Один из лучших тренеров Беларуси уехал в Казахстан от неурядиц и попал в очень мутный клуб. 21.by

Один из лучших тренеров Беларуси уехал в Казахстан от неурядиц и попал в очень мутный клуб

21.01.2019 19:42 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Александр Седнев в команде с большими проблемами.

Один из лучших тренеров Беларуси уехал в Казахстан от неурядиц и попал в очень мутный клуб
В начале 2018-го у Александра Седнева закончился контракт с «Днепром», но предложение о продлении он не принял, пишет by.tribuna.com. Тренера беспокоила нестабильная финансовая ситуация клуба, а также не выполненные руководством договоренности: специалиста настаивал на выстраивании клубной структуры. Плюс одиозный Валерий Стрельцов, который добавлял сумятицы в дела. Еще раньше тренер работал в Бобруйске, где также хватало приключений. При этом и с «Белшиной», и с «Днепром» тренер демонстрировал приличные результаты.

Расставшись с Могилевом, Седнев отправился в западный Казахстан, город Актобе, где получил должность тренера по физподготовке в местной команде. По меркам Казахстана «Актобе» – крутой клуб. Актюбинцы наряду с «Астаной» и «Иртышем» являются рекордсменами по количеству побед в чемпионате – у всех по пять титулов. Также «красно-белые» четыре раза выигрывали серебряные медали, шесть раз – бронзовые и однажды победили в Кубке Казахстана. Дважды «Актобе» был близок к выходу в группу ЛЕ, но не смог преодолеть раунд плей-офф.

В начале января белоруса повысили до главного тренера. Его предшественник россиянин Владимир Муханов взял паузу из-за проблем со здоровьем.

- Я не могу сказать, что решение мне далось тяжело. Но время сейчас не самое простое. На данный момент существует всем известная проблема – это экономическая. Эта проблема лежит не только на плечах руководителя клуба, на плечах руководителя области, но и на плечах футбольной команды, ну и, в первую очередь, тренерского штаба, – прокомментировал свое назначение Седнев.

В первом интервью в новой должности Седнев сделал акцент на непростых временах для команды. Это действительно так. «Актобе» последние несколько лет живет в скандалах, долгах и вообще на грани банкротства. Белорус снова взялся за проблемный клуб, но, кажется, дела в нем понемногу налаживаются.

Что случилось с «Актобе»?

«Актобе», как и большинство казахстанских клубов, финансируется за счет госбюджета. Ежегодно клуб получал от руководства области около 7 миллионов долларов. Это четвертый-пятый бюджет лиги. 


При этом на протяжении пяти лет «красно-белые» несут огромные убытки. Пик кризиса пришелся на 2016-й, когда инспекция по труду выявила многочисленные нарушения в управлении клубом. К долгам «Актобе» прибавились еще и различные судебные тяжбы. Остановимся на нескольких самых крупных скандалах.
•  С 20
13-го вопреки закону зарплаты футболистов-казахстанцев в «Актобе» были привязаны к курсу доллара, что привело к неуклонному росту гонораров. Из-за курсовой разницы убытки Актюбинской области, финансирующей команду, за 2014-2016 составили около 560 тысяч долларов. Например, экс-форварду солигорского «Шахтера» Сергею Хижниченко, который провел в «Актобе» один сезон, переплатили 142 тысячи долларов. Несколько управлений области подали в суд на футболистов, заработавших больше положенного, чтобы вернуть деньги. Тяжба длилась несколько лет и закончилось отзывом исков со стороны чиновников – они пришли к выводу, что «долги появились из-за неправильного оформления некоторых нормативно-правовых документов» и пообещали лично прийти к консенсусу со спортсменами и их агентами.
• Еще одно нарушение, которое выявила проверка, – незаконное премирование футболистов и сотрудников. На протяжении четырех лет единовременные выплаты без причин повышались и составляли 170-250 процентов от зарплаты. Щедрые вознаграждения руководители клуба объясняли компенсацией за «ежедневные большие нагрузки, высокую травмоопасность профессии, постоянные перелеты и перемены климата». Подарки от клуба получали не только футболисты: дополнительные суммы начислялись физиотерапевту, видеооператору и администратору. Не обделяло руководство и себя. Например, гендиректор Дмитрий Васильев премировал себя на 40 тысяч долларов за выход команды в топ-6. Области такие щедрости стоили 314 тысяч долларов, которые не входили в бюджет.

