это пока непонятно. Зато когда считаем выручку, они говорят: «Мама, ты заработала столько денег, ты такая богатая!». У них есть понимание, что мама сильная.
В этом сезоне фудтрак будет постоянно стоять на Октябрьской улице, ведутся переговоры о работе на фудкорте фестиваля «Рок за Бобров» и множестве других мероприятий.
– В этот сезон я вхожу подготовленной, с багажом, знаниями и опытом. План мероприятий расписан на все лето, подсчитаны обороты. Моя цель отладить работу так, чтобы ко мне подошли как-нибудь и спросили: «А вы франшизу продаете?»
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности
Фото: TUT.BY.