В годы Великой Отечественной войны спортсмены одними из первых вступили в ряды Красной армии. Среди них были заслуженные мастера и мастера спорта, тренеры, чемпионы СССР, Европы и мира - легкоатлеты братья Серафим и Георгий Знаменские, конькобежец Анатолий Капчинский, боксеры Николай Королев и Игорь Миклашевский, борец Григорий Пыльнов, лыжница Любовь Кулакова, гребец Александр Долгушин. Из спортсменов создавались разведывательные, истребительные отряды и штурмовые группы, которым поручались ответственные и сложные боевые задания.
Но если об этом мы знаем достаточно много, то об участии белорусских спортсменов, уроженцев Западной Беларуси, в боевых действиях Второй мировой войны известно немного.
За три года до начала Второй мировой войны, в Берлине прошли Олимпийские игры, которые стали одними из самых противоречивых из всех Игр за всю историю их проведения. Германию не допускали к участию в этих соревнованиях в 1920 и 1924 годах, но в 1931 году Международным Олимпийским комитетом было принято решение о проведении Олимпиады 1936 года в Германии.
Однако в 1934 году в мире разгорелись серьезные споры по поводу целесообразности проведения Игр в Берлине. Проблемы возникли после 1933 года, когда ярко выраженные националистические и антиеврейские взгляды Гитлера стали государственной политикой.
В 1934 году чиновники Международного Олимпийского комитета посетили Берлин. Комиссия проинспектировала спортивные объекты, а также побеседовала со спортсменами еврейского происхождения, которые убедили проверяющих в своей свободе. Хотя МОК и вынес положительный вердикт, большое количество атлетов не поехало на эти Игры.
Результаты XI Олимпиады порадовали Гитлера. Германские атлеты получили 33 золотые медали, оставив остальных спортсменов далеко позади.
Участие в соревнованиях принимали и польские спортсмены. В составе сборной команды Польши по конному спорту был и Тадеуш Соколовский, лейтенант армии.
Родился Тадеуш Соколовский 25 сентября 1905 года в деревне Жемыславль Ошмянского повета Виленской губернии (территория Российской империи). Теперь это агрогородок Жемыславль Ивьевского района Гродненской области.
Тадеуш Соколовский был самым опытным и титулованным спортсменом в составе сборной Польши. В 1932 году он стал серебряным призером национального чемпионата Польши по конному спорту, в 1935 году завоевал бронзовую медаль, а в "олимпийском" 1936 году стал победителем чемпионата Польши.
В Берлине наш земляк выступал на лошади по кличке Збег (Беглец). Взойти на пьедестал спортсмену не удалось.
Дальнейшая судьба Тадеуша Соколовского сложилась трагически. В сентябре 1939 года он в составе танково-механизированной бригады защищал Варшаву. После окончания активных боевых действий сумел через Венгрию выбраться во Францию, далее в Великобританию, где оказался в специальном формировании - "тихотемные". Это было своего рода секретное элитное подразделение. После прохождения в Шотландии специального курса подготовки по разведывательной и диверсионной работе в ночь на 31 марта 1942 года майор Тадеуш Соколовский под именем Тадеуш Серафин, да еще и с псевдонимом Троп (След), был переброшен на оккупированную территорию. Здесь он был назначен командиром одного из отделений подпольной организации "Вахляж" ("Веер"), которое размещалось в Минске. Бойцы "Вахляжа" разместились в основном на Грушевке, их прикрытием стала работа в польских фирмах, занимавшихся строительно-транспортными работами для немцев. Благодаря этому многие подпольщики смогли получить легальные документы, носили немецкую военную форму без опознавательных знаков, что позволяло достаточно свободно перемещаться по оккупированной территории. Целью организации являлись диверсии на основных железнодорожных линиях в прифронтовой полосе. В конце ноября "Вахляж" в Минске насчитывал уже порядка полусотни бойцов и успел собрать серьезный арсенал боевых средств. По мнению Тропа, пришла пора активных действий, хотя часть командиров не разделяла его решительности, предпочитая и далее "вживаться"... Возможно, на Тадеуша Соколовского как на руководителя шло давление из лондонского "центра". В эти дни на фронте советские части вели тяжелые бои в Сталинграде, и активизацией диверсионной деятельности в немецком тылу союзники стремились оказать свою посильную помощь Москве. Так было или иначе, но "Вахляж" начал действовать.
Разработанный план был дерзок. Благодаря имевшейся возможности передвигаться по немецким тылам решено было по дороге из Минска в Смоленск, куда "вахляжевцы" регулярно отправлялись на грузовике по делам, выбрасывать боевые группы, а на обратном пути забирать их. Непосредственный участник акции по кличке Петя Вагин вспоминал об этом так: ""Тропу" не терпелось, он принял решение на выход боевой тройки на линию Минск - Борисов в ночь с 3 на 4 декабря. Группа в составе "Рыба", "Мирек" и я взорвала поезд около Плисы и точно в срок доложила о возвращении. Это была самая удивительная группа, в которой мне когда-либо доводилось принимать участие. Мы пошли на рельсы в немецких мундирах и без каких-нибудь документов... Это была просто игра со смертью”.
9 декабря 1942 года "Вахляж" решил провести еще одну операцию - на этот раз под Ратомкой. Вторая тройка оказалась менее опытной, диверсию осуществить не смогла и со всем своим взрывоопасным грузом поспешила на поезд: нужно было успеть на утреннюю поверку в фирме. Никто из них не подозревал, что в ту же ночь неподалеку советские патриоты пустили под откос немецкий военный эшелон, и с самого утра оккупационные власти разыскивали подпольщиков. "Вахляжевцев" задержали, один из них не выдержал пыток и стал давать показания. В течение нескольких дней немцы задержали многих участников организации, в том числе и руководство во главе с Соколовским.
Узнав о провале, из Варшавы в Минск срочно выехали несколько человек с целью подготовки побега Тропа и его товарищей из минской тюрьмы. Согласно польским архивам, прибывшие из Варшавы во главе с шефом штаба "Вахляж" Стефаном Рыхтером через минских подпольщиков сумели наладить контакты с охранниками тюрьмы. Благодаря этому заключенным удалось передать несколько важных посылок и даже оружие. Охрану уже почти подкупили, да только один из них оказался предателем, он сразу передал всю информацию о побеге немцам. Так операция по освобождению была фактически обречена.
В субботу, 6 февраля 1943 года, за день до планировавшейся акции, дом, где размещалась конспиративная квартира, окружили немцы и полицаи. В завязавшемся неравном бою Рыхтер и его товарищ Стефан Дерферт погибли. Немцы подожгли дом, а на подворье убили еще нескольких соседей. Некоторых бросили в огонь живьем. Затем в тюрьме, прямо в камерах, была учинена расправа и над арестованными бойцами "Вахляжа". Среди погибших был и Тадеуш Соколовский.
О том, как прошли последние часы жизни прославленного спортсмена и храброго солдата, мы, наверное, никогда не сможем узнать…
Может ему вспомнилось детство, которое начиналось на ивьевской земле: река Гавья и окрестности Жемыславля, может он вспоминал своих верных Тайфуна, Затора и Збега, с которыми познал горечь поражений и триумф побед в спортивных соревнованиях, может до последней минуты надеялся на свое освобождение, может…
А. Волчок,
учитель истории Лелюкинского д/с-СШ
по материалам статьи "Барьер № 13" (газета СБ-Беларусь сегодня от 17.05.2008);
книги "Памяць. Мінск: гісторыка-дакументальная хроніка Мінска"; Интернет-ресурсов.