ОАО «Лидагропроммаш» – 60! От ремонта ЗИЛов до производства комбайнов
11.07.2018
—
Разное
|
Вторая жизнь для ЗИЛа В середине 50-х годов прошлого столетия стало понятно, что время машинно-тракторных станций (МТС), которые создавались для оказания помощи колхозам и совхозам сельскохозяйственной техникой, проходит. Вскоре они были упразднены. В Лиде это послужило точкой отсчета истории нового предприятия. Согласно Постановлению Совета Министров БССР №405 от 13 июня 1958 года, в нашем городе на базе бывшей МТС был создан Лидский авторемонтный завод – предприятие по ремонту ЗИЛов. Возглавил его Анатолий Докуков. Первоначально на предприятии работало 250 человек. Автомобили поступали сюда на ремонт из западных регионов СССР – Украины, Прибалтики, Молдовы, Брянской и Смоленской областей. Со временем количество отремонтированных ЗИЛов стало достигать 300 единиц в год. В 1961 году предприятие перешло в подчинение Главного управления ремонта и производственно-технологического Республиканского объединения Совета Министров БССР «Белсельхозтехника». Открылись новые перспективы. На заводе появилось новое оборудование, металлорежущие станки. Модернизация прошла успешно – уже через год объем продукции утроился, заводчане стали ремонтировать в два раза больше двигателей и в семь раз больше автомобилей. С января 1965 года на ремзаводе приступили к ремонту автомобилей ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585 и их агрегатов (к 1971 году этот список пополнили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-ММЗ-555). Докуков Анатолий Григорьевич (крайний слева), первый директор авторемзавода. Руководил предприятием с 1958 по 1966 год. Крепкий хозяйственник В 1966 году руководить заводом был назначен Юрий Дулуб. За 15 лет он превратил его в процветающее предприятие, на котором трудились 1800 человек (а когда он принял завод, было 400). Это при Юрии Дулубе начала асфальтироваться территория завода, были построены шесть 90-квартирных домов на улицах Набережной, Игнатова, Качана и общежитие на 408 мест для работников предприятия, а также – детсад-ясли на 280 коек, пионерлагерь на берегу Немана, приобретена база отдыха на берегу Черного моря, не говоря уже о развитии производства. Постепенно расширялась производственная база. Внедрялись новые технологии, строились новые объекты. Когда в 1969 году был построен новый корпус площадью 3,6 тысячи квадратных метров, это стало настоящим событием. Внутри нового корпуса разместились: главный конвейер сборки машин, участки разборки и мойки автомобилей, отделения ремонта кабин и рам, кузнечно-рессорный цех, другие производственные подразделения, в том числе, покрасочная и сушильная камеры. Дулуб Юрий Дмитриевич руководил авторемзаводом с 1966 по 1981 год; участок ремонта задних мостов автомобилей ЗИЛ, 60-е годы. Главный конвейер авторемзавода, идет ремонт ЗИЛов (60-е годы); главный конвейер по сборке автомашин ЗИЛ после капремонта (70-е годы). Корпус заводоуправления 1970 год. Сегодня этот корпус находится на территории завода, в нем размещаются производственные цеха. Снимок 70-х годов. Работники инструментального участка (на рубеже 70-80 годов).
В контрольно-измерительной лабаратории, 70-е годы; здание общежития по цлице Тавлая вскоре после ввода в эксплуатацию. В феврале 1971 года при заводе открывается Лидское головное конструкторско-технологическое бюро «Союзсельхозтехника». В этом же году была получена техническая документация на строительство литейного комплекса производительностью 12,1 тысячи тонн чугунного и цветного литья в год. Начиная с апреля 1973 года, завод заработал в новом режиме. Это было связано с изменением структуры предприятия. Теперь в нее входили пять основных цехов: цех восстановления и изготовления деталей (ЦВИД), мотороремонтный, разборки и сборки агрегатов, разборки и сборки машин, изготовления металлоконструкций. Это привело к усовершенствованию производственных процессов. В середине 70-х на Лидском авторемонтном заводе в год ремонтировали примерно 8,5 тысячи двигателей и около 2 тысяч автомобилей. 