• Кроме обвинений в коррупции клуб подозревали в договорном матче с «Ордыбасы» (4:4). После сверхрезультативной игры в интернете появилась запись разговора, на которой якобы обсуждалась выручка за нужный исход поединка. Голоса собеседников напоминали Васильева и главного тренера «Ордыбасы» Бахтияра Байсеитова. 

• Естественно, скандалы привели к задержаниям. Главными виновными в деле суд признал гендиректора россиянина Дмитрия Васильева и начальника актюбинского облспорта Искендирбека Маханова. Им инкриминировали превышение служебных полномочий и растрату финансов «Актобе». Функционеров приговорили к восьми и семи годам колонии с конфискаций имущества соответственно. Однако через год суд оправдал Васильева, а его коллеге сократил срок до трех лет. Россиянин пошел в контратаку и отсудил у области около 2 тысяч долларов за моральный ущерб (хотел около 2,6 миллионов) и сейчас требует деньги у клуба, которых лишился из-за судебных разбирательств. Вообще, Васильев в суде вел себя вызывающе: выгонял прокурора, оскорблял минфин Казахстана и действующее руководство «Актобе».

• После Васильева пост гендиректора занял Максат Тюмалиев. Менеджер проработал всего 11 месяцев и был арестован в январе 2017-го. Процесс против Тюмалиева окрестили «делом о футболках»: клуб закупил экипировку 26 тысяч долларов, но ее не получил, а деньги, предположительно, между собой поделили гендиректор и его посредники. Однако через год Тюмалиева тоже оправдали.

• Помимо всех этих скандалов «Актобе» сопровождали разборки с футболистами, которым клуб задолжал еще с 2014-го. Не все были готовы ждать, пока команда выйдет из кризиса. Многие направляли жалобы в ФИФА. Главный футбольный орган в начале 2018-го отреагировал, лишив команду шести очков и наложив запрет на регистрацию игроков. Прошлый сезон актюбинцам пришлось начать дублирующим составом.

– Игроков, кому мы должны, очень много. За 2017 год должны полностью всему составу, включая и весь персонал. За 2016 год долги имеются только перед тренерским штабом и экс-директором команды Дмитрием Васильевым. За 2015 год есть ряд игроков – несколько казахстанцев, человек шесть-семь, и плюс к ним – Айоделе Аделейе и Данило Неко, по которым также есть решение ФИФА. За 2014 год есть решение ПРС по Сергею Ковальчуку. Это те люди, которые только написали в ПРС и обратились в ФИФА. Остальные люди пока ничего не писали, потому что, зная ситуацию в клубе, идут нам навстречу, – говорил новый гендиректор Самат Смаков.

В общем, дела у «Актобе» в момент приезда Седнева были скверные: клубу грозила ликвидация.

– Сейчас руководство Актюбинской области ищет различные выходы из ситуации. Хотя, честно говоря, вижу только один выход – найти спонсоров, людей, которые хотят помочь нашему клубу. Если не найдем спонсоров, то город может остаться без футбольного клуба «Актобе» – он может быть объявлен банкротом, – предупреждал Смаков.

Как дела у «Актобе» сейчас?

К счастью, опасения гендиректора не оправдались. Чтобы выйти из кризиса, власти области решили провести приватизацию. Летом «Актобе» выставили на торги. Любой желающий мог приобрести клуб за примерно 237 тысяч долларов. Однако помимо 100% акций новый хозяин получал «бонусом» все долги клуба, которые нужно погасить. На конец 2017-го они составляли около 3 миллионов долларов.

Спасать «Актобе» вызвался сам гендиректор Самат Смаков. Он не чужой для клуба человек. Большую часть карьеры защитник провел именно в рядах «красно-белых». В начале 2018-го 39-летний футболист специально завершил карьеру, чтобы помочь клубу: сначала в роли менеджера, а теперь еще и хозяина.

