В чиновники в Беларуси берут на основании заслуг, но без правил
22.01.2019 09:54
—
Разное
|
Доктор социальных наук Татьяна Чулицкая рассказала об интересных аспектах, связанных с государственной службой в Беларуси. Действующий в Беларуси с 2003 года Закон о госслужбе постоянно пересматривается. Исследователи насчитали как минимум 13 его обновлений. — Вместе с тем у нас, как ни странно, нет общего закона о государственном управлении. У нас нигде не закреплены основные базовые принципы, на которых все должно быть построено, — сообщила доктор социальных наук Татьяна Чулицкая во время презентации исследования «Насколько эффективно работают государственные институты в Беларуси и Украине?». Озвученные экспертом выводы исследования, посвященного эффективности работы государства в Беларуси, представил Также эксперт затронула тему количества госслужащих. Она напомнила, что в Беларуси было как минимум две попытки их сокращения, но результаты этих процессов весьма спорны. Остались вопросы по поводу того, сколько было в результате людей сокращено и кого сокращали. При этом Татьяна Чулицкая признала, что все назначения госслужащих в Беларуси де-факто политические. Закон о госслужбе предусматривает набор в ряды госчиновников на основании на основании заслуг, но нет никаких инструментов и правил их определения. Кроме того, решения о принятии на госслужбу субъективны, так как зависят от личных решений глав ведомств. При этом отсутствуют ограничения для личностных решений относительно кандидатов на госслужбу. «Еще один важный момент, связанный с качеством работы госслужащих, заключается в том, что они работают по краткосрочным или среднесрочным контрактам – 2 года или 5 лет. Это тоже снижает возможность независимости государственных служащих», - высказала мнение исследователь. Налогообложение По словам Татьяны Чулицкой, несмотря на нереформированный государственный аппарат, Беларусь имеет эффективную налоговую систему. Собираемые налоги составляют 25% от ВВП страны или 83,2% консолидированного бюджета. В Беларуси существует возможность заплатить налоги онлайн, однако она сопряжена с многочисленными сложностями. При этом эксперт отметила, что по данным Всемирного банка, средняя доля налогов для бизнеса составляет 52,9% от доходов. Инфраструктура Далее исследователь обрисовала ситуацию с инфраструктурой, начав с Белстата. «В Беларуси существует статистическая система, она признается на международном уровне, она достаточно развитая и у нас существует дигитальная система сбора данных», - рассказала Татьяна Чулицкая. Она также отдельно остановилась на вопросах регистрации, обратив внимание, что в стране нет единой системы сбора данных. Разные госорганы имеют разные базы, в результате чего возникают сложности с обменом информации. В Беларуси также хорошо функционирует земельный кадастр и имеется значительная дорожная и транспортная инфраструктура, доставшаяся от СССР в относительно неплохом состоянии. Однако в транспортной сфере имеются проблемы, связанные с ухудшением железных дорог, низкой скоростью железнодорожного и общественного пассажирского транспорта, отсутствием финансовой устойчивости общественного транспорта, который зависит от субсидий. Образование В Беларуси происходили многочисленные изменения школьного образования, но без реального реформирования. Госрасходы на образование в 2017 году составили 4,67% ВВП. В то же время Беларусь имеет высокие количественные показатели образования. Уровень грамотности составляет 99,7%, среднее образование имеют 89,3% населения. Однако, по мнению исследователей, белорусское образование имеет спорные качественные индикаторы. Здравоохранение Белорусское здравоохранение названо приоритетом государственной политики, но в нем с 1990-х годов также отсутствовали значимые реформы. «В Беларуси, в отличие от очень многих стран бывшего СССР, сохранилась универсальная система доступа к услугам здравоохранения. Вместе с тем у нас отсутствует система обязательного медицинского страхования, что делает Беларусь достаточно уникальной в сравнении с соседними странами», - отметила Татьяна Чулицкая. Она также обратила внимание, что в Беларуси сохранилась советская специфика – существование особых или параллельных систем медицинского обслуживания – для милиционеров, военных или госчиносников. В белорусском здравоохранении, как и в образовании, по словам Татьяны Чулицкой, достаточно хорошие количественные показатели, в частности, по ожидаемой продолжительности жизни, по младенческой смертности, По данным критериям Беларусь приближается к странам Западной Европы. Региональное развитие Минск занимает ведущие позиции среди белорусских регионов, хотя в основном они имеют относительно равное экономическое развитие. Главное неравенство существует на внутрирегиональном уровне – проблема города и деревни. Основными источниками экономического роста в регионах являются промышленность, строительство и торговля. Зачастую экономический рост обусловлен сохранением поддержки государством градообразующих предприятий. Существуют также различия в ожидаемой продолжительности жизни. В Минске она выше. Кроме того, имеются различия внутри областей – производственная база концентрируется вокруг больших городов. В результате в 14 из 118 районов Беларуси проживает 39% населения страны. Некоторые выводы Татьяна Чулицкая озвучила определенные выводы, сделанные по итогам исследования эффективности работы государственных институтов в Беларуси. В частности, в Беларуси существует высокая степень централизации и политизации государственной службы. При этом государственная политика разрабатывается Администрацией президента. Некоторые инфраструктурные сервисы и услуги хорошо развиты и существуют в электронном виде (с разной степенью функциональности), что снижает возможность коррупции, но остальные показатели эффективности не так успешны. В стране имеется относительно высокое качество услуг здравоохранения и образования. Региональное неравенство сложно оценить, но оно не слишком большое, а государство гарантирует равный доступ к услугам для населения, несмотря на то, что их качество различается. При этом Татьяна Чулицкая обратила внимание, что при качественной оценке эффективности, в отличии от количественной, возникали многочисленные «но». В целом эксперты признали уровень эффективности госуправления в Беларуси средним. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Доктор социальных наук Татьяна Чулицкая рассказала об интересных аспектах, связанных с государственной службой в Беларуси. |
|