10 января 1975 года в новом литейном комплексе завода была осуществлена первая пробная плавка чугуна. В последующие годы предприятие росло и развивалось, многие трудоемкие процессы механизировались, параллельно осуществлялась реконструкция самого завода. Были введены новый цех сборки автомашин, участок обработки и подсборки двигателей, заработало отделение диагностики. С ноября 1981 года по 1986-й заводом руководил Тадеуш Хитрун. В 1984 году открылся новый дополнительный административный корпус. В это время на заводе трудилось 1445 человек. Хитрун Тадеуш Станиславович, директор авторемзавода с 1981 по 1986 год. Лида-1300 – комбайн, ставший легендой 1 октября 1985 года произошла реорганизация предприятия: в результате его разделения были образованы два завода – литейно-механический и авторемонтный. На авторемонтном (с декабря 1986 года его возглавил Ромуальд Готовко) продолжались работы по модернизации производства, внедрению новых технологий. В это время на заводе осуществлялся капитальный ремонт автомобилей ЗИЛ-130, двигателей УРАЛ-375, ЗИЛ-130, ВАЗ, АЗЛК, ЛАЗ; производилась покраска кузовов легковых автомобилей; выпускалась новая техника – культиваторы, сеялки, разбрасыватели удобрений, гидросмывы для свинокомплексов (на гидросмывы был особенно большой спрос, они поставлялись по всему Советскому Союзу). Готовко Ромуальд Иосифович, директор завода с 1986 по 2005 год; легендарный комбайн "Лида-1300". В 90-х годах, в связи с созданием независимого белорусского государства и большими переменами, происходившими в экономике, предприятие в своей деятельности должно было учитывать изменение спроса на определенные виды продукции и услуг. А 4 октября 1993 года изменился его статус, оно было преобразовано в открытое акционерное общество «Лидагропроммаш». В этот период на заводе был налажен выпуск универсальных пневматических сеялок СПУ-3 и СПУ-6, которые оказались очень востребованными на внутреннем и зарубежном рынках. Также заводчане освоили широкий ассортимент различной сельскохозяйственной техники: картофелеуборочный комбайн, полуприцеп тракторный самосвальный, разбрасыватель удобрений, зернопогрузчик «Нория», культиваторы различных модификаций. В 1994 году начинается новая веха в истории предприятия. По поручению Главы государства в ОАО «Лидагропроммаш» приступили к освоению серьезной техники – зерноуборочных комбайнов. При этом ставилось условие: зерноуборочные машины не должны уступать по своим характеристикам зарубежным аналогам, но при этом быть более доступными для потребителя по цене. Естественно, сразу же ставка делалась на сотрудничество с ведущими западными производителями. Наиболее привлекательные условия сотрудничества предложила лидчанам международная корпорация «CASE» (концерн «CASE New Holland» – один из крупнейших в мире производителей зерноуборочных комбайнов и строительной техники). Первые два образца машин на базе «CASE-524» появились в 1997 году, а спустя два года в ОАО «Лидагропроммаш» приступили к сборке комбайнов «Лида-1300». Новая зерноуборочная техника от лидагропроммашевцев буквально сразу стабильно прописалась на белорусских полях. Этому, в частности, способствовали высокая производительность машины, качественный обмолот, комфортные условия в кабине для комбайнера. Сегодня кажется почти невероятным, что в предельно сжатые сроки (всего за 3 года) сравнительно небольшой коллектив – 842 работника – успешно освоил производство такой сложной техники. И, самое главное, – очень востребованной на тот период. Заводчане и сегодня связывают этот успех с личностью директора Ромуальда Готовко. Предприятие осваивало выпуск и другой техники. К примеру, на международной выставке «Белагро-2002» «Лидагропроммаш» представил сразу четыре новинки: сеялку для пропашных культур, картофелекопалку и 2 плуга – трех- и пятикорпусный. Интерес к продукции предприятия в то время был просто огромный. Внедрение передовых технологий и оборудования в разы увеличивало возможности предприятия. В 2003 году на нем работало около 800 человек и собиралось от 2 до 4 комбайнов в день. Каждый десятый комбайн на зерновых полях страны был – Лида-1300. Ставка на востребованную технику В 2005 году предприятие возглавил Виктор Круглый. 2006 году ОАО «Лидагропроммаш» было одним из наиболее стабильно работающих предприятий сельскохозяйственного машиностроения в Беларуси и вошло в список крупнейших поставщиков сельхозтехники на рынки СНГ. Поставлялась она также в ряд европейских стран, в Иран. К началу посевной кампании 2007 года на заводе было выпущено 588 сеялок. Ассортимент сеялок постоянно расширяется самыми современными моделями. В это же время на предприятии выпускаются сельскохозяйственные машины для животноводства. Ну и, плюс ко всему, 2007-й стал годом прорыва лидских комбайнов на российский рынок. Они руководили ОАО "Лидагропроммаш": Круглый Виктор Викторович (2005-2011 годы), Плавский Олег Альфредович (2011-2015 годы), Якубашко Чеслав Марьянович (2015 год). Следующий, 2008-й, год был ознаменован началом разработки нового, более мощного, зерноуборочного комбайна – «Лида-1600». В 2009 году «Лида-1600» уже работала на наших полях. В этом же году в сельхозпредприятия Гродненщины было поставлено 100 таких машин. Но этим список новинок