Лидия Александровна Шарапова, жительница деревни Новая Жизнь, сегодня отмечает 90-летний юбилей. Эта приветливая, улыбчивая и энергичная женщина с первых минут располагает на открытый душевный разговор. Она не кривит душой и не льстит, говорит суровую правду и искренне смеется.


С первого взгляда так и не скажешь, что у собеседницы за плечами 90 лет непростой жизни. Лишь прядь седых волос, мудрый взгляд и аккуратные морщинки выдают возраст.

Лидия Александровна живет в небольшом уютном домике на въезде в деревню. Клумбы и грядки выглядят красивыми даже зимой, они сделаны как под линейку, и видно, что в каждый штрих быта вложена душа.

Быть может, она вкладывает душу и любовь во все и всех, что ее окружает, потому что  жизнь часто преподносила суровые испытания?.. Но это я могу лишь предполагать, ведь сама Лидия Александровна ни на миг не жалеет о прожитых днях, ни на кого не держит в сердце обиду.

Жизнь ее простой никак не назовешь. Родилась героиня нашего материала 15 декабря 1928 года в семье рабочих в Динаровке. Мать Евдокия Михайловна и отец Александр Маркович трудились в колхозе, воспитывали троих детей – дочку и двух младших сыновей – Сашу и Мишу. Когда началась Финская война, отец ушел на фронт, в 1939 году погиб. Лиде тогда было 11 лет.

Совсем скоро, как гром среди ясного неба, нагрянула весть о начале Второй мировой войны, 12-летляя Лида к тому времени закончила 5 классов.

– Как сейчас помню немцев, пришедших в деревню, – рассказывает собеседница. – Они были суровые, все почему-то с закатанными рукавами и стали чинить свои порядки. О продолжении учебы пришлось забыть.

Дальше было непростое время военного лихолетья. Тяжелый детский труд, удары плетками от фашистов. Лидия Александровна с дрожью в голосе вспоминает, как таскала обозы, как пряталась под тележкой, когда с неба бомбили самолеты, как не хватало еды и спокойствия. Под конец войны было совсем тяжело выживать.

С приходом мирного времени жизнь наладилась, но украденное детство уже было не вернуть. Так, юная девушка сразу после войны пошла работать в местный колхоз.

– Пара коней, тяжелый плуг и в поле, – звонкий голос Лидии Александровны слегка надрывается. – После войны мужчин в деревне почти не было, пришлось нам, детям и старикам,  поднимать колхоз. Маме одной с тремя детьми было сложно, поэтому я знала, что должна работать не покладая рук. Пахали землю, косили сено, а что делать, жить надо было… Об учебе тогда вообще не задумывались, не до этого было.

В 1949 году Лидия вышла замуж. Молодой парень, бывший партизан, вскружил голову девушке.

Семейное счастье и идиллия продлились недолго, но оставили после себя прекрасные плоды – четверо детей. Муж уехал на заработки на Север, и их пути разошлись.

– Я была молодая и отчаянная, растила детей и думала, как их достойно воспитать и дать путевку в жизнь, – делится собеседница. – И в 1957 году, когда младшему сыну от роду было две недели, отправилась поднимать целину в Казахстан. Там я прожила долгих 22 года.

В Казахстане жизнь не была легче. Чтобы заработать и получить жилье, приходилось много работать – трудилась женщина и в столовой, и в детском саду, и в школе – где была работа. Даже дома, которые полагались приезжим, строили сами. Собеседница вспоминает, как оставляли с соседками детей по очереди друг другу или на старших ребят, и работали на стройке. Зато сколько радости было получить свой собственный угол.

Лидия Александровна вспоминает Казахстан в серых красках – неимоверная жара и блеклая трава уже в апреле, которая так была непохожа на родную, белорусскую. Но она здесь нашла нечто большее, чем только трудоустройство и благоустроенный быт, она здесь нашла любовь. Муж Михаил заменил отца ее детям, стал ей надежной поддержкой и опорой, подарил женскому сердцу все то,чего не хватало многие годы.

Сын Александр служил в армии в Казахстане, и его там все называли белорусом. Он-то и подтолкнул маму побывать на родине.

Ясным майским днем, после 22-х лет разлуки, с чемоданом в руках робко и несмело Лидия Александровна вышла из автобуса на остановке на въезде в родную деревню. Она лишь помнит звонкое приветствие соседки «Лида приехала!» и как брат бежал навстречу в белой кепке, а дальше голову вскружил аромат родной земли, и яркая зелень травы начала резать глаза. Женщина упала на колени и плакала от счастья…

Михаил взял отпуск и приехал к Лидии. Они купили маленький домик и начали обустраивать быт. Оба пошли работать в местный савхоз – он слесарем, она сторожем на ферме. Супруги держали большое подсобное хозяйство – свиней, курочек, выращивали овощи. Затем семья пополнилась внуками, и все приобрело новые краски.

