«Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» или как исчезли двери в Свято-Николаевской церкви Бреста
24.08.2018 06:34
—
Разное
|
В этом небольшом рассказе речь пойдет о том, как в православной Свято-Николаевской братской церкви решили «избавится» от первозданных дверей храма, расположенных внутри, которые были установлены еще в начале XX века… На почтовой открытке изданной в Брестъ-Литовске табачным магазином Х.Минцем в начале XX века в период Российской империи, изображена Свято-Николаевская братская церковь (почтовая открытка из коллекции брестчанина Александра Пащука). Для того, чтобы читателю было неутомительно знакомиться с моей статьей, предлагаю музыкальные сопровождения, посвященные памяти русско-японской войне. Думаю, они будут по нраву многим… «Песня о Цусиме» из советского кинофильма «Моряки» 1940 года на фоне кораблей Российского императорского флота, участвоваших в русско-японской войне и кораблей Военно-морского флота Российской Федерации. Было что-то потеряно близкое и родное…Примерно числа 12 мая 2018 года я узнал от знакомых прихожан Свято-Николаевской братской церкви, что в храме Божьем начались перемены. Эти перемены коснулись внутренних - центральных входных дверей храма (находились они между центральным притвором и средней частью церкви). Не могу сказать точно, были они заменены первыми или нет, но данная новость меня просто обескуражила… В это я просто не мог поверить… Понимая, что процесс пошел необратимый, 15 мая 2018 года по пути на работу сделал несколько фотографических снимков наружных входных дверей храма… Смотришь, этих дверей могло бы и не быть, а так - фото на память… Свято-Николаевская братская церковь в наши дни (фото выполнено 01.08.2018 г., из собрания брестчанина Александра Пащука) Ко всему прочему, мне удалось увидеть с центрального крыльца церкви, что тех внутренних-центральных входных дверей уже нет на месте… вместо них уже находились новые двери… Чуть позже были заменены оригинальные внутренние входные двери правового притвора (со стороны ОАО «Брестской трикотажной фирмы «Элма»)… 11 июня 2018 года, будучи в Свято-Николаевской братской церкви, своими глазами увидел, что храм обеднел… было что-то потеряно близкое и родное… Прошлая встреча с настоятелем Свято-Николаевской братской церкви в Бресте митрофорным протоиереем Петром Порфирьевичем РомановичемНесколько лет тому назад я был на приеме у настоятеля Свято-Николаевской братской церкви митрофорного протоиерея Петра Порфирьевича Романовича. Митрофорный протоиерей Петр Порфирьевич Романович (фотография из интернета) Речь тогда велась о, возможно, намечающейся замене дверей храма. Я тогда привел пример, как в Свято-Симеоновском соборе были заменены под «шумок» все двери храма и видоизменено ограждение территории собора… без каких-либо нареканий со стороны общественности… На почтовой открытке, изданной владельцем московского книжного магазина Дмитрием Панфиловичем Ефимовым в начале XX века в период Российской империи, изображен Свято-Симеоновский собор в Брестъ-Литовске. Видно первоначальное ограждение храма, которое было не тронуто на протяжении около 140 лет... Оно ещё столько же простояло... (почтовая открытка из коллекции брестчанина Александра Пащука)
На фотографиях изображен Свято-Симеоновский собор в Бресте в наше время... Как видно, ограждение храма претерпело довольно существенное изменение, не смотря на то, что это памятник историко-культурного наследия... Может это прихожане попросили изменить ограждение или вдруг сам по себе стал разрушаться? А куда девались с храма старые двери? Я уже не говорю, что территория вокруг собора по сути кладбище... правда священнослужители делают вид, что ничего не слышат и не видят... (фотографии выполнены 31.07.2018 г., из собрания брестчанина Александра Пащука). Митрофорный протоиерей П.П. Романович, как мне помнится, поддержал моё понимание, что такие дела нужно делать осторожно и в рамках закона… Почему по прошествии нескольких лет он по - иному решил действовать? Мне неведомо… Посланные мною обращения к настоятелю Свято-Николаевской братской церкви в Бресте митрофорному протоиерею Петру Порфирьевичу Романовичу, архиепископу Брестскому и Кобринскому Иоанну, митрополиту Минскому и Заславскому Павлу, Патриаршему Экзарху всея Беларуси и министру культуры Республики Беларусь Бондарю Юрию ПавловичуПонимая, что за внутренними входными дверями, возможно, пойдет замена наружных входных дверей храма, решил действовать быстро и решительно. Первым делом 6 июня 2018 года мною было отправлено письменное обращение к настоятелю Свято-Николаевской братской церкви в Бресте митрофорному протоиерею Петру Порфирьевичу Романовичу, затем 12 июня 2018 года - к министру культуры Республики Беларусь Бондарю Юрию Павловичу, 18 июня 2018 года - к митрополиту Минскому и Заславскому Павлу, Патриаршему Экзарху всея Беларуси, а 20 июня 2018 года - к архиепископу Брестскому и Кобринскому Иоанну. На представленных фотографиях изображены (слева направо): митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, министр культуры Республики Беларусь Ю.П.