«Мир никогда не узнает, что мы с ними сделали», - хвастался один из палачей, Пётр Войков. Но вышло иначе. За последующие 100 лет правда нашла себе дорогу, а на месте убийства сегодня построен величественный храм.
О причинах и главных действующих лицах убийства царской семьи рассказывает доктор исторических наук Владимир ЛАВРОВ.
Мария Позднякова, «АиФ»: Известно, что большевики собирались проводить над Николаем II судебный процесс, но потом отказались от этой идеи. Почему?
Владимир Лавров: Действительно, советское правительство во главе с Лениным в январе 1918 г. объявило, что суд над бывшим императором Николаем II будет. Предполагалось, что главным обвинением станет Кровавое воскресенье — 9 января 1905 г. Однако Ленин в конце концов не мог не осознать, что та трагедия не гарантирует вынесения смертного приговора. Во-первых, Николай II не отдавал приказа о расстреле рабочих, его вообще в тот день не было в Петербурге. А во-вторых, сами большевики к тому времени замарали себя «кровавой пятницей»: 5 января 1918 г. в Петрограде расстреляли многотысячную мирную демонстрацию в поддержку Учредительного собрания. Причём расстреливали на тех же местах, где погибли люди в Кровавое воскресенье. Как после этого бросать в лицо царю, что он кровавый? А Ленин с Дзержинским тогда какие?
Но допустим, что к любому главе государства можно придраться. Но в чём виновата Александра Фёдоровна? В том, что жена? А за что судить детей государя? Женщин и подростка пришлось бы отпустить из-под стражи тут же, в зале суда, признав, что советская власть репрессировала невиновных.
В марте 1918 г. большевики заключили сепаратный Брестский мир с немецкими агрессорами. Большевики отдавали Украину, Белоруссию, Прибалтику, обязались демобилизовать армию и флот и заплатить контрибуцию золотом. Николай II на публичном процессе после такого мира мог из обвиняемого превратиться в обвинителя, квалифицировав действия самих большевиков как госизмену. Словом, Ленин не решился судиться с Николаем II.
— В советское время расстрел царской семьи преподносился как инициатива екатеринбургских большевиков. Но кто в действительности несёт ответственность за это преступление?
— В 1960-х гг. бывший охранник Ленина Акимов рассказал, что лично отправил телеграмму Владимира Ильича в Екатеринбург с прямым предписанием расстрелять царя. Это свидетельство подтвердило воспоминания Юровского, коменданта Ипатьевского дома, и начальника его охраны Ермакова, которые ранее признали, что получили из Москвы расстрельную телеграмму.
Также выявлено решение ЦК РКП(б) от 19 мая 1918 г. с поручением Якову Свердлову заниматься делом Николая II. Поэтому царя с семьёй отправили именно в Екатеринбург — вотчину Свердлова, где были все его друзья по подпольной работе в дореволюционной России. Накануне расправы один из руководителей екатеринбургских коммунистов Голощёкин приезжал в Москву, жил на квартире Свердлова, получал от него инструкции.
На следующий день после расправы, 18 июля, ВЦИК объявил, что Николай II расстрелян, а его супруга и дети эвакуированы в безопасное место. То есть Свердлов и Ленин обманули советский народ, заявив, что супруга и дети живы. Обманули потому, что прекрасно понимали: в глазах общественности убить ни в чём не виноватых женщин и 13-летнего мальчика — страшное преступление.
— Есть версия, что семью убили из-за наступления белых. Мол, белогвардейцы могли вернуть Романовых на престол.
— Никто из лидеров белого движения не собирался восстанавливать в России монархию. Кроме того, наступление белых не было молниеносным. Сами большевики себя прекрасно эвакуировали и имущество прихватили. Так что вывезти царскую семью не представляло труда.
Подлинная причина уничтожения семьи Николая II иная: они были живым символом великой тысячелетней православной России, которую Ленин ненавидел. Кроме того, в июне-июле 1918 г. в стране разгорелась широкомасштабная Гражданская война. Ленину надо было сплотить свою партию. Убийство царской семьи стало демонстрацией того, что рубикон пройден: или мы любой ценой побеждаем, или за всё придётся отвечать.
— Был ли у царской семьи шанс на спасение?
— Да, если бы их не предали английские родственники. В марте 1917 г., когда семья Николая II находилась под арестом в Царском Селе, министр иностранных дел Временного правительства Милюков предложил вариант с её выездом в Великобританию. Николай II дал согласие на отъезд. А Георг V, английский король и одновременно двоюродный брат Николая II, согласился принять семью Романовых. Но спустя считаные дни Георг V взял своё королевское слово обратно. Хотя в письмах Георг V клялся Николаю II в своей дружбе до скончания дней! Англичане предали не просто царя иностранной державы — они предали своих близких родственников, Александра Фёдоровна — любимая внучка английской королевы Виктории. Но Георг V, тоже внук Виктории, очевидно, не хотел, чтобы Николай II остался живым центром притяжения русских патриотических сил. Возрождение сильной России было не в интересах Великобритании. А иных вариантов спастись у семьи Николая II не было.
— Царская семья понимала, что дни её сочтены?
— Да. Даже дети понимали, что надвигается смерть. Алексей как-то произнёс: «Если будут убивать, то хоть бы не мучили». Словно предчувствовал, что смерть от рук большевиков будет мучительной. Но и в откровениях убийц рассказана не вся правда. Недаром цареубийца Войков сказал: «Мир никогда не узнает, что мы с ними сделали».