Как правильно спланировать и инвестировать в разработку и развитие своих веб-проектов?Источник материала: Myfin В прошлом году веб-студии «Медиа Лайн» исполнилось 10 лет. За это время нам удалось реализовать сотни проектов от простых start-up для начинающего бизнеса до крупных корпоративных порталов компаний - лидеров отраслей. Мы наблюдали за их судьбой на всех этапах жизненного цикла - зарождение идеи, реализация, запуск, бурный рост и развитие, а в некоторых случаях и неминуемая гибель. И накануне ежегодной премии «Банк года», где наша компания выступает официальным партнером, мы хотим поделиться своим опытом, а также опытом наших заказчиков в вопросе «Как правильно инвестировать в создание новых проектов и развивать действующие»? Пример первый«Русские медленно запрягают, но Примерно в 2014 году к нам обратился наш старый заказчик, который только вернулся из командировки. Он был поражён удобством вызова такси в одном из аэропортов Лондона. Мол, скачиваешь приложение, нажимаешь кнопку заказать и через 5 минут машина подана. Не нужно объясняться с водителем на не знакомом тебе языке, искать, где обменять деньги на местную валюту и т.д. Как вы понимаете, в данном случае речь идёт о приложении UBER, которого на тот момент в Беларуси ещё не было. Он загорелся идеей запуска аналогичного проекта и тут же обратился к нам за его реализацией. Начинать нам предстояло с предпроектной подготовки, которая и стала камнем преткновения. Чем больше пользовательских сценариев мы пытались предусмотреть, тем больше становилось прототипов, механика взаимодействия пользователя с сайтом усложнялась с каждой итерацией доработок, а сроки разработки естественно откладывались. Проект начал прирастать дополнительным функционалом, смещая фокус нашего внимания на функции, которые не являлись его основой.
Как результат, проект так и не получил своего продолжения и тому помешал целый ряд факторов:
В данной ситуации нужно было действовать быстро, запускать лишь костяк функционала, который несёт в себе главную ценность для потребителя. И уже через несколько месяцев планировать обновление на основании полученных пользовательских отзывов, а не просто своих предположений. Вполне вероятно данный подход позволил бы получить свою долю рынка, а с приходом того же UBER выгодно продать свою базу клиентов/водителей или продолжить конкурентную борьбу и развитие. Пример второй«Я ничего в этом не понимаю, сделайте всё хорошо и качественно – вы ведь профессионалы» - именно так начинается история взаимных претензий, а проекты, которые должны были стать серьёзным бизнес-инструментом больше похожи на «пазл из разных рисунков».
Примерно лет 5 назад мы занимались оценкой одного весьма перспективного веб-сервиса. Сложность истории заключалась в том, что инвестор совершенно не желал вникать в технические аспекты реализации, даже на уровне общей концепции и бизнес-процессов. Это можно понять, если бы не одно НО. Со стороны заказчика не было предоставлено ответственное лицо, наделённое правом согласований и постановкой задач, а также хоть более-менее компетентным в вопросах того, чем придётся заниматься. Мы можем спроектировать, нарисовать и спрограммировать качественный сайт, но зона нашей ответственности здесь заканчивается. Сайт – это инструмент, который интегрирован в единую систему жизнедеятельности компании заказчика. Он обменивается данными с CRM, 1С и другими системами учёта. На его работу влияют маркетинговая политика, финансовая и стратегия компании в целом. Важно, чтобы все эти элементы согласовались между собой и только Вам известно, какие особенности бизнес-процессов внутри компании могут вызвать конфликты при внедрении нового инструмента – сайта. Так либо иначе невозможно получить качественный продукт без вовлечения в процесс разработки двух сторон – заказчика и исполнителя. Только Вам известно, какие планы развития и цели Вы перед собой ставите, как предлагаемые решения в рамках разработки сайта коррелируют с ними, и на сколько они отвечают Вашему понимаю концепции проекта в целом. Как управлять и развивать проект, когда не понимаешь, как он работает? Пример третий«Торг – это давняя традиция в Турции на рынке веб-разработки» - при чём подобное явление свойственно, как для проектов за условные 1 000$, так и 50 000$.