Бондарь и архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн (фотографии из интернета) Для того, чтобы читатель мог понять о чем я писал, представляю текст своего обращения к митрополиту Минскому и Заславскому Павлу, Патриаршему Экзарху всея Беларуси. Сам текст, практически, схож с теми, что написаны вышеуказанным лицам: Написал, считаю, по делу, правда, до сих пор не получил ответ от вышеуказанных священнослужителей… Может и не получу… на всё воля Божья… Письменный ответ пришел лишь из министерства культуры Республики Беларусь… Министерство культуры Республики Беларусь дало письменное разъяснение по поводу замены дверей в Свято-Николаевской братской церквиПосле того, как мое письменное обращение было получено и рассмотрено министром культуры Республики Беларусь Ю.П.Бондарем, для проверки фактов министерство культуры направило документ «Об рассмотрении обращения» за № 01-19/П-288 от 20.06.2018 года в Брестский городской исполнительный комитет (данный документ представлен для ознакомления): Тогда я еще не знал, как отреагирует министерство культуры Республики Беларусь на мое обращение… Тем более, что мне не было ведомо, что министерство культуры для проверки моих доводов направило свой документ в Брестский горисполком. И лишь после того, как отделом культуры Брестского городского исполнительного комитета были проверены мои доводы, свой подытоженный результат проверки направили в Минск. Ну а там прочитав все это, проработали материал и выслали мне свой ответ. Письмо из министерства культуры Республики Беларусь за № 01-19/П-а88 от 29.06.2018 года за подписью заместителя министра культуры А.А.Яцко получил 6 июля 2018 года. Для того, чтобы читатель мог увидеть, что мне было написано, представляю сам документ: Что можно сказать… Нет, это была не отписка, а выданный результат проверки работниками отдела культуры Брестского городского исполнительного комитета… Всё написано хорошо и ладно, вроде как ничего вообще не произошло… как говорится: «Тишь да гладь, да Божья благодать»… Мда! По мнению «проверяющих» криминала в замене дверей нет, это же дело житейское… В общем, приплыли окончательно и бесповоротно… Чудеса после развала Советского Союза продолжаются в усиленном режиме… Работник отдела культуры Брестского горисполкома Алла Петровна Кондак была тем проверяющим лицом по факту загадочного исчезновения внутренних входных дверей в Свято-Николаевской братской церкви16 июля 2018 года позвонил работнику отдела культуры Брестского городского исполнительного комитета Алле Петровне Кондак. Именно она была тем проверяющим лицом, и именно она впоследствии написала свое резюме в министерство культуры Республики Беларусь. Разговор был непродолжительным, но озвученные детали проверки стали для меня более-менее ясны… Фотография Свято-Николаевской братской церкви в г. Бресте, построена в 1906 году... Является историко-культурной ценностью... (фото выполнено 03.07.2018 г., из собрания брестчанина Александра Пащука) Как сказала А.П.Кондак, она была с проверкой в церкви и встречалась с митрофорным протоиереем Петром Порфирьевичем Романовичем. С ее слов, в ходе проверки никаких нарушений не было выявлено. Так как хозяином Свято-Николаевской братской церкви является Брестская Епархия Белорусской Православной Церкви, поэтому она вправе решать вопросы, связанные с благоустройством в Божьем храме… Новые двери были изготовлены из дуба, как и старые, форма и цвет остались одинаковыми… Ну а в добавок было еще сказано, что замена внутренних дверей произошла по причине просьб верующих, так как во время богослужения через щели в дверях шел сквозняк…, поэтому руководство церкви пошло навстречу прихожанам… Что могу сказать по этому поводу? Не сказ, а песня… На фотографиях изображены двери Свято-Николаевской братской церкви в наше время. Слева-оригинальные наружные входные двери центрального притвора, а справа-новые внутренние входные двери центрального притвора. Двери храма были сделаны предположительно из дуба. Цвет у всех дверей был светлый, по дизайну все были одинаковы... Старые внутренние входные двери центрального притвора были копией наружных входных дверей центрального притвора... А что теперь? Как видно по фотографиям, новые двери не только отличаются по цвету, но и по форме и дизайну... Работником отдела культуры А.П.Кондак, было сказано, что новые двери, "такие же как и раньше"... Думаю, что читатель сам определит... (слева и по центру фотографии выполнены 15.05.2018 г., а справа 03.07.2018 г., из собрания брестчанина Александра Пащука) Ну а мои доводы были таковы. Я часто бываю в Свято-Николаевской братской церкви, поэтому мне многое там знакомо. Как наружные, так и внутренние входные двери храма помню прекрасно. Лишь только внутренние входные двери левого притвора были изготовлены из тонкой доски - фанеры, тогда как все другие двери храма входные наружные и внутренние были оригинальными (на данный момент остаются оригинальными только наружные двери храма). Никаких изломов и щелей в дверях я не видел, ну по крайней мере наглядно не было видно. Не слышал от прихожан каких-либо разговоров, что их «сдувает» ветром во время богослужения или в период нахождения в храме… Теперь по поводу убранных внутренних входных дверей (в центральном притворе и правом притворе). Старые двери были массивные. Если говорить о входных внутренних дверях, они открывались и закрывались с некой тяжестью в отличии от новых… Когда мне приходилось бывать в храме и приоткрывать (либо закрывать) входные внутренние двери в центральном притворе, у меня складывалось ощущение, что эпоха ушедшего времени находилась совсем рядом… теперь это уже в прошлом, остались лишь одни мои воспоминания… Новые двери по виду чем то схожи со старыми, но они не массивные. Цвет новых дверей темный, в то время как старые двери были светлые. Все двери храма входные наружные и внутренние были одного цвета, этот цвет был светлый, в этом можно наглядно убедится сейчас, когда смотришь на входные наружные двери… Даже этого элементарного толком не смогли сделать…
