"Давно не ездим на ведрах". Такси 7788 и другие рассказывают о низких ценах и борьбе за пассажиров
13.07.2018 19:20
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness На белорусском рынке такси явно неспокойно: после объединения Uber с Яндекс. Такси возросла конкуренция. Появляются новые службы и онлайн-сервисы. Мы спросили у некоторых их руководителей подробности: что сейчас происходит в сфере перевозки пассажиров. Читайте ответы и прогнозы о развитии рынка, а также комментарий главного конкурента белорусских служб — онлайн-сервиса Яндекс. Такси. — Каких-то новых фишек за последний год мы не придумали. Зато их придумали наши конкуренты и существенно понизили тарифы. Работать на автомобилях, как у нас, — бизнес-класс, не старше 7 лет — сейчас нерентабельно. Если кто-то из городских диспетчерских такси выходит на рентабельность 5% — уже хорошо. С такими заработками, конечно, далеко не уедешь. Работаем, скорее, для «поддержки штанов», чтобы плановая выручка была на определенном уровне. Мы стали больше ориентироваться на корпоративных клиентов — гостиницы и белорусские представительства международных компаний. За последний год их количество увеличилось на 10%. Многим невыгодно держать в штате 1−3 водителя и собственные авто, дешевле пользоваться услугами такси. Как правило, иностранцы, особенно те, кто селится в 4−5-звездочных отелях, привыкли к комфорту и не хотят 40 км от аэропорта пилить на авто эконом-класса. Поэтому наши услуги в этом случае востребованы. За последний год около 5% наших водителей уволилось — кто-то открыл свое дело, уехал на заработки или просто устал кататься. Вот представьте, на поддержание и обслуживание автомобиля Е-класса в месяц водителю нужно отдать 1800 белорусских рублей (примерно $ 900). Чтобы зарабатывать «по пятьсот» ($ 500 в месяц — прим. «Про бизнес»), выручка должна быть 2800 белорусских рублей (около $ 1400). Это возможно, но крайне сложно. Переходить поголовно в Uber наши водители не стали. У нас тарифы за услуги выше, соответственно, выручка тоже. Честно говоря, вообще не по понимаю, как водители Яндекс. Такси или Uber могут работать по таким тарифам и с такой бешеной комиссией. Знакомые говорят, что получают они там «чистыми» 500−600 белорусских рублей (около $ 250−300) в месяц, работая по 12 часов. Год назад я говорил «Про бизнес», что Uber в Беларуси не приживется. Ошибался.
Сервис правильно сделал, что объединился с Яндекс. Такси — как я понимаю, для увеличения заказов и завоевания большей доли рынка. Наверное, в первую очередь, от их союза пострадают службы 135 и 7788. Многие белорусские клиенты, выбирая перевозчика, в последнюю очередь думают о безопасности. Для них важнее стоимость и удобство оплаты. А то, что машина может развалиться в пути — никого особо не заботит. На мой взгляд, безопасность в таких автомобилях находится на крайне низком уровне. Да, Uber и Яндекс. Такси отнимут у нас какую-то часть клиентов, но, уверен, монополизировать рынок у них не получится. Во-первых, у них пока недостаточно автомобилей, во-вторых, надеемся на белорусское антимонопольное законодательство. В любом случае, мы с ними поборемся. — Когда появились новомодные сервисы, мы ощутили небольшое изменение количества клиентов. Но теперь люди возвращаются к классическим перевозкам. Конечно, им хотелось попробовать что-то новое, да еще и с бесплатными поездками, сравнить все это. Как мне кажется, вся позитивная задумка этих сервисов споткнулась об особенности нашего рынка, поэтому крупным игрокам стало здесь просто неинтересно. В результате клиенты и их проблемы остались интересны только нам :) После объединения сервисов Uber и Яндекс. Такси мы ощущаем значительный прирост клиентов. Пассажиры жалуются на них — на время подачи, на качество автомобилей, на постоянные попытки запросить оплату наличными. Что ж, сейчас тот период времени, когда мы можем проявить себя с лучшей стороны, чтобы завоевать доверие еще большего числа клиентов. Мы много работаем над сервисом. Многие до сих пор думают, что автопарк «Алмаза» не самого лучшего уровня. Знаете, за последние годы мы сильно подняли планку и уже давно не ездим на «разваливающимся ведре». Чтобы полностью исключить фактор неряшливости и неаккуратности, мы в несколько раз сократили интервал прохождения плановых осмотров, не говоря уже о ежедневном контроле. Активно стали продвигаться в социальных сетях, регулярно проводим конкурсы в Instagram. Прямо сейчас наш офис заставлен детскими рисунками победителей, которые отправились за наш счет в цирк. — Еще два года назад мы начали обновлять мобильное приложение и сейчас находимся на завершающей стадии. Среднее время подачи машины уменьшилось с 7 до 4 минут. Пользователь может видеть машины поблизости, рейтинг водителя, стоимость поездки и получать СМС о прибытии такси. К сожалению, до сих пор не можем привязать карточку к оплате, так как по белорусским законам — это банковский вид деятельности и его надо лицензировать. Сейчас работаем над оптимизацией логистики водителей, чтобы программа, не дожидаясь, когда водитель получит