Формируя своё ценовое предложение для участия в очередном тендере, мы провели изучение требований заказчика, его технического задания и дали развёрнутую, понятную и прозрачную смету с калькуляцией стоимости услуг. Однако после рассмотрения заказчиком всех предложений нам было предложено снизить свою цену чуть ли не на 30% и только после этого продолжить переговоры о возможном сотрудничестве. На наши предложение провести сравнительный анализ не цен, а непосредственно самих предложений мы получили стандартный ответ «Цена – это главный критерий отбора участников». Как можно выбирать исключительно по цене, не принимая во внимание состав и объём предлагаемых работ, способы решения поставленных задач? Разработка сайта (не покупка готового решения) – это неосязаемый продукт, характеристики и свойства которого заведомо на 100% неизвестны, торг здесь просто бессмысленный. Ведь даже разработчик не может быть уверен в том, что ему хватит ресурсов для реализации проекта, выделенных согласно сметы. Ведите переговоры не о торге, а об оптимизации бюджета, если предложенная Вам стоимость в действительности выше Ваших возможностей. Разбейте весь проект на 5-6 ключевых составляющих, проговорите их более предметно, для лучшего понимания проекта обеими сторонами. Вполне вероятно, что найдутся составляющие, где можно сэкономить без ущерба качества. Пример четвёртый«В основе проекта должен быть крепкий «фундамент» в особенности, если речь идёт о разработке сайта, как бизнес-инструмента, например B2B Интернет-магазин для работы с оптовыми клиентами.
Условно мы бы разделили на 3 составляющие – идея, реализация, интеграция. Идея.В основе идеи должна лежать выверенная бизнес-модель, понятная всем участникам, вовлеченным в работу с Вашим проектом. Из положительного опыта у нас был заказчик, который спланировал старт и развитие проекта на ближайшие полтора года. И на второй ступени его жизни, возникла непреодолимая проблема в работе с одной из групп пользователей, за счёт которых и должна была осуществляться монетизация. К сожалению, мы не можем раскрыть всех деталей, чтобы стало лучше понятно. Однако случай показательный, ведь никто изначально и предположить не мог, что существование проекта может оказаться под угрозой. И стало это понятным только после презентации и проведения опроса примерно 50 потенциальных пользователей. При чём не общей концепции его работы, а детально проработанной схемы работы с наложением на реальный рабочий процесс пользователей, который мы хотели привлечь. Как результат, проект не получил инвестиций и находится в стадии разрешения критически важной проблемы. При том, что проблем в самой реализации не было. Реализация.Относительно недавно мы приступили к разработке нового корпоративного сайта для одной из крупных компаний, бесспорного лидера своей отрасли. Это уже третья или даже четвёртая версия с грандиозными планами по развитию. При этом в основу проекта заложили бесплатную систему управления контентом, имеющую самую высокую статистику по взломам в Интернете. Аргументация сводилась к тому, что нужно запуститься максимально быстро и буквально через два-три месяца по мере развития проекта, мы платформу поменяем. А ведь смена платформы – это фактически разработка сайта с нуля, что существенно затормозит развитие проекта в будущем. Более того, есть серьёзные риски, связанные с вероятностью взлома сайта в любой момент. Интеграция.История, которой скоро будет уже год и наверняка будет тянуться ещё столько же. Проблема заключается в том, что компания была просто не подготовлена к «вживлению» сайта в свой рабочий организм, бизнес-процессы которого складывались годами и каждый отдел функционировал сам себе. Проблемы всплыли сразу, когда все отделы компании стали объединены одной системой в лице сайта, CRM и 1С. Люди, которые оприходовали товары на складе совершенно не понимали как структура и формат внесения данных в 1С влияет формирование карточек товаров на сайте. Кладовщики не были готовы к тому, что теперь придётся работать в CRM. Маркетинговый отдел не мог согласовать условия проведения акций с администраторами сайта ввиду отсутствия чёткой и понятной политики образования скидок и цен. Как результат мгновенно образовался хаос, который мучительно долго придётся разбирать в ручном режиме, оптимизируя и автоматизируя свою работу. Может показаться, что мы противоречим сами себе и четвертый пример является противоположностью первого, но это не так. В первом случае мы говорили о разработке сайта для нового бизнеса, где нет чёткого понимания не то, чтобы того, как сайт должен работать, не понятно даже, как компания будет развиваться. Либо же start-up с новыми идеями, когда не от куда черпать аналитику и изучить чужой опыт. Четвертый пример актуальных для тех, кто давно работает и понимает свой бизнес, но при этом запускает новый проект, например для выхода в B2C сегмент или наоборот. Выводы:
Удачного Вам планирования и запуска успешных проектов! Компания «Медиа Лайн», *партнерский материал Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Интервью с директором веб-студии Медиа Лайн .
|
|