Ключевой документ из пакета, направленного на либерализацию условий ведения бизнеса в Беларуси, – Декрет №7 «О развитии предпринимательства» – был подписан Главой государства 23 ноября 2017 года. Прошло чуть больше года. За это время для дальнейшей активизации деловой инициативы разработаны и приняты один закон, два указа и двадцать постановлений правительства, которые предусматривают корректировки соответствующих нормативно-правовых актов.
В высокой степени готовности находятся и другие законопроекты. Предварительные итоги работы бизнеса в новых условиях и планы на ближайшую перспективу обсудили в пресс-центре БЕЛТА представители госорганов и бизнес-сообщества, непосредственно принимавшие участие в разработке данных документов.
– Давайте начнем того, что подведем предварительные итоги работы Декрета №7 и других документов. Оправдались ли ожидания? Как бизнес оценивает работу в новых условиях? Появились ли дополнения и изменения в уже принятые документы?
Директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок:
– Сегодня перед страной стоит серьезная задача: стабильные, комфортные и предсказуемые условия ведения бизнеса должны стать национальным брендом Республики Беларусь. Заделом для достижения такой амбициозной цели послужил принятый в 2017 году так называемый либерализационный пакет правовых актов, главным из которых стал Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства». Его принятие потребовало внесения изменений в целый ряд нормативных правовых актов и инициировало масштабный процесс улучшения условий для ведения бизнеса в стране.
Сейчас предприниматель получил возможность без предварительных согласований, включения в реестры, регистры, получения заключений экспертиз начать любой из 19 самых популярных видов деятельности. В их числе – розничная и оптовая торговля, общепит, бытовые услуги, автомобильные перевозки пассажиров, гостиничный и туристический бизнес, ремонт транспортных средств, производство пищевой продукции, одежды, мебели, строительных материалов.
Примерно в 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований.
По данным Единого государственного регистра, за 11 месяцев текущего года были зарегистрированы более 9 тысяч новых коммерческих организаций и 33 тысячи индивидуальных предпринимателей (109 процентов к аналогичному периоду 2017 года).
О повышении уровня экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует рост налоговых поступлений, который уже превысил третью часть поступающих платежей в бюджет.
Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая:
– Если говорить о Декрете №7, то один из самых глобальных вопросов, которые следует осветить, это поручение, которое было дано правительству в целях реализации декрета, – внести предложения в течение полугода по привлечению инвестиций, реинвестированию прибыли, созданию новых рабочих мест. Такая работа была проведена, когда мы совместно с бизнес-сообществом во главе с Советом по развитию предпринимательства работали вместе над новой редакцией Налогового кодекса.
Например, это снижение на 50 процентов ставки по налогу на прибыль в отношении дивидендов, которые не распределяются в течение трех лет, и установление нулевой ставки, если прибыль не распределяется в течение пяти лет. Еще один момент касается налога на недвижимость и земельного налога. В кодексе предусмотрено, что для плательщиков, которые вводят в действие построенное здание или сооружение, в течение первого года действует льгота в полном объеме по этим налогам, еще на протяжении четырехлетнего периода предусмотрено применение понижающих коэффициентов – от 0,2 до 0,8. Таким образом, пять лет плательщик, который вводит объекты недвижимости в эксплуатацию, имущественных налогов не платит. Все это направлено на то, чтобы он быстрее смог окупить деньги, которые вкладываются в эти проекты, и запустить производство.
Заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич:
– Нормы, которые были установлены Декретом №7, уже дают положительный эффект. В частности, мы уменьшили нагрузку на местные органы управления в вопросах выдачи разрешительной документации (разрешений на капитальный ремонт и техническую модернизацию). Как вы знаете, сейчас эти процедуры проходят по документам, которые оформляет сам собственник того или иного объекта либо инвестор.
Также можно отметить, что благодаря данному документу увеличился объем технической модернизации в республике. Речь идет не только о технической модернизации промышленных, производственных предприятий, как предполагалось вначале, но увеличилось и количество офисных помещений, прошедших техническую модернизацию, чего мы, в принципе, не ожидали. Считаем, что в этой части должны будем дополнить понятие «технологическое оборудование» и включить процессы, которые сопровождают и офисных работников.
Единственное, что хотелось бы отметить, – декрет рассчитывался на законопослушных предпринимателей, но появились нарушения одной из норм. Так, некоторые стали проводить под технической модернизацией и реконструкцию, и техническую модернизацию без разработки проектной документации. Поэтому хотелось бы еще раз напомнить: техническая модернизация – это не вседозволенное изменение, перепланировка помещений.
Необходимо разработать проектную документацию, утвердить факт у собственника объекта, выполнить строительно-монтажные работы, после чего зарегистрировать данный объект.
Начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта Брезовская:
– В Декрете №7 достаточно много норм прямого действия, направленных на упрощение работы в сфере торговли и общественного питания, а также бытового обслуживания. Как раз нормы этого декрета отменили или упростили те или иные процедуры для осуществления указанных видов деятельности. Во исполнение норм декрета уже принят ряд постановлений правительства: внесены изменения в Правила продажи товаров и осуществления общественного питания, Правила продажи товаров на рынках, положение о Торговом реестре Республики Беларусь. Мы надеемся, что эти документы помогут еще более упростить ведение бизнеса в этих сферах.
Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич:
– Наряду с положительной динамикой были определенные моменты, которые требовали изменения. К примеру, физлица имеют возможность без регистрации заниматься предпринимательской деятельностью по 19 видам. Но эти люди выпали из системы обязательного социального страхования. То есть пенсионный стаж им, если они нигде больше не работают, не начисляется. Однако эта проблема решена с принятием указа №500 от 27 декабря 2018 года.
– Все ли документы, предусмотренные декретом, подготовлены? На какой стадии находится разработка одного из наиболее ожидаемых бизнесом документов о лицензировании?
Ирина Бабаченок:
– Правительством был утвержден план реализации Декрета №7. Львиную долю в нем составляют мероприятия по разработке и принятию нормативных правовых актов различного уровня.
Намеченные реформы в целом выполняются в запланированные сроки: к настоящему времени принят один закон, изданы два указа и двадцать постановлений правительства. Кроме того, разработан ряд методических рекомендаций по осуществлению субъектами хозяйствования наиболее распространенных видов экономической деятельности для малого и среднего предпринимательства в новых условиях.
По всей стране прошла серия открытых семинаров, встреч, на которых представители компетентных государственных органов, выступая перед предпринимателями, доносили информацию о новых условиях работы, отвечали на вопросы. В каждой области распоряжением председателя облисполкома были созданы рабочие группы и утверждены графики встреч с бизнесом. Кроме того, для организации обратной связи с бизнесом при исполнительных комитетах областного и базового уровней созданы советы по развитию предпринимательства.
Правительством утверждена стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года. Предусмотрено принятие мер по повышению степени экономической свободы частной предпринимательской инициативы, совершенствованию правоотношений в области защиты собственности, формированию рациональной фискальной политики, упрощению учета и отчетности, расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
На высокой стадии готовности находится проект Декрета «О лицензировании». Данный документ имеет концептуальный характер и определяет новую идеологию лицензирования. В частности, предусматривается исключение лицензирования отдельных видов деятельности, запрет на прекращение и приостановление действия лицензии за формальные нарушения и незначительные проступки. Предполагается, что к грубым будут относиться только нарушения, повлекшие причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью населения либо создавшие угрозу причинения такого вреда, а действие лицензии будет прекращаться только за повторное нарушение и только по решению суда.
– В конце октября заместитель главы Администрации Президента Валерий Мицкевич сообщил, что в Беларуси готовят проект указа о едином перечне административных процедур в отношении бизнеса. На каком этапе находится его разработка, какова цель?
Ирина Бабаченок:
– Подготовка данного проекта указа Главы государства предусмотрена как Декретом №7, так и планом по его реализации. Разработчиком является Министерство экономики. В настоящий момент проект находится на рассмотрении правительства.
Основная цель подготовки документа – обеспечение стабильности регулирования административных процедур в отношении субъектов хозяйствования и их упорядочение. Новшество состоит в том, что после издания указа новые административные процедуры будут вводиться только через решение Главы государства, а в настоящее время работает норма закона, согласно которой это можно сделать и постановлением правительства.
Предлагаемый к утверждению Главой государства перечень актуализирован под все состоявшиеся и осуществляемые изменения в законодательстве.
Благодаря указу открывается еще одно направление – переоценка необходимости существования каждой процедуры, актуальность и адекватность решаемых ей регуляторных задач. Такая переоценка дает возможность для упразднения, упрощения соответствующей процедуры либо замены ее альтернативными регуляторными механизмами. При этом переоценка будет не разовой кампанией по сокращению процедур, а систематической работой. Это станет возможным благодаря двум вещам: появлению института регуляторов административной процедуры и созданию межведомственной комиссии, которая будет заслушивать регуляторов с их предложениями по упразднению, упрощению, в том числе цифровизации, данных процедур.
Регуляторами станут государственные органы, интересам проводимой политики которых служит соответствующая процедура. Координирующая функция по общим вопросам остается у Министерства экономики.
Чтобы не тормозить процесс подготовки указа, мы сообща с госорганами и бизнес-сообществом решили данную работу оставить на второй этап, чтобы разобраться, в чем тонкая грань между административной процедурой и государственной услугой, а также определить особенности регулирования уведомительных процедур.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ
Госрегистрацию отменили, а конкуренция выросла. В Гродно и области стало больше салонов красоты и парикмахерских