На фотографиях изображен левый притвор с оригинальными наружными дверями Свято-Николаевской братской церкви... (фото выполнено 15.05.2018 г., из собрания брестчанина Александра Пащука) По поводу дверей храма хочу сказать ещё одно, что это не те двери, которые находятся в квартире, в подвале или на чердаке дома… Это нечто другое в понимании для верующего человека… Казачья песня «За рекой Ляохэ» посвящена набегу на китайский город Инкоу - рейд русской конницы в глубокий тыл противника зимой 1904-1905 г.г. во время русско-японской войны. Герой русско-японской войны генерал-адъютант Павел Иванович Мищенко: «…привык носить погоны с ними и лягу в гроб»Думаю, что многие из брестчан не знают о генерале от артиллерии, генерал-адъютанте Русской императорской армии Павле Ивановиче Мищенко. У многих вызовет недоумение, а он то причем к той ситуации, что я обозначил в статье? Погоди, товарищ читатель, всему свое время… Ну а теперь все по порядку. Павел Иванович Мищенко родился 22 января 1853 года в городе Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск город на юге России, административный центр Буйнакского района Республики Дагестан). После окончания в 1871 году Павловского училища начал свою службу в 38-й артиллерийской бригаде прапорщиком. Весной 1873 года участвовал в военной экспедиции в Хивинском походе. Художественная картина "Бой под Плевной за крепость Никополь" написана русским живописцем Генрихом Матвеевичем Манизер в 1885 году. Данная картина посвящена Русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. за освобождение Болгарии. Молодой офицер Русской императорской армии Павел Иванович Мищенко во время войны с турками командовал 2-й гренадерской артиллерийской бригадой, которая участвовала в осаде турецкой крепости Плевна... (изображение картины из интернета) Участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов и Ахал-Текинской экспедиции 1880—1881 годов. С 1890 года командир 3-й вылазочной батареи Брестъ-Литовской крепостной артиллерии. В 1900—1901 годах он участвовал в боевых действиях во время «Китайского похода», вошедшего в историю, как подавление восстания ихэтуаней (восстание "больших кулаков" или "боксёрское восстание"). Серебряной медалью "За поход в Китай" награждались все лица, участвовавшие в боевых действиях в подавлении Ихэтуаньского восстания в Китае. Ею были награждены участники обороны Харбина и Благовещенска, участники Таку, Тянь-Цзиня, Пекина и участники других эпизодов подавления восстания. Помимо кадровых военных, награждались добровольцы, охранники железных дорог КВЖД и ЮМЖД, а также священники, врачи и чиновники, находившиеся на службе в воинских частях (фото медали из интернета) В должности начальника южного отдела охраны Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) полковник П.И.Мищенко показал себя храбрым и распорядительным командиром железнодорожной пешей и конной охранной стражи, когда шёл погром КВЖД. За участие в «Китайском походе» ему был пожалован офицерский орден Святого Георгия 4-й степени. Плакат посвящен русско-японской войне 1904-1905 г.г... Казачья конница и пехота атакуют японцев... (изображение плаката из интернета) Во время русско-японской войны (1904-1905 г.г.) занимал должность командира отдельной Забайкальская казачьей бригады. Под его командованием зимой (декабре-январе) 1904-1905 г.г. был совершен, так называемый, набег на китайский портовый город Инкоу — рейд сборного кавалерийского отряда по тылам Императорской армии Японии в Маньчжурии с целью нарушения железнодорожного и телеграфного сообщения. По некоторым сведениям, в набеге на Инкоу участвовал будущий Маршал Советского Союза, казак Семён Михайлович Будённый (в составе 26-го Донского казачьего полка).
На фотографиях изображён герой Гражданской войны в России рубаха-парень Семён Михайлович Будённый... Своё первое боевое крещение казак С.М.Будённый принял в период русско-японской войны. Именно он в составе 26-го Донского казачьего полка зимой 1904-1905 г.г. участвовал в набеге на китайский город Инкоу... Пройдет ещё немного времени и отважный казак вновь окажется на поле брани во время Первой мировой войны. За храбрость и мужество он будет награждён "полным георгиевским бантом" (Георгиевские кресты четырёх степеней и Георгиевскими медалями четырёх степеней)... Но эта война не будет последней в его жизни... Некогда боевой казак С.М.Будённый станет в последствии Маршалом Советского Союза... Как бы многие к его личности не относились, но он остаётся НАШ! Непобедимый и легендарный Будённый! (фотографии из интернета) В честь этого набега, по всей вероятности, была написана песня «За рекой Ляохэ». Многим она известна под названием «Там вдали, за рекой» (популярная советская песня, повествующая о сражении отряда будённовских войск в ходе Гражданской войны в России). На фотографиях изображен генерал от артиллерии, генерал-адъютант Русской императорской армии Павел Иванович Мищенко в период своей службы (фотографии из интернета) Во время Первой Мировой войны командовал сначала частями 2-го Кавказского армейского корпуса (Кавказская гренадерская и 51-я пехотная дивизии) и затем с марта 1915 года 31-м армейским корпусом на Юго-Западном фронте.
