"По цвету узнавали, из какого депо машина". Как изменился троллейбусный парк Минска за 20 лет. 21.by

"По цвету узнавали, из какого депо машина". Как изменился троллейбусный парк Минска за 20 лет

04.07.2018 09:36 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Всего каких-то 20 лет назад по Минску во всю ходили троллейбусы, построенные еще при СССР, а у каждого троллейбусного депо была своя фирменная ливрея — посмотрел на цвет и знаешь, откуда выехал транспорт. Сейчас столица Беларуси стала лидером среди стран СНГ по парку электробусов. AUTO.TUT.BY проследил историю троллейбусного парка Минска. Смотришь на фото и кажется, что еще вчера догонял эти машинки на остановке, а потом оказывается, что они уже списаны.


Вот он — самый массовый троллейбус мира. Когда-то в Минске одновременно эксплуатировалось больше 1000 экземпляров ЗИУ-682 различных модификаций, сейчас не осталось ни одного. А всего каких-то 15 лет назад на маршрутах еще ходили ранние, с так называемыми фонарями-лодочками.

Кстати, вот этот ЗИУ-682 на переднем плане фото был построен в 1983 году. А сам снимок сделан в 2004-м. В том же году модель была списана.

ЗИУ — аббревиатура от «Завод имени Урицкого». Именно так назывался не единственный, но крупнейший в СССР изготовитель троллейбусов. Название и расположение предприятия было насквозь пропитано коммунистическим символизмом. Мало того, что расположено оно в городе Энгельс, так еще и названо в честь Моисея Соломоновича Урицкого — главы штаба Комитета революционной обороны Петрограда.

В 1993 году «Завод имени Урицкого» был переименован в ЗАО «Троллейбусный завод». Так появилась марка ТролЗа (TROLZA в латинской транслитерации). Завод существует и работает по сей день. По объемам выпуска уже не лидер (тот же «Белкоммунмаш» его периодически превосходит), но работает стабильно, разрабатывает новые модели.


По цвету троллейбуса можно было узнать, к какому депо он принадлежит. Вот, например, вот эта «гармошка» ЗИУ-683 (год постройки 1993) из первого депо. Окраска скромная и лаконичная — песочный с голубым.


А вот такая ливрея с различными оттенками голубого, была у минского троллейбусного депо № 2. Сам троллейбус — поздняя версия классического советского ЗИУ — ЗИУ-682 В.


Тем, кто встречал этот троллейбус на остановке возле метро «Институт Культуры», может и в голову не приходило, что ехать они будут на первой модели белорусского производства — АКСМ-101 минского Белкоммунмаша. Выпускать его начали в 1993 году, машинка с фото — 1996 года. Троллейбус АКСМ-101 получил проверенный временем кузов троллейбуса ЗИУ-9, однако высоковольтное оборудование было вынесено на крышу. Машину оснастили другим электродвигателем, ДК-213, а также внесли некоторые изменения в трансмиссию и электрику. Этот экземпляр принадлежал троллейбусному депо № 3: белая и темно-синие ливрея да еще и фирменный логотип депо — внимание на боковое окно кабины водителя.


Белый, красный и желтый — ливрея депо № 4, здесь в 1997 году был отремонтирован этот уникальный экземпляр минского ЗИУ-682. Только он один получил кузов угловатой формы с новой крышей (потолок стал выше) и маршрутоуказателем. Передняя светотехника переехала на новый стеклопластиковый бампер, выступающий далеко вперед.


Всем, кто ездил в районе улицы Сурганова, знаком этот троллейбус. Но на самом деле это очень редкая минская «гармошка». Изначально разработка киевского завода электротранспорта называлась Киев-11. Пять таких троллейбусов из киевских машинокомплектов с 1992 по 1996 год собрал «Белкоммунмаш». Параллельно с Киевом их начал выпускать украинский «Южмаш» в Днепропетровске, который в итоге и стал основным производителем модели уже под индексом ЮМЗ-Т1. Минск купил в Днепропетровске еще пять таких машин. Экземпляр украинской сборки, построенный в 1992 году, и показан на фото в красивой ливрее минского троллейбусного депо № 5.


Нельзя не вспомнить и про сочлененный Тролза-6205 — плод глубокой модернизации троллейбуса советской «гармошки» ЗИУ-683. Передняя маска была уже совсем другой, но кузов — почти без изменений. «Механику» переработали. На фото — экземпляр 2002 года постройки. Все пять минских Тролза-6205 уже списаны.


Кстати, в нулевых, троллейбусы уже «одевали» не только в ливреи депо, но и в «рекламу». Например, здесь символика «МакДоналдса» нанесена «по-настоящему», краской. Сам троллейбус на фото — последняя и финальная модификауция АКСМ-101 — АКСМ-101М 1998 года постройки со стеклопластиковыми штангами токоприемников и «глухой» передней маской.