не ограничивался. На предприятии уже работали над самоходным опрыскивателем – машиной для внесения жидких удобрений с впечатляющим размахом крыльев – до 24 метров. В последующие годы в ОАО продолжалась разработка и налаживание выпуска сельскохозяйственных машин различного назначения, не уступающих мировым аналогам. В этом весомую помощь оказывает Национальная академия наук Беларуси. На заводе внедряется сертифицированная система менеджмента качества производства сельскохозяйственных агрегатов в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009. Приоритет – инновациям Сегодня в ОАО «Лидагропроммаш», которым с сентября 2015 года руководит Виталий Якубчик, производится более 25 наименований и типоразмеров сельскохозяйственных машин (опрыскиватель самоходный высококлиренсовый, опрыскиватель прицепной штанговый, зерноуборочный комбайн «Лида-1300», агрегат почвообрабатывающий посевной, сеялка пневматическая универсальная, сеялки точного высева, сеялка для внесения минеральных удобрений, культиваторы, бороны дисковые, косилки, грабли-валкообразователь, тракторные прицепы, каток луговой и другие). Десять из них не имеют аналогов в странах СНГ. Высокое качество продукции предприятия подтверждает наличие СЕ-маркировки, что является пропуском на рынки стран Евросоюза. В целом география поставок продукции ОАО «Лидагропроммаш» сегодня довольно широка: Россия, Казахстан, Украина, Болгария, Польша, Чехия, Словакия, Литва, Сербия. Израиль, Иран, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения и т. д. Директор ОАО "Лидагропроммаш" Виталий Якубчик (слева) и главный конструктор Родион Козлов. В ОАО «Лидагропроммаш» разработан прогноз развития на 2018-2030 годы. Он нацелен на положительный финансовый результат. В числе первоочередных задач, решение которых поможет открытому акционерному обществу стабилизировать финансово-экономическое состояние, – поиск новых эффективных рынков сбыта, разработка и освоение новых видов продукции (в том числе – инновационных), внедрение передовых технологий, оснащение производства самым современным оборудованием и другие. Агрегат почвообрабатывающий посевной; грабли-валкообразователь. От ВИА и «Павлинки» до «Агромашевца» На предприятии всегда была насыщенная общественная жизнь. Об этом говорит хотя бы такой факт: ни один городской смотр-конкурс художественной самодеятельности не обходился без творческого коллектива ОАО «Лидагропроммаш» (авторемзавода). В разные годы предприятие на городских смотрах-конкурсах представляли танцевальные коллективы, ВИА, вокальные мужские и женские группы, солисты-вокалисты. Очень популярным был женский клуб «Павлинка». На заводе работали спортивные секции по волейболу, футболу, мини-футболу, легкой атлетике, водному туризму, спортивному туристическому ориентированию, водному спорту. Спортивные команды завода одерживали многочисленные победы в соревнованиях различного уровня – от городских до республиканских. Большую роль в общественной жизни предприятия играет профсоюзная организация, которую с 2011 года возглавляет Елена Мисейко. Профсоюз осуществляет свою деятельность в тесной связке с управлением кадровой, идеологической и организационной работы, которым с 2016 года руководит Андрей Россеник. На предприятии работают первичные организации ОО «Белорусский союз женщин», БРСМ, ОО «Белорусское общество Красного креста», совет коллектива физической культуры «Агромашевец». Спортивные награды авторемзавода за разные годы. В биографии завода – их имена В ОАО «Лидагропроммаш» создана «Книга народной славы предприятия». В нее занесены имена тех, кто в разное время работал на заводе и без кого просто невозможно представить его историю. Это – кладовщик готовой продукции Дмитрий Поздняков, слесари Иван Романов и Борис Яковлев, автослесари Иван Малиновский и Николай Шаботько, мастер ОГМ Франц Гальмонт, главный инженер Анатолий Безлепкин, слесарь-ремонтник ОГМ Василий Ошмяна, электросварщик цеха сборки арматуры Эдуард Алюшкевич, заведующий материальными складами Иван Космач, мастер по установке технологического оборудования Алексей Березанский, заместитель начальника техотдела Павел Сергеев, прессовщица Ирина Чура, кузнец Михаил Березин, модельщик Николай Короткевич, бригадир комплексной бригады Анатолий Востриков, старший инженер по труду Ядвига Шпак, старший мастер мотороремонтного цеха Ян Сургеневич, старший мастер Евгений Сорока, Леонид Клусевич, директор Ромуальд Готовко. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
История авторемонтного предприятия, превратившегося в известнейшего в стране производителя сельскохозяйственной техники. Вторая жизнь для ЗИЛа В середине 50-х...
|
|