Представлены два русских патриотических плаката периода Первой мировой войны. Слева "трёхглавый заморский дракоша" решил сразится с древнерусским богатырём Витязем... Результат всегда одинаков: если не прикладом, то кулаком уж точно по морде получали от наших братцев эти "заморские летучие гости"... Справа доблестные русские воины сражаются с военнослужащими Германской и Австро-венгерской императорских армий под австрийским городом Lemberg (ныне украинский город Львов)... Как тут не вспомнить замечательные слова из поэмы "Полтава" написанные русским поэтом А.С.Пушкиным, применительно отважности и смелости русского солдата: "Ура! Мы ломим, гнутся шведы... О славный час! О славный вид! Ещё напор - и враг бежит"... (изображение плакат из интернета) После Февральской революции 1917 года, в связи с процессами «демократизации» и очищения высшего командного состава русской армии от «монархических элементов», П. И. Мищенко был отстранен от поста командира корпуса и уволен со службы по болезни с мундиром и пенсией…, и убыл к себе домой в Дагестан. Пройдет немного времени и в октябре 1917 года в Российской Республике произойдет Октябрьский вооружённый переворот (в последствии день переворота назовут величаво Великой Октябрьской социалистической революцией), который перевернет не только сознание людей, но и саму жизнь и её устои на долгие годы ... Художественная картина "Штурм Зимнего дворца" написана советским художником Владимиром Александровичем Серовым в 1940 году. На ней можно увидеть как смело и дружно "плечом к плечу" рабочие, солдаты и матросы в октябре 1917 года идут на штурм Зимнего дворца в Петрограде... Эту сказку нам по сей день преподносят во многих средствах массовой информации... В реальности картина была совсем другой: вооруженная толпа, идущая на Зимний дворец с криками "Ура!" при первых же выстрелах со стороны "защитников" разбегалась в разные стороны как куры... и так продолжалось неоднократно... Защитниками оказались молодые безусые юнцы - юнкера Петергофской и Ораниенбаумской школ прапорщиков, а также женщины-солдаты 2-й роты 1-го Петроградского женского батальона смерти... (изображение картины из интернета) В 1918 году во время обыска в его доме представители новой власти вели себя дерзко, вызывающе и пытались сорвать с боевого русского офицера погоны, П. И. Мищенко им ответил: «… с 10-ти лет привык носить погоны с ними и лягу в гроб»… и застрелился… Этот небольшой сюжет повествует о доблести и чести, которым оставался верен до конца своей жизни русский офицер… Погоны для офицера - это не только честь, но и пройденная эпоха времени, которая всегда была рядом с ним… Что я этим хотел сказать… Настоятель храма - это не только тот, кто добросовестно выполняет все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, в моем понимании - это прежде всего ещё ХРАНИТЕЛЬ! Это тот человек, который душой и сердцем должен любить, уважать и ценить то, что у него есть, и готов за это отдать жизнь! В ситуации с заменой внутренних входных дверей храма… все произошло наоборот… Двери, которые помнили слёзы, страдания родных и близких погибших чудо – богатырей в русско-японской войнеКак гласит информация в старых документах, на строительство Свято-Николаевской братской церкви в Брестъ-Литовске было затрачено немало денег - 72 тысячи рублей.
На фотографиях представлены первые лица Российского государства. Слева фотография Императора Всероссийского Николая Александровича Романова (Николай II), по центру изображен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, первенствующий член Святейшего Синода, справа Российский государственный деятель Пётр Аркадьевич Столыпин... Именно эти люди внесли большой вклад в строительство Свято-Николаевской братской церкви в г. Брестъ-Литовске в честь памяти морякам - участникам русско-японской войны... Честь и хвала им! (фотографии из интернета) Далее сказано, что Святейший правительствующий синод (высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период 1721—1917 г.г.) пожертвовал на возведение храма 25 тысяч рублей. Часть денег было пожертвовано моряками и морскими офицерами Российского императорского флота, участниками русско-японской войны. Остальную сумму внёс царь - батюшка Матушки России Николай Александрович Романов (Николай II). Помощь в возведении храма оказывал так же государственный деятель Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин… Плакат посвящен русско-японской войне в 1904 году... Составители данного плаката не знали чем обернется эта война для армии и флота России... Сколько славных русских сыновей останутся навсегда лежать в песках Маньчжурии и на дне морском в водах Японского и Желтого морей, Корейского залива и пролива... (изображение из интернета) На "Карте театра военных действий" русско-японской войны можно отчетливо увидеть где находились Японская и Российская империи... Из-за близости Японии к Кореи и китайской Маньчжурии вести боевые действия в данных регионах против "Русского медведя" было тактически выгодно для Императорской армии и флота Японии... (изображение карты из интернета) Предполагаю, что на строительство Божьего храма были сделаны пожертвования нашими земляками - защитниками Порт-Артура, военнослужащими 1-ой, 2-ой и 3-ой Маньчжурских армий, родными и близкими, чьи чудо – богатыри остались навечно лежать на поле брани, а также от сочувствующих и простого люда… Кто сколько мог давал свои деньги на строительство храма – памятника… Сколько слез и страданий помнят двери, а тут в одночасье их не стало, как будто их не было никогда… А ведь они были освящены… Как же так, братцы…? Kirchenpredigten in St. Nikolaus der bruderkirche für deutsche und österreichisch-ungarische soldaten während des Ersten WeltkriegsПройдет немного времени, и разразится Первая Мировая война (порой ещё называют Великой европейской войной). Этот вихрь военных событий затронул и русский город Брестъ-Литовскъ… Германская или, возможно, австро-венгерская почтовая открытка под названием "Der europaische krieg" (Европейская война), изданная в период Первой мировой войны. На ней видно, как германские и австро-венгерские "братья" решили дружно победить европейских соседей... Но, как оказалось, силёнок попросту не хватило у "братьев"... видать мало каши съели... (изображение почтовой открытки из интернета) Перед тем, как противник должен был войти в город, по приказу военного командования казаки поджигали многие городские строения, и лишь только культовых сооружений это не коснулось. Почему не поджигали храмы Божьи независимо от вероисповедания? Мне не ведомо… В то время люди были набожные, и, по всей видимости, считалось грехом совершать противоправные деяния в отношении религии… Свой вывод я сделал по тем сохранившимся фотографиям, что были выполнены оккупантами… Город, практически, весь лежал в руинах, и только культовые сооружения Брестъ-Литовска (православные храмы, предполагаемая мною лютеранская кирха, католический костел и еврейские синагоги) остались нетронутыми…, ну если только немного их «зацепило» огненным пламенем… На фотооткрытке, выполненной в период Первой мировой войны, можно увидеть сожжённые городские строения по проспекту императора Александра I (ныне проспект Машерова) в г. Брестъ-Литовске, за которыми можно отчётливо увидеть невредимый Свято-Симеоновский собор... Снимок был выполнен примерно с перекрёстка проспекта императора Александра I и Романовского проспекта (ныне проспект Машерова и ул. Ленина)... (фотооткрытка из коллекции брестчанина Александра Пащука) На фоне сожжённого Центрального вокзала на станции Брестъ и прилегающих к железной дороги, сожжённых построек, в правой части фотографии можно увидеть неповрежденное здание, предполагаемое мной, лютеранская кирха (бывшее здание товарной конторы).... В левой части фото виден каменный межевой знак, встроенный в деревянный забор... Жаль, что его не восстановили на том месте, где он ранее находился... Сейчас - это часть территории нового автовокзала... А ведь это тоже история, теперь всё превратилось в забвение, как и рядом стоящее, когда-то кирпичное одноэтажное здание по ул. Брест-Центральный, 35 постройки конца 1870-х годов, где жили родители Первого Героя Беларуси, военного лётчика Владимира Николаевича Карвата... (фотография из коллекции брестчанина Александра Пащука) Видно, что Крестовоздвиженский костёл в г. Брестъ-Литовске не пострадал в период Первой мировой войны... Фотография была выполнена примерно с территории, расположенной на углу ул. Славянской и Московской (сейчас это двор домов по ул. Карла Маркса, 36 и ул. Маяковского, 9)... (фотография из коллекции брестчанина Александра Пащука) Большая хоральная синагога г. Брестъ-Литовска лишь местами пострадала от огня во время Первой мировой войны... Фотографический снимок был выполнен с ул. Полицейской (ныне ул. Советская) в сторону синагоги... (фотография из коллекции брестчанина Александра Пащука) В ночь с 12 на 13 августа 1915 года (по новому стилю с 25 на 26 августа) военные полчища Германских и Австро-венгерских императорских армий вошли в горящий город и крепость Брестъ-Литовскъ… На данном изображении можно увидеть убитых воинов Русской императорской армии форта литеры "К" (Кобыляны) из Тереспольского сектора обороны русской крепости Брест-Литовскъ во время Первой мировой войны. Точечное попадание вражеского снаряда унесла очередные жизни наших братцев... Кто они? Вероятно мы так и не узнаем никогда... А ведь они тоже герои, правда, им почему-то мало в наше время уделяется внимание... Данный снимок был помещен в австро-венгерской газете "Das interessante Blatt", № 36, изданной в г.Вене 9 сентября 1915 года (австро-венгерская газета и фотографический снимок из коллекции брестчанина Александра Пащука) Лишь горстка отважных нижних чинов и офицеров Русской императорской армии, встала грудью, чтобы замедлить ход движения «вражеской машины»… Но силы были неравные, несмотря на героическое мужество русских солдат… Светлая им память!… В период нахождения оккупантов в Брестъ-Литовске многие культовые сооружения были приспособлены для различных нужд. В православных храмах: Свято-Николаевском гарнизонном соборе (находящийся на территории крепости), Свято-Симеоновском соборе (Собор Симеона Столпника) и Свято-Николаевской братской церкви проводились религиозные проповеди для военнослужащих Германских и Австро-Венгерских императорских армий. Германская почтовая открытка издательства Alexander Pfeiffer в г.Берлине в период Первой мировой войны, на которой изображена Свято-Николаевская братская церковь. Великая Европейская война не нанесла каких-либо разрушений Blaue Kirche (Голубая церковь). Порой именно так германские и австро-венгерские печатные издательства называли на почтовых открытках Свято-Николаевскую братскую церковь в Брестъ-Литовске. Почему она так была названа? Дело в том, что изначально наружные стены Божьего храма были покрашены в голубой цвет, а то, что сейчас стены имеют желтые и белые цвета мне не понятно... Вот вам историческая справедливость... (почтовая открытка из коллекции брестчанина Александра Пащука)