В 1997 году «Белкоммунмаш» стал выпускать троллейбус собственной разработки — совершенно новую модель АКСМ-201. Когда-то Минск был основным ареалом обитания таких машин, сейчас не осталось ни одного, хотя в других городах Беларуси они еще работают. На фото уникальная модификация 201-го семейства, построенная в 2001 году — АКСМ-201.03 с гибридным приводом. Была выпущена одна машина с электрооборудованием на IGBT-транзисторах и дизель-генератором. Опыт признали неудачным, позже машину переоборудовали обратно в «обычный 201». Сейчас этот троллейбус списан.


В 2002 году на базе 201-го семейства сделали вот такую «гармошку». Когда-то АКСМ-213 был чуть ли не вершиной производственной гаммы «Белкоммунмаша», сегодня это уже троллейбус-реликт, единственная высокопольная модель, еще эксплуатируемая в Минске. Их осталось всего несколько экземпляров. А серийно АКСМ-2013 выпускался с 2002 по 2007 год.

Низкопольная эра


Эра низкопольных троллейбусов в Минске началась в 1998 году. Именно тогда появился этот АКСМ-333, вышедший на маршрут № 9. Мальчишки из дворов, мимо которых он ездил, называли его «космическая девятка». Вечером он смотрелся действительно как космический корабль — настолько новаторским тогда воспринимался этот троллейбус. Он был огромной редкостью. Достаточно сказать, что за 10 лет с 1998-го по 2008 год построили всего три низкопольных «гармошки». Этот троллейбус станет крупносерийным лишь более чем десятилетие спустя после своего появления, и у же в рестайлинге.


В 1999 году на минских улицах появилось еще одно троллейбусное чудо — низкопольный МАЗ-103Т, построенный на базе кузова автобуса МАЗ-103. С его помощью 4-е троллейбусное депо даже заманивало водителей на работу «рекламой» под крышей. Три года он был единичным уникумом. Серийный выпуск начнут только в 2002 году. До конца 2002 года в депо № 4 поступило 25 троллейбусов МАЗ-103Т.


А потом стали появляться вариации. Комплектные троллейбусы МАЗ перестал выпускать (не его профиль) и делал машинокомлекты, которые поставлялись не только в Беларусь, но и в Россию и Украину. Сразу несколько предприятий выпускали свои версии на базе МАЗовских машинокомплектов. А в Беларуси массовыми стали АКСМ-221 (собранные на Белкоммунмаше). Также окончательную сборку под обозначением МАЗ-Этон Т103 освоили в Смолевичах на ООО «Этон». Достаточно много троллейбусов на базе кузова МАЗ-103 еще работают в Минске, но по массовости они сильно уступают «чистокровным» изделиям Белкоммунмаша.


В 2000 году на «Белкоммунмаше» построили первую низкопольную «одиночку». Самый первый экземпляр модели 321 отправили на экспорт в Ригу. Именно в столице Латвии машина проходила обкатку, а впоследствии осталась на постоянную эксплуатацию. В Минске короткий «321-й» появился в 2004 году и был выкрашен в красивый серебристый цвет, работал в основном на 9-м маршруте.


А потом «понеслось». Троллейбус АКСМ-321, полностью низкопольный, вполне можно назвать суперхитом предприятия всех времен и народов. АКСМ-321 стал первым крупносерийным низкопольным троллейбусом на постсоветском пространстве. Сегодня троллейбусы этого семейства — абсолютный доминант в парке минского электротранспорта. АКСМ-321 существуют во множестве модификаций, среди которых есть версии с увеличенным автономным ходом. «Модель 321» вполне можно считать одним из самых массовых троллейбусов мира.


Десять лет назад на выставке COMTRANS в Москве была представлена рестайлинговая версия троллейбуса с так называемыми «руденскими» блок-фарами. Именно тогда впервые появилось и имя «Сябар», которое закрепилось за семейством. Рестайлинг перешел и на сочлененные версии низкопольников АКСМ-333.


Совершенно отдельный случай в истории белорусского троллейбусостроения — семейство АКСМ-420 «Витовт» с необычным дизайном. В программе «Белкоммунмаша» эти троллейбусы появились в 2008 году и выпускались пять лет. По количеству выпущенных экземпляров это самые малочисленные троллейбусы завода. В Минске работают всего пять экземпляров и то не каждый день, поэтому встретить «Витовт» на улице — своего рода удача.


На основе этого же кузова «Белкоммунмаш» создал сочлененный электробус E433 Vitovt Max Electro — нашу главную гордость в сфере городского электротранспорта. Сегодня, благодаря модели E433 Vitovt Max Electro Минск является лидером среди столиц постсоветских стран по размеру парка электробусов. Количество этих машин продолжает расти, а в скором времени на улицы Минска выйдут версии с обновленным дизайном.

За относительно небольшой исторический период троллейбусный парк Минска полностью преобразился. Низкопольники, еще не так давно казавшиеся «чудом расчудесным», стали привычной обыденностью. Мамочки с колясками вовсю пользуются троллейбусами, хотя 10−15 лет назад это было, по сути, невозможно. Жаль только, что у троллейбусных депо «отобрали» индивидуальные ливреи, заменив их на единый уныло-салатовый окрас.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы проследили, как менялся троллейбусный парк Минска с 2000-х годов до нашего времени. Вспомним знаковые модели - от самых массовых до уникальных единичных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика