1 сентября начинается новый учебный год, и это самое подходящее время, чтобы вспомнить о том, как о школе и школьниках рассказывали советские кинематографисты. Рассказывали по-разному, и школы у них разные — у кого-то очень хорошие, у других — такие, в которые не хочется ходить. Но со сменой эпох в истории страны последних оказывалось чуть больше, чем первых — возможно, потому, что оптимизм сегодня не в почете.
«Доживем до понедельника», 1968
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Три дня из жизни обычной московской школы (фильм снимали в настоящей школе в Медведкове). В школу приходит новая учительница, недавняя выпускница (Ирина Печерникова), историю преподает старый и опытный учитель Мельников (Вячеслав Тихонов), у учителей и учеников многочисленные проблемы, в том числе и в личной жизни. Роли в этой картине сыграли молодые дебютанты Ольга Остроумова и Игорь Старыгин, она была одним из хитов советского проката, создатели получили Госпремию, а «Доживем до понедельника» вошла в золотой фонд советского кино. Ростоцкий после снял пронзительные «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Чёрное ухо», а Тихонов через несколько лет навсегда станет самым известным Штирлицем.
«Большая перемена», 1973
Режиссер: Алексей Коренев
У Алексея Коренева самостоятельная режиссерская карьера задалась не сразу. Он был вторым режиссером, работал у Эльдара Рязанова на его комедиях («Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля»), но его дебют, комедию «Черноморочка», разгромила критика, в «Уроке литературы» бдительные цензоры нашли нападки на советскую идеологию (и положили готовую картину на полку), а «Вас вызывает Таймыр» пострадал из-за поэта Александра Галича. «Большая перемена» счастливо избежала каких-либо проблем: фильм был о немного взбалмошном несостоявшемся аспиранте (одна из немногих больших ролей Михаила Кононова), который пошел учителем истории в вечернюю школу для рабочей молодежи и принял проблемы своих учеников близко к сердцу. Сценарий «Большой перемены» на основе собственной повести «Иду к людям» написал (вместе с Кореневым) писатель Георгий Садовников; в фильме собрался звездный актерский ансамбль (Кононов говорил, что это был «весь цвет четырёх поколений актёров») — Евгений Леонов, Ролан Быков, Александр Збруев, Светлана Крючкова, Савелий Крамаров, Валерий Носик, Людмила Касаткина, Лев Дуров, Владимир Басов и многие другие. Конечно, в «Большой перемене» главные герои — не школьники, а взрослые люди, но учиться им все равно нужно.
«Ключ без права передачи», 1976
Режиссер: Динара Асанова
Почти вся небольшая фильмография Динары Асановой (она скончалась в 1985 году на 43-м году жизни) — это картины о подростках. Ее полнометражным игровым дебютом стала драма «Не болит голова у дятла» о школьнике, который пытается выделиться из толпы и выйти из тени знаменитого старшего брата, она сняла социальную драму о девочке-подростке «Никудышная», потом разбиралась в тонкостях психологии мальчишек-хулиганов («Пацаны»). «Ключ...» — это фильм об отношениях учителя и ученика, новых подходах к образованию. По сюжету ленты классный руководитель (Елена Проклова) ведет себя со школьниками, как с равными, приглашает их к себе домой, а во время прогулок они встречают прямо на улице Беллу Ахмадулину или Булата Окуджаву. Новый директор (Алексей Петренко) в их глазах выглядит солдафоном, но и он способен многому научить более молодых людей.
«Вам и не снилось», 1980
Режиссер: Илья Фрэз
Илья Фрэз один из классиков советского детского кино. В его фильмографии — картины «Первоклассница», дилогия о Ваське Трубачеве и его товарищах, «Приключения жёлтого чемоданчика» и фильмы о взрослении через ответственность «Чудак из пятого «Б» и «Это мы не проходили». Но иногда Фрэз обращался к более взрослым темам — например, подростковой любви. «Вам и не снилось...» — фильм о взрослых, которым не нравятся отношения двух школьников-старшеклассников и которые делают все возможное, чтобы разлучить влюбленную пару. Шекспировские страсти помогли разыграть Елена Соловей, Ирина Мирошниченко, Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов и Татьяна Пельтцер.
«Приключения Электроника», 1980
Режиссер: Константин Бромберг
С разницей в пять лет вышли два фантастических сериала. Первым были «Приключения Электроника», экранизация произведений Евгения Велистова о мальчике-андроиде, внешность которого была скопирована с обычного советского школьника. А второй стала «Гостья из будущего» Павла Арсенова — тоже экранизация, и тоже целой серии произведений фантаста Кира Булычева о девочке, которая училась в школе сто лет тому вперед. Самой школы в этих фильмах немного: робот и школьница из будущего поражают одноклассников и учителей своими знаниями и умениями и быстро добиваются всеобщей любви. Для прототипа Электроника — шестиклассника Сережи Сыроежкина — это становится трагедией, а вот оппонент Алисы Селезневой — Коля Герасимов — воспринимает происходящее более философски, ведь ему надо спасти свою жизнь от космических пиратов и передать этой Алисе миелофон.
«Чучело», 1983
Режиссер: Ролан Быков
«Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» не слишком обращали внимание на школьные проблемы — находились угрозы пострашнее. Но ситуация с травлей Сыроежкина, затронутая в «Электронике» лишь походя, была полностью разобрана в фильме Ролана Быкова «Чучело». 12-летняя Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте) приезжает в провинциальный городок к своему деду (Юрий Никулин) и идет в новую школу. Одноклассники издеваются над ней, она становится изгоем, учителя занимаются позицию стороннего наблюдателя — все это вызвало в то время широчайшую дискуссию в обществе, а на показ «Чучела» в обязательном порядке водили школьников. Фильм был снят по одноименной повести Владимира Железникова; в нулевые Андрей Прошкин экранизировал продолжение этой истории «Чучело 2» — его фильм «Игры мотыльков», герой которого прямо из школы попадает в тюрьму, оказался еще более страшным, но у зрителей были в ходу совсем другие страшилки.
«Приключения Петрова и Васечкина», 1983
Режиссер: Владимир Алеников
Этот четырехсерийный альманах, объединенный главными героями — недохулиганами-двоечниками Петровым и Васечкиным и отличницей Машей — стал авторским проектом и самой известной картиной плодовитого режиссера, сценариста, продюсера и писателя Владимира Аленикова. Персонажей он придумал еще в 70-е, до воплощения их на экране дело дошло в середине 80-х — и, что удивительно, Петров и Васечкин сумели не потеряться на фоне всякого рода Электроников и Алис Селезневых. Этот фильм (вернее, два двухсерийных фильма) — действительно о школьниках и школе (ну и о пионерском лагере), но о таких, которых в реальной жизни быть, пожалуй, не могло. Еще более удивительно, что «Петров и Васечкин» появились за полтора десятка лет до Хогвартса и Гарри Поттера — магии в советском фильме, конечно, не так много, Темных Лордов нет (как и прочих злодеев), но определенное волшебство присутствует.