Представлены две фотографии, выполненные во время Первой мировой войны. На одной изображены германские военнослужащие на фоне Blaue Kirche, а на другой, выполненной в 1917 году, можно увидеть установленную Рождественскую ёлку перед входом в Свято-Николаевскую братскую церковь... Жизнь шла своим чередом: кому приходилось воевать, а кому и праздновать... (фотографии из интернета) На фотографии, выполненной в период Первой мировой войны, изображен внутренний вид Свято-Николаевской братской церкви... В средней части храма видны деревянные лавочки, скамейки и стулья для верующих евангелическо-лютеранского вероисповедания... Иконостас, иконы и другие убранства храма вроде бы на месте... как на месте были внутренние двери... (фотография из интернета) В той же Свято-Николаевской братской церкви на некоторых фотографиях оккупантов видно, что внутреннее убранство храма не было разграблено (как в последствии было, мне неизвестно). Единственным изменением в данном храме Божьем было то, что в молебном зале были поставлены деревянные лавочки, скамейки и стулья для верующих евангелическо-лютеранского вероисповедания. Как бы то ни было, но никто двери храма не пустил на дрова или же, как трофей, они не были вывезены к себе на родину… Ни огню, ни врагу не удалось уничтожить внутренние входные двери Свято-Николаевской братской церкви… их «убрали» уже в наше «блаженное время»… Двери храма предвоенного польского Brzesca-nad-Bugiem помнят учащихся и преподавателей Брестской русской гимназии и gimnazjum panstwowe im. Romualda TrauguttaПосле окончания Первой Мировой войны и распада Российской империи некогда русский город Брестъ-Литовскъ с 9 февраля 1919 года стал польским городом c названием Brzesc-Litewski, а с 12 февраля 1923 года Brzesc-nad-Bugiem… Вновь во многих храмах города зазвучали проповеди различных конфессий. Город стал оживать, духовно набирая силы, чтобы вновь расцветать и радовать своих жителей… Что касается православных храмов, а точнее Свято-Николаевской братской церкви, очередная новая власть никаких припонов к богослужению в храме не делала… как и ничего не отбирала… Так же православный люд, как и ранее, ходил в церковь… жизнь вновь потекла своим чередом. На польской почтовой открытке, изданной в начале 30-х годов прошлого столетия, изображена Свято-Николаевская братская церковь (Cerkiew Bracka) m.Brzesc n/Bugiem.. Уже установлена кирпичная ограда вместо деревянного забора и не видать купола с крестом на часовне... (изображение из интернета) Возле Свято-Николаевской братской церкви в здании, где когда-то во времена Российской империи располагалась мужская гимназия имени «Наследнiка Цесаревича Алексiя Николаевича», в польский период была размещена gimnazjum panstwowe im. Romualda Traugutta по ул. Mickiewicza (ныне ул.Мицкевича). В начале 20-х годов прошлого столетия была образована Брестская русская гимназия. Располагалась данная гимназия так же недалеко от храма, в деревянном (одно и двухэтажном строении) и двухэтажном кирпичном (постройки 1899 года, до недавнего времени в нем располагалась вечерняя школа) строениях по ул. Dluga (ныне ул. Куйбышева). Небольшая часть двухэтажного деревянного строения русской гимназии выходила так же на ул. Mickiewicza (ныне ул.Мицкевича). На представленной фотографии, выполненной в 20-30 годах прошлого столетия, изображены на фоне Свято-Николаевской братской церкви m. Brzesc n/Bugiem учащиеся младших классов и преподаватель Брестской русской гимназии (фото из интернета) На представленной фотографии, выполненной 23 мая 1935 года, на фоне Свято-Николаевской братской церкви m.Brzesc n/Bugiem изображены учащиеся старших классов и преподаватели Брестской русской гимназии, а также священнослужители Константин Иоанович Зноско и Стефан Иванович Жуковский (фотография из коллекции брестчанина Александра Пащука) Польская фотооткрытка выполнена 15.07.1938 г. в память 950-летия крещения Руси. На ней изображен внутренний вид Братской церкви имени Св. Николая в Brzesciu n/Bugiem. За прошедшее время много что изменилось в Божьем храме... Нет уже двух пристолов (ране их было три), пол не деревянный, не стало внутренних дверей... (фотооткрытка из коллекции брестчанина Александра Пащука) Многие учащиеся и преподаватели вышеуказанных заведений часто бывали в Свято-Николаевской братской церкви на богослужениях. Дух той молодежи помнят не только стены храма, но и двери, через которые они проходили… Как время порой меняет людей, святое нынче модно заменять красочным убранством… Все самое лучшее и доброе, чем наделили нас наши родители, кануло в Лета… Во время Великой Отечественной войны фашисты не тронули храм Божий…Не могу знать, что происходило в жизнедеятельности Свято-Николаевской братской церкви в период предвоенного советского времени (с сентября 1939 по июнь1941 годы), но во время Великой Отечественной войны храм действовал. Когда наш город был оккупирован гитлеровскими войсками, фашистская рука не тронуло ничего в Свято-Николаевской братской церкви, как, в прочем, и в других православных храмах. Я не хочу идеализировать кровавых убийц, но то, что в истории имелся такой факт, этого не скроешь…
Представлены две фотографии, выполненные в период Великой Отечественной войны. На одной на фоне Свято-Николаевской братской церкви изображен настоятель данного храма Митрофан Константинович Зноско-Боровский с рядом стоящими немецкими офицерами и, вероятно, служащими прихода. На другой изображена группа гитлеровских военнослужащих на фоне Свято-Николаевской братской церкви с тыльной стороны храма (фотографии из интернета) Так как сейчас считать тех, кто решился на такое безобразие в наше время по «выносу» внутренних дверей? Почему один человек решает, чему быть и чему не быть в храме Божьем?... Думаю, что время всё рассудит, кто был прав… Какие события помнит Свято-Николаевская братская церковь в майские дни 1962 и 2018 годов…Время потихоньку шло, казалась, что для Свято-Николаевской братской церкви самые страшные дни остались давно позади… Ни Первая Мировая война, ни советско-польская война, ни война 1939 года и затем последовавшая Великая Отечественная война храм Божий не тронули (это мое предположение)… Может быть так и дальше время бежало бы, ничего не меняя… Но наступил 1953 год… После смерти Секретаря ЦК КПСС Иосифа Виссарионовича Сталина (настоящая фамилия — Джугашвили), главой Советской державы стал Первый секретарь Московского обкома ВКП(б) Никита Сергеевич Хрущев (с 7 сентября 1953 по 14 октября 1964 года Первый секретарь ЦК КПСС).