Жизнь Лидии Александровны по неведомому сценарию свыше четко делится на черные и белые полосы. После сорока лет жизни «душа в душу» Михаил умер. Так эта хрупкая внешне, но сильная внутри женщина осталась одна. Лидия Александровна не сдалась и перед этим испытанием. Всю себя она дарила и дарит внукам и детям. К сожалению, трое из детей также уже ушли из жизни.

– Сейчас я счастливая бабушка пяти внуков и четырех правнуков, – с улыбкой на лице отмечает Лидия Александровна. – Внуки разъехались кто куда, но обо мне не забывают – в гости по возможности заезжают. Сын Владимир долго жил на Севере, а затем переехал ко мне, поэтому сейчас помогает, поддерживает.

На интервью присутствовала племянница нашей собеседницы – Зинаида Михайловна. Она живет недалеко, в деревне Лужки, и практически ежедневно бывает у тети. Продукты привезет, к доктору отвезет, всегда разделит горести и радости.

Заботливая бабушка всегда с радостью ждет гостей. Она до сих пор сама делает консервации на зиму – солянки, лечо, огурчики, грибочки и другие соления, искусно справляется по готовке и уборке дома. Только вот сетует, что свинку завести ей уже который год не дают. Мол, все в магазине можно купить. С этим Лидия Александровна согласна, но твердо уверенна, что домашняя еда вкуснее.

Во дворе у хозяйки до сих пор красуется русская печка,которую она когда-то смастерила своими руками. Не счесть, сколько румяных пирогов, булочек и других яств прошли через нее.

– Бывает, приедешь к тете, а она пельменей налепит, аккуратных таких и много-много, – отмечает Зинаида Михайловна.– А ее пирожки с мясом, творогом, вареньем – настоящее произведение искусства.

Еще о Лидии Александровне знают в округе как о знатной портнихе.

– В юности я ходила шить одежду в Заболотье, к портнихе Любе, – вспоминает собеседница. – Я внимательно смотрела, как она делает лекало, как шьет, и так научилась этому ремеслу. Ко мне приходили шить наряды на свадьбы и другие праздники, я мастерила рабочую форму для коллег из колхоза. Мне нравилось шить платья и костюмы. Правда, тогда с тканями был дефицит. Сейчас, с изобилием материалов, я могла бы много красоты сотворить.

С воспоминаниями о любимом деле Лидия Александровна погружается в прошлое и звонким голосом, как юная девочка, рассказывает, насколько сильно любила танцевать.

– Мама ругалась, что туфли быстро снашиваю, – с улыбкой на лице делится она. – А в чем была моя вина? Мне нравилось танцевать, бывает, как закружим с братом в танце – все любуются.

Во время разговора замечаю на столе записку с названиями газет и журналов. Собеседница пояснят, что на днях придет почтальон, и она составляет список, чтобы выписать любимые издания. Уж очень любит на досуге почитать.

– Сейчас жить намного легче, чем в мою молодость, уж поверьте, мне есть с чем сравнить, – с уверенность говорит собеседница. – Живи и не умирай, все условия созданы для комфорта.

Лидия Александровна признается, что больше всего боится остаться без дела. Она уверена, что пока человек трудится, активен, у него сохранится интерес к жизни, и силы не покинут. Уже сейчас она планирует, как по весне подоконники в доме заставит рассадой, потом будет заниматься ей в теплице, затем при поддержке и помощи близких ухаживать за огородом и любимыми клумбами.

– Моим главным учителем была сама жизнь, – мудро рассуждает собеседница. – Она ставила задачи, я их пыталась разрешать, преподносила уроки – я старательно запоминала и усвоила важное правило: не сдаваться и не опускать руки. Ни перед чем.

Лидию Александровну знают и уважают соседи, бывшие коллеги и знакомые. Через родственников ей передают приветы, поздравляют с праздниками. Неоднократно в ее доме был и председатель Озерицко-Слободского сельисполкома, к юбилею поздравили и представители районного Совета ветеранов. Уважение и внимание говорят сами за себя.

– В моей жизни было много плохого и много хорошего – все пережила и не обижаюсь на судьбу, – рассуждает Лидия Александровна. – Слава Богу, все достойно перенесла, детей вырастила, дом обустроила, сад растет до сих пор.

В день юбилея у Лидии Александровны дом полон гостей. У именинницы есть  одно заветное желание – иметь здоровье и силы, чтобы увидеть, как подрастают правнуки, а еще лучше – дождаться праправнуков.

Лидия СУДНИКОВИЧ.

Фото автора