статус «Свободен», планировала следующий его маршрут. Это должно повысить количество выполняемых заказов, особенно в часы-пик. Все думали, что после прихода Uber в Беларусь количество клиентов упадет. Но лично у нас оно осталось почти на том же уровне. А те, кто ушел, вернулся, после того, как мы снизили стоимость перевозок. Хотя по моему мнению, настолько низкие тарифы экономически невыгодны. Но таковы условия рынка. Раньше в нашей службе работало 2 тысячи такси. Когда на рынке появился «Алмаз», часть водителей переметнулась туда. После снижения тарифов от нас ушла еще какая-то часть несогласных водителей. В итоге сейчас автопарк насчитывает около 1000 машин. В загруженные дни машин не хватает, поэтому будем постепенно наращивать их количество. Наша служба какое-то время работала с Яндекс.Такси. Но мы, как говорится, не сошлись характерами :) Причины озвучивать не буду, скажу только, что разногласии были в определении политики компаний. При расставании почти все водители выбрали 135. Думаю, опасаться, что Uber + Яндекс. Такси заберут клиентов классических служб, не стоит. Скорее произойдет перераспределение клиентов внутри сервисов. В любом случаем мы этого не боимся, потому что считаем, что у нас есть свои преимущества: легко дозвониться, машина быстро приезжает, стоимость поездки не меняется из-за повышенного спроса. Плюс функция — искать машину пока не найдешь (через приложение или диспетчера). Вообще, я за то, чтобы к традиционным и нетрадиционным такси предъявляли одинаковые требования: безопасная перевозка, наличие лицензии, адекватные водители, возможность привязать карточку и т.д. Пока то, что можно Uber, для нас немыслимо. Только представьте, вы стоите за булочкой, появилась очередь — и цена выросла в 2 раза. Очередь рассосалась — цена снизилась на 1,5 раза. С этим удваиванием тарифов еще какая штука. Допустим, клиент пользуется услугами Uber, а когда цена поднимается, идет к нам. А у нас же есть свои клиенты, которым, получается, я должен отказать. В часы повешенного спроса, в первую очередь, хотелось бы обслужить наших постоянных пассажиров. Взгляд со стороныТакже мы попросили высказаться основателя такси «Пятница» Анатолия Музыченко, который продал свою часть бизнеса в августе 2017 года, и теперь может посмотреть на ситуацию на рынке как независимый эксперт. Вот его мнение: — С приходом Uber на этом рынке все стало интереснее! Классическим диспетчерским службам пришлось выйти из зоны комфорта. Некоторые даже ликвидировались, не выдержав конкуренции. Но тем, у кого главным преимуществом была не стоимость поездки, а сервис и комфорт пассажира, он был не страшен. Uber дал хороший пинок многим службам. Показал, насколько удобно вызывать такси через приложение и оплачивать услугу картой. Только благодаря ему, считаю, изменилось законодательство в пользу ИТ-технологий в такси. Например, таксометры теперь не обязательны. В свое время в «Пятнице» они были головной болью, особенно в ценообразовании. Плюс портили эстетический вид авто, несли дополнительные расходы на закупку и обслуживание, что в итоге сказывалось на стоимости перевозки. Что я думаю по поводу объединения Яндекс. Такси и Uber? Если брать ситуацию и отзывы пассажиров в Москве, то этим сервисам ничего не оставалось, как конкурировать друг с другом исключительно ценой и демпингом. Очень разумная идея — объединиться и убрать ценовую конкуренцию, получить бóльшую часть рынка и потом, когда у пассажиров не останется выбора, возить по более высоким тарифам. Что касается именно качества сервиса для клиента, уверен, что это объединение ничего не изменит. Нужен концептуально иной подход к подбору авто, водителей и контролю стандартов качества. Скажу больше. Если сейчас на рынке появится игрок со свежим парком бюджетных авто уровня Volkswagen Polo в количестве 1000 — 2000 шт. и обеспечит хотя бы минимальный сервис (молчаливый водитель в белой рубашке и чистое авто с кондиционером), то других игроков на рынке просто не останется. А что скажет Яндекс. Такси— Наше главное преимущество — это наши технологии: «умная» система распределения заказов, цепочки заказов, Яндекс. Карты, навигатор и другие. Они в конечном счете снижают время простоя и холостого пробега водителя — тот самый компонент, который сильнее всего влияет на себестоимость поездки. По сравнению с традиционными диспетчерскими время простоя и холостого пробега сокращается в несколько раз. Поэтому мы можем предлагать доступные тарифы, при этом водители будут зарабатывать больше. Мы считаем, что объединение с Uber поможет нам быстрее развиваться и развивать рынок. Развитие рынка, и наших сервисов в том числе, во многом зависит от проработки законодательного регулирования. Мало кто в мире пока понимает, как прописывать законы для современных технологических платформ. И здесь крайне важно, чтобы государство делало это вместе с бизнесом.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На белорусском рынке такси явно неспокойно: после объединения Uber с Яндекс. Такси возросла конкуренция. Появляются новые службы и онлайн-сервисы. |
|