На двух фотографиях изображен Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв... Сотрясая руками "кукурузный вождь" показывал всем, что страна советов крепчает и идет верной дорогой к победе коммунизма... сметая всё на своём пути... Так называемая "хрущёвская оттепель" нанесла сокрушительный удар по религиозно-духовному миру верующих граждан Советского Союза.. В очередной раз пронеслась разрушительная волна по уничтожению церквей, костелов, кирх, синагог, мечетей, буддийских храмов... (фото из интернета) Именно с его правлением началась очередная трагическая веха для верующих советской страны. Хрущёвская антирелигиозная кампания нанесла непоправимый удар по религиозно-духовному миру «великой и могучей»,…, пик которого пришёлся на 1958—1964 годы. Для того, чтобы читатель мог понять какой стремительный «рывок» был сделан в те годы по уничтожению православных храмов, находящихся на территории СССР, приведу статистику. Если в 1960 году насчитывалось 13 008 православных храмов, то через 10 лет, а точнее к 1970 году, их осталось 7338! За две советские пятилетки была уничтожена, практически, половина православных храмов! Кукуруза, как растительная культура, в период правления Никиты Сергеевича Хрущёва была тем "хлебом", которым хотели накормить досыта всех советских граждан... Но это было полбеды... Кукурузу возвели настолько величаво, что она стала называться "царица полей"... Это культовое сумаcшествие вошло в жизнь советских людей настолько сильно, что появилась очередное имя - Кукуцаполь (кукуруза - царица полей)... в то время как уже многих людей называли Револьтами, Владенами, Октябринами, Чельнальдинами... (изображение плаката из интернета) Этому великому «кукурузнику» приписывалось также публичное обещание, что к 1965 году (в некоторых источниках — к 1975 году, к 1980 году), будет «показан последний поп по телевизору»… Убогость да и только… Вся эта хрущевская антирелигиозная вакханалия также затронула наш Брест. Я не буду перечислять, что и как было… 4 ноября 1961 года в Свято-Николаевской братской церкви была совершена последняя Божественная Литургия. Пройдет еще шесть месяцев, и 31 мая 1962 года церковь будет снята с регистрационного учета, снесут кресты с куполов и фасада, разберут иконостас и вынесут иконы…, уничтожат кирпичную часовню (она стояла примерно там, где сейчас находится церковная лавка, а точнее возле ограждения. Вход в часовню был с улицы).
На одной из представленных фотографий изображена Свято-Николаевская братская церковь без православных крестов на куполах храма... На другой - на фоне левого притвора Свято-Николаевской братской церкви стоят неизвестные люди. Кто они? Работники архива или обычные граждане, которые решили сфотографироваться на фоне храма... (слева фотография из интернета, справа фото из коллекции брестчанина Александра Пащука) На долгие годы в Божьем храме разместилось хранилище Государственного архива Брестской области, и лишь через 28 лет 7 января 1990 года в нём возобновилось Богослужение… Очень жаль, что спустя 56 лет май месяц 2018 года предрешил окончательно и бесповоротно судьбу одной из частиц данной церкви… С храма памяти погибшим воинов в русско-японской войне были убраны оригинальные внутренние входные двери… А это как понять? Что дальше на очереди, господа священнослужители? Может ждать очередного месяца мая? В общем, всё возвращается на круги своя… Свято-Покровский кафедральный собор города Гродно построен в честь погибших в русско-японской войне воинов Гродненского военного гарнизонаНа западных рубежах нашей страны находится ещё один храм - памятник – это Свято-Покровский кафедральный собор в Гродно. Он был построен в память о военных Гродненского военного гарнизона, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов… На строительство данного храма также жертвовали все кто сколько мог… Освящение православного собора совершилось по старому стилю 30 сентября 1907 года (в честь освещения храма была установлена верующими мраморная плита).