– Наверное, это самый интересующий вопрос – откуда у Самата Смакова деньги? Но я отвечу, может быть с иронией: все-таки за 21 год футбольной карьеры я не кукурузу охранял, а работал и зарабатывал. Конечно, не всю сумму нужно будет сразу заплатить, а в течение семи лет, – прокомментировал решение Смаков.

Смаков действительно неплохо зарабатывал. В 2016-м, когда началась вся шумиха вокруг «Актобе», будущий владелец являлся вторым футболистом клуба по зарплате – в месяц зарабатывал 6 млн тенге (около 16 тысяч долларов).

Государство передало экс-футболисту «Актобе» в доверительное управление на семь лет, после которых он сможет продать или окончательно выкупить клуб. По условиям сделки Смакову нужно сохранить клуб и 75% состава, обеспечить участие во всех турнирах и, естественно, погасить долги.

– С приобретением клуба долги полностью легли на нас. Мы поговорили с футболистами, составили предварительный график погашения. Стоит задача – в течение двух лет полностью рассчитаться с долгами, – рассказывает владелец.

В прошлом сезоне, несмотря на все беды, клуб все-таки смог собрать неплохой состав, финишировать четвертым и при этом вовремя платить футболистам. Власти области позитивно оценили то, что клуб немного стабилизировал ситуацию, и на 2019-й снова выделили команде около 5 миллионов долларов. У многих вливание денег из бюджета вызвало недоумение. Но чиновники уверены, что это правильное решение.

– Эти деньги новый хозяин клуба получит от государства на развитие футбола. К этим двум миллиардам тенге новый владелец сможет вложить свои деньги на развитие футбола, – объяснили в управлении финансов Актобе.

С кем будет работать Седнев?

После смены владельца «Актобе» удалось сохранить почти весь прошлогодний состав. Из тех, кто есть в распоряжении у Седнева, в первую очередь, стоит отметить армянского бразильца Маркоса Пиццелли, который настрелял 18 мячей в прошлом сезоне и стал лучшим бомбардиром КПЛ. 34-летний форвард действительно в порядке: он стал лучшим игроком года Армении, оставив позади Генриха Мхитаряна из «Арсенала».
У актюбинцев есть еще несколько крепких легионеров: капитан серб Александар Симчевич, его соотечественник Саша Марьянович и нападающий из Гаити Жан-Эд Морис, который немного побегал за ПСЖ до прихода шейхов.

Главные потери – бразилец Рейналдо, забивший семь мячей в прошлом сезоне, и основной защитник Жамбыл Кукеев. Первый ушел в «Карабах», второй – в «Астану». Еще непонятно будущее хорватского опорника Хрвое Миличивеча, который переехал в «Актобе» из «Пескары» год назад.

Клуб все еще находится в трансферном бане и не может заявлять новых игроков. Тем не менее, тренерский штаб просматривает нескольких потенциальных новичков из казахстанской лиги.

Где играет «Актобе»?

«Актобе» домашние матчи проводит на стадионе «Центральный», который вмещает 12,5 тысяч зрителей и не имеет беговых дорожек. Хоть и построена арена достаточно давно – в 1975 году, – она все равно считается одной из лучших в стране. Объект несколько раз реконструировали. Последний ремонт был в 2016-м, когда обновили газон. Тем не менее, «Актобе» ежегодно сталкивается с проблемой неготовности поля к сезону. Например, прошлой весной из-за поломки системы обогрева покрытие почти месяц не могли привести в порядок. 

Дома «Актобе» традиционно играет очень удачно. В середине нулевых актюбинцы поставили рекорд, который в Казахстане вряд ли удастся повторить: почти пять лет не проигрывали на своем поле во всех турнирах.

В Актобе футбол очень любят. У «красно-белых» лучшая посещаемость в лиге – в среднем 6,3 тысячи болельщиков ходили на игры клуба в прошлом сезоне. Матчи с «Астаной» всегда собирают аншлаги. У актюбенцев есть группировка ультрас «13-й сектор», которая является одной из самых активных в Казахстане. 

Фанаты нередко устраивают довольно яркие перфомансы и даже хулиганят. Например, в 2014-м на домашнем матче Лиги Европы подрались с болельщиками «Легии».





 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика