«ИТ-образование в стране развивается, и очень неплохо». Новый ректор БГУИР о том, как можно менять учебные программы
19.07.2018 11:37
—
Разное
|
Вадим Богуш был назначен на должность ректора БГУИР в конце мая, до этого Вадим Анатольевич занимал пост первого заместителя министра образования. dev.by пообщался с ректором ведущего технического вуза страны о том, какие изменения последуют за его назначением. О преподавателях и текучке— В преподавательском составе технических вузов большая текучка — молодёжь из вчерашних студентов преподаёт в среднем 3-5 лет, а затем уходит в ИТ-компании. Как можно справиться с этой проблемой? — Для того, чтобы понимать, существует ли проблема, и делать выводы, нужно иметь данные по миграции преподавателей в вузах, по увольнениям и приёму. К тому же я не раз отмечал, что и взросление и смена места работы — это естественный процесс. У меня сейчас другая задача — выстроить систему, которая будет поддерживать преподавателей и стимулировать молодёжь работать в университете. — И каким образом это можно сделать? — Через систему моральных и материальных стимулов. — Сколько времени понадобится на внесение изменений в систему? — Столько, сколько будет необходимо, чтобы она была хорошо выстроена и затем заработала. — Процесс адаптации и утверждения учебных программ, признают преподаватели, совсем не прост. Обычно они говорят о груде документов, которые необходимо составить, заполнить. Будет ли минимизирован бумажный труд? — Во-первых, процесс должен быть упрощён. Подходы будут изменяться. В том числе и на законодательном уровне — в новой редакции кодекса об образовании предусмотрен переход к примерным учебным планам и программам. Конечно, я уверен, что мы сможем оптимизировать бизнес-процессы и внутри университета.
— Остаётся ли в программах БГУИР место для фундаментальных наук? — Конечно! Фундаментальная подготовка как была, так и остаётся важной составляющей высшего образования. Но не нужно забывать, что, например, даже в такой консервативной науке, как математика, происходят изменения. — Как преподаватели отслеживают эти изменения? — Читают научную литературу, проводят исследования. О том, как программа учитывает пожелания компаний— Учитывают ли технические вузы пожелания компаний? И как именно БГУИР адаптирует учебные программы под эти пожелания? — Конечно, учитывают: мы постоянно взаимодействуем с ИТ-компаниями. И это не какой-то периодический процесс — «от сессии до сессии» — а постоянная работа. Её ведут преподаватели, специалисты профильных кафедр. Благодаря этой работе мы узнаём о новых разработках, получаем новые научные данные, и думаем, как интегрировать всё это в образовательный процесс. В настоящее время процесс интеграции проходит быстро, потому что информация находится в свободном доступе. Главное — чтобы она была достоверной, имела научное обоснование и практическую значимость. Сначала проходит этап проверки, затем — интеграции в теоретическую часть курса. Затем идёт разработка практических компонентов курса. Чтобы те или иные механизмы либо зависимости можно было внедрить в практику и сформировать у студента нужную компетенцию. — Может ли преподаватель изменить программу? Оперативно. — Да, может. Например, осенью преподаватель может внести изменения в рабочую программу курса, который будет читать в весеннем семестре. Хотя, как правило, мы стараемся, чтобы общий объём всей программной документации был готов ещё к 1 сентября. Заданный вами вопрос в основном касается спецдисциплин. — А ИТ-компании, сотрудничающие с БГУИР, могут давать советы и вносить изменения? — У нас более 50 партнёров — EPAM, ZTE, Huawei, Cisco и многие другие компании. И в каждой работают профессионалы, которые хорошо знают, сколько «муки» следует добавить в «тесто», чтобы получить желаемый продукт.
В БГУИР также преподают сотрудники ИТ-компаний. Более того, мы планируем расширять эту практику и приглашать зарубежных экспертов, если в этом будет необходимость. Но тут следует заметить, что у нас в стране очень много компетентных специалистов в ИКТ. Об английском языке— Слабое владение английским — один из тех больных вопросов, которые регулярно обсуждают на встречах айтишников и представителей вузов. Эта проблема будет решаться? — Надо понимать, что всё зависит от самого студента. Абитуриенты, прилежно изучавшие иностранный язык в школе, демонстрируют неплохой уровень знаний — многие из них даже говорят свободно. В БГУИР целых две кафедры иностранных языков: у студентов есть возможность как продолжить изучение, так и освоить английский с нуля. Если говорить о применении языка в профессии, то у нас есть идеи на этот счёт. В том числе можно привлекать студентов с высоким уровнем языковой подготовки. Но специфика изучения иностранного языка такова, что его нужно постоянно использовать. Выполнять задания, работать с профессиональной литературой на английском, ежедневно общаться не только в быту, но и на работе. У нас существуют механизмы интеграции таких заданий в общий учебный процесс, а также система поддержки для тех, кто желает изучать дополнительный язык. Но главное — мотивация самих студентов. Без неё ничего не будет работать. — Мотивированы ли студенты изучать языки? — Те, кто хочет знать английский, — да. Но есть и те, которые не хотят. Всё очень просто. Об университете нового типа и ИТ-образовании в целом— Время от времени ИТ-профи со скепсисом отзываются об уровне академической подготовки молодых программистов. А компании говорят, что приходится доводить джуниоров до нужного уровня. — Приведу такой пример: молодой повар — вчерашний выпускник — не сможет в первый же день работы в дорогом ресторане удивить всех фирменным блюдом. Он пока не посвящён во все тонкости. Но это лишь дело времени. И академическая подготовка, и практика в компаниях важны в системе высшего образования. Ведь смысл его в том, чтобы специалист обладал базой, которая позволит ему решать практические задачи, при этом он должен делать это быстро, тратя минимум времени на адаптацию. Именно поэтому БГУИР тесно работает с компаниями и предприятиями, которые могут трудоустроить выпускников. — Один из основателей EPAM Леонид Лознер
— Будет ли БГУИР и дальше поощрять студентов, которые учатся и одновременно работают в ИТ-компаниях? — Слово «поощрять» не совсем корректно подобрано. Я считаю, что это неплохо, когда студент на старшем курсе совмещает учёбу с работой, когда он делает дипломный проект с учётом своих рабочих задач. Именно поэтому процедура трудоустройства у нас, в отличие от многих других университетов, начинается заранее. Уже в октябре-ноябре студенты последних курсов определяются с местом работы. Никто не мешает студенту БГУИР работать, но важно, чтобы он мог грамотно спланировать своё время так, чтобы и работа, и учёба гармонично дополняли друг друга. Вот это важно. — Что в целом думаете об ИТ-образовании в стране? И о том, которое даёт БГУИР, в частности? — Я уже говорил об этом
Фото: dev.by Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вадим Богуш был назначен на должность ректора БГУИР в конце мая, до этого Вадим Анатольевич занимал пост первого заместителя министра образования. dev.by пообщался с... |
|