На одной из представленной фотографии, выполненной в начале XX века в период Российской империи, изображен Свято-Покровский кафедральный собор в губернском г.Гродно, а на другой мраморная доска, установленная в честь освещения Свято-Покровского кафедрального собора 30 сентября 1907 года (фотографии из интернета) Будучи студентом заочного отделения факультета правоведения Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (c 1993 по 1998 гг.), я неоднократно посещал Свято-Покровский кафедральный собор. Меня восхищало внутреннее убранство храма. А чего стоят установленные внутри собора две мемориальные мраморные доски, на которых указаны имена погибших и умерших от ран солдат и офицеров Гродненского военного гарнизона в русско-японской войне... Даже власть советов не посмела их тронуть… На представленных фотографиях изображены мраморные мемориальные доски, установленные внутри Свято-Покровского кафедрального собора в честь погибших военнослужащих Гродненского военного гарнизона в русско-японскую войну. Выполнил данную работу известный гродненский мастер Болеслав Шишкевич (фото из интернета) Пол в соборе уложен керамической цветной плиткой, изготовленной в польском городе Радоме, в то время, как в Свято-Николаевской братской церкви пол изначально был деревянным… Внутренний вид Свято-Покровского кафедрального собора в наше время... Особенно красива половая мозаичная керамическая плитка... (фотография из интернета) Когда к собору подползла "хрущевская оттепель", Божий храм не сдался на милость варварам… Единственной уступкой было со стороны служителей храма - это уменьшилось количество богослужений в соборе, и в 1962 году был запрещён соборный звон… На представленной фотографии изображен Свято-Покровский кафедральный собор в г.Гродно в наши дни (фото из интернета) К моему сожалению, в Свято-Покровском кафедральном соборе также были заменены все оригинальные двери..., правда, на сегодняшний день лишь одни остались-внутренние... Когда они были убраны, мне не ведомо... Жаль, что часть истории, находившаяся рядом с нами, уходит из нашей жизни навсегда... Думаю, этому конца не будет, пока мы сами этого не поймём... Изначально мраморные плиты погибшим морякам в русско-японской войне в Свято-Николаевской братской церкви были или нет?Ранее я указывал, что в Свято-Покровском кафедральном соборе в Гродно в честь погибших и умерших от ран воинов Гродненского военного гарнизона в русско-японской войне 1904-1905 годов были установлены внутри храма две мраморные мемориальные доски с перечислением имен. Моряки Российского императорского флота дрались как львы... Не покидая палубу корабля, храбрецы, охваченные огнем, до последнего снаряда вели орудийный огонь по противнику... (изображение картины из интернета) В некоторых источниках указано, что Император Всероссийский Николай Александрович Романов якобы передал список погибших моряков, наших земляков, для вечного поминовения священнослужителям в Свято-Николаевскую братскую церковь. Можно предположить, опираясь на пример Гродненского Свято-Покровского кафедрального собора, что и в Свято-Николаевской братской церкви изначально тоже были установлены мемориальные доски… Но, опять же, это только предположение, как на самом деле было мне неизвестно… На одной из представленных фотографий изображены новые входные внутренние двери центрального притвора Свято-Николаевской братской церкви, где возле входа слева и справа установлены на стене две мраморные мемориальные доски с именами наших земляков-моряков участвовавших в русско-японской войне. На последующих фотографиях изображены мраморные мемориальные доски. Можно предположить, что такие мраморные мемориальные доски только с именами погибших и умерших от ран героев были установлены в 1906 году... (фотографии выполнены 03.07.2018 г., из собрания брестчанина Александра Пащука) Мраморные доски с высеченными золотыми буквами именами более тридцати моряков — документально подтверждённых уроженцев брестчины, погибших в русско-японскую войну появились в храме Божьем совсем недавно, 13 лет тому назад, а точнее сказать 28 мая 2005 года по случаю 100-летия Цусимского сражения (данная морская битва произошла 14-15 мая 1905 года, по новому стилю 27-28 мая)…
На фотографиях изображен памятный знак из красного мрамора, установленный в ограждении Свято-Николаевской братской церкви морякам - участникам в русско-японской войне 1904 -1905 г.г., их семьям, делавшим пожертвования на строительство Божьего храма... (фотографии выполнены 17.07.2018 г, из собрания брестчанина Александра Пащука) Тогда же в ограждении Свято-Николаевской братской церкви из красного мрамора был открыт памятный знак в честь моряков Российского императорского флота, участвовавших в русско-японской войне. Заметьте, опять значится месяц май! Кто-то в этом месяце созидает, а кто-то уничтожает… Матрос 1-й статьи Амвросий Федорович Селиванов с бронепалубного крейсера I ранга «Паллада»… геройски погибНа российском сайте под названием "Погибшие" (
На двух почтовых открытках, изданных в начале XX века, изображён бронепалубный крейсер I ранга - "Паллада" Российского императорского флота. Построен он был на Галерной верфи в столице Российской империи - г.Санкт-Петербурге (однотипные бронепалубные крейсера I ранга "Паллада", "Диана" и "Аврора" были построены практически в одно время и внешне ничем не отличались друг от друга). Введен в эксплуатацию в мае 1901 года. Входил в состав 1-ой Тихоокеанской эскадры Российского императорского флота, который дислоцировался на Дальнем Востоке в Японском и Жёлтом морях, а точнее во Владивостоке и Порт-Артуре (основные силы эскадры базировались в Порт-Артуре)... (две почтовые открытки из коллекции брестчанина Александра Пащука) 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура. Пройдет девять месяцев, и в сентябре 1905 года бронепалубный крейсер I ранга «Паллада» будет поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского флота Японии под названием «Цугару»… На снимке в центре изображен бронепалубный крейсер I ранга "Паллада", а справа эскадренный броненосец "Победа", которые находятся в гавани Порт-Артура во время обстрела японскими 280-ти миллиметровыми гаубицами... (фото из интернета) Результат обстрела японских гаубиц... Полузатопленные бронепалубный крейсер I ранга "Паллада" и эскадренный броненосец "Победа"... (фото из интернета) На данном снимке представлена гавань Порт-Артура с полузатопленными кораблями Российского императорского флота... Результат оказался плачевным для флота России: 33 корабля разного типа были затоплены в гавани Порт-Артура перед сдачей крепости японцам... (фото из интернета)
Слева на фотографии, на фоне гавани Порт-Артура, с полузатонувшими кораблями Российского императорского флота, военнослужащие Императорской армии Японии. Справа светло-бронзовая медаль, которая вручалась за участие в русско-японской войне военнослужащим Императорской армии и флота Японии. Данной медалью награждали и посмертно, в этом случае награду передавали близким родственникам... (фотография и фото медали из интернета) Почему я упомянул нашего земляка? Дело в том, что его нет в списке участников русско-японской войны на мраморных мемориальных досках, установленных в центральном притворе Свято-Николаевской братской церкви… А сколько наших земляков так и останутся неизвестными… Мир и покой их душам! Jan Noskowski sztabs-kapitan zginal na
|
|