Вспоминается, каким скандалом в моем детстве обернулась попытка старших ребят прокатиться с горки на больших санях, тех, в которых запрягали лошадей. Те, кто получил лишь подзатыльники за проделку, считали, что еще легко отделались. Был и назидательный урок. Взрослые затащили сани на гору и пустили их пустыми вниз. Картина, как они летели, сминая все на своем пути, наглядно показала, до чего мог довести безрассудный поступок.
По этой причине не прижился у нас и предок современного тюбинга – накачанная камера от грузовика. Притащил ее в деревню парень, устроившийся водителем в городе. На следующий день, получив нагоняй от отца, он увез камеру обратно в Гродно. Скользила она отменно, но из-за своей полной неуправляемости на наших покрытых лесом погорках грозила немалыми неприятностями. В общем, появился этот изыск мгновенно, и с такой же скоростью он исчез из нашего поля зрения. И этим была поставлена точка в вопросе.
Сейчас, судя по всему, не всегда воздействуют многократные напоминания. Понятно, что многие хотят на полную катушку использовать те короткие моменты, когда устанавливается более-менее приемлемый снежный покров. Желание есть, а навыков нет. Когда сходятся два этих обстоятельства, да еще накладываются на
Кстати, даже опытные горнолыжники не рискуют бросаться сломя голову вниз по необустроенной, а тем более по незнакомой трассе. В любом таком спуске всегда таится угроза. Надеяться на «авось пронесет» и свою хорошую реакцию – последнее дело. У известного гонщика Шумахера реакция, понятно, была на высоте, но лыжный спуск оказался куда коварнее трассы «Формула 1» для пилота болида, который до сих пор так и остается прикованным к постели.
Собираясь прокатиться на лыжах, сноуборде, санках или тюбинге, мы прежде всего желаем доставить себе радость и удовольствие. А, чтобы при этом полностью исключить все риски, места для
Здравомыслящие люди так и поступят, да и своим детям объяснят. Правда, есть и такие, для которых даже вполне резонный запрет не указ. Но и для бесшабашных экстремалов, как бы они ни бравировали своей отвагой, предупреждающая табличка не что иное, как сигнал о грозящей опасности. Риск редко бывает благородным, куда чаще он оказывается крайне неблагодарным. Если кто-то любит проверять свою судьбу на прочность, это ни в коей мере не дает права подталкивать других к таким шагам. Неприемлемо это ни в приватных беседах, ни тем более в соцсетях. О чем думали и думают ли вообще люди, оставляющие комментарии типа «Закрыли все горки ленточками, чтобы сорвать детям веселье… Сорвем ленты и будем отдыхать все равно»?! И места для этого соответствующие подсказываются в Румлево и на Фолюше. Что эти спуски в Гродно уже давно получили название «гора смерти» и «костеломайка», защитников «веселья детей» нисколько не тревожит. Вот и напрашивается вопрос к таким агитаторам-провокаторам: «Случись что на той же «костеломайке», совесть не замучает?» А есть ли она у них, как, впрочем, и ответственность за высказанное в сетях – это уже вопрос риторический.
Виктор Шумель, директор ЦСК «Неман»:
– Безобидными воздушные санки не назовешь. Тюбингом на скорости очень непросто управлять, а уж тем более быстро среагировать, заметив препятствие на своем пути. Безопаснее всего кататься на тюбингах, конечно, на специализированных трассах. Как раз такая создана в парке активного отдыха «Коробчицкий олимп», где уклон не превышает 20 градусов, а оканчивается трасса так называемой зоной выката – длинным участком склона без угла наклона и препятствий. Кроме того в парке активного отдыха постоянно дежурит врач, который при необходимости окажет помощь.
Сергей Чухнов, директор базы отдыха «Привал»:
– На «Привале» крайне ответственно относимся к безопасности во время катания. Мы сделали специальные тюбинговые трассы – одна детская для самых маленьких, и вторая уже взрослая – на ней могут кататься посетители, начиная с 8 лет. Все очень четко отлажено – на склонах учтены углы, скорость разгона тюбингов. Вдобавок, везде есть инструкторы, которые следят за спусками. Здесь действует принцип чем-то схожий с аквапарками – пока первый не доедет до конца трассы и не сойдет с «пути», второй не начинает спуск. Дежурные на трассах следят, чтобы на «ватрушке» только по одному человеку было, никаких хождений перед спуском.
Александр Байгин, главный врач ГУЗ «Гродненская областная станция скорой медицинской помощи»:
– Случаев травмирования при катании на тюбингах в областном центре не было. Но с учетом в целом по республике мы выделили эту опасность отдельной графой среди всех вызовов скорой помощи и отслеживаем ситуацию. Анализируя статистику по травматизму в минувшие годы, хочу подчеркнуть: зимний отдых должен быть организованным, взрослые с особой ответственностью должны относится к детским забавам. Мой совет как врача и руководителя службы экстренной помощи – для каждого вида отдыха использовать специально выделенные и оборудованные с учетом всех правил безопасности места. Коробчицкая трасса – это то место, где экстрима достаточно, а риски для здоровья практически исключены. Это подтверждает тот факт, что вызовов скорой помощи оттуда к нам не поступало.
Ольга Неманская, мама троих сыновей разного возраста:
– Когда росли старшие сыновья, сильно не волновалась за их зимние развлечения, кроме лыж, санок и коньков они ничего не знали. На лыжах мальчишки катались в школе на уроках физкультуры, на коньках – на стадионе (бывший «Красное знамя») или в хоккейной коробке на улице Гагарина, на санках таскали друг друга – это было весело и не травмоопасно. Теперь же, с зимними развлечениями – просто одно беспокойство. Младшему сыну 12 лет, самый возраст, когда все хочется попробовать. На днях пришел с распухшим глазом: катался на ледянке с горы на ул.Химиков и при спуске, стоящий внизу мальчик, бросил в него льдиной, угодив в глаз.
А с тюбингами – отдельная тема. Знаю, что это неуправляемое средство, травмоопасное, много случаев, когда пострадали и взрослые и дети. Поэтому в выходной решили поехать в «Коробчицы». Зимние развлечения считаю наиболее опасными видами отдыха. Поэтому считаю, что все эти действия должны контролироваться взрослыми. Хорошо, если школа станет практиковать уроки физкультуры не в зале, а занятия зимними видами на свежем воздухе.