Покупая в магазинах любимые продукты, многие привыкли доверять производителю и не каждый детально изучает информацию, нанесенную мелким шрифтом на обратной стороне упаковки.
– Этикетки и маркировку кондитерских изделий нужно изучать особенно внимательно. При проведении надзорных мероприятий нарушения требований, предъявляемых к маркировке пищевых продуктов, являются наиболее часто выявляемыми. Это и продукция без маркировки, нечитаемая информация о дате изготовления или сроке годности, отсутствие маркировки на русском языке для импортной продукции и многое другое. Если покупатель видит такие недочеты, ему как минимум следует насторожиться, – отмечает главный государственный инспектор отдела государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов областной инспекции Госстандарта Елена Романчук.
Между тем многие покупатели сладостей с большим стажем заметили, что состав знакомых конфет за последние годы значительно изменился. Чтобы снизить их себестоимость, кондитерские фабрики используют достижения пищевой химии и все чаще применяют пищевые добавки с индексом «Е», компоненты, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний.
Прочитать состав большинства конфет до покупки практически невозможно. Чаще всего они продаются на развес, а на упаковке одной отдельно взятой конфеты действительно недостаточно места, чтобы разместить обязательную информацию – о составе продукта, дате изготовления и сроке годности, сведения о пищевой ценности и другую информацию в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Иногда часть информации можно найти на самом краю обертки, но чтобы ее прочитать, нужно развернуть конфету или попросить продавца показать маркировочный ярлык, наклеенный на транспортную упаковку. Это относится практически ко всем конфетам, продающимся на развес. На обертке конфеты вообще нет информации о продукте, за исключением торговой марки и вкуса, и формально нарушением такая маркировка не является. Предполагается, что продавец взвесит этот товар и наклеит на пакет маркировочный ярлык со всеми данными. Остается надеяться на то, что в текст этого ярлыка магазин полностью перенесет все необходимые данные с транспортной упаковки.
Зачастую важная для потребителей информация о составе продукта скрывается в складках упаковки из фольги и прочитать ее можно, только расправив фольгу, как, например, в случае леденцовой карамели на палочке. И снова возникает вопрос: не разворачивать же конфету в магазине и, по сути, портить продукт?
Немногие знают, что в составе сладостей, которые мы покупаем детям, могут быть запрещенные красители. Употребление продукции, в составе которой есть красители азорубин (Е122), желтый хинолиновый (Е104), желтый «солнечный закат» FCF (Е110), красный очаровательный AC (Е129), понсо 4R (Е124) и тартразин (Е102), может привести к повышению гиперактивности и снижению концентрации внимания у детей. Именно поэтому в техническом регламенте Таможенного союза есть требование, по которому производители обязаны наносить на этикетку предупреждающую надпись о данных красителях: «содержит красители, которые могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».
Кстати, многие производители используют различные уловки, чтобы выдать свою продукцию за детскую. Однако, несмотря на наличие детских рисунков, изображения детей на упаковке, зачастую эти продукты содержат консерванты (сорбиновую и бензойную кислоты и их соли), которые не допускается использовать в питании детей. На этикетках специализированной продукции для детского питания обязательно есть соответствующая надпись – «продукт для детского питания» – так как требования к данной категории продуктов гораздо выше.
Каждый из нас в случае возникновения неясностей по маркировке имеет право обратиться к работникам торговли, которые обязаны дать разъяснения.