Как белорусские кризисы помогли сделать успешный бизнес. 21.by

Как белорусские кризисы помогли сделать успешный бизнес

08.02.2019 11:04 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Витебский бизнесмен Дмитрий Барсуков говорит, что его не пугают кризисы, так как именно им они помогли ему создать два успешных производственных бизнеса.

У Дмитрия Барсукова две успешные компании: «Новый век» и «Новый век спринг». Первая производит комплектующие для обуви, а вторая - пружины для сельхозмашин. Оба предприятия занимают в своих сегментах значительную часть белорусского и российского рынков. В интервью «Ежедневнику» Дмитрий Барсуков рассказал, как его частные предприятия решають проблему импортозамещения и с какими трудностями при этом сталкиваются.

Как белорусские кризисы помогли сделать успешный бизнес


- Как вы пришли в бизнес?

- По профессии я инженер-обувщик. В советские времена работал на обувном предприятии, руководил меховой фабрикой в Бобруйске. В 90-ые годы семья переехала в Витебск, поближе к родным (я родом с Верхнедвинского района). В то время все комплектующие для производства обуви импортировались в Беларусь из Италии, Турции и Польши. Поэтому по совету тогдашнего гендиректора обувной фабрики «Красный октябрь» Владимира Полещука (авторитетнейшего специалиста обувного производства) решил попробовать организовать бизнес по изготовлению обувных задников, стелек, и подошв. Открыл производство на личные сбережения. Мы первыми в Беларуси стали делать такую продукцию. Поставляли ее на обувные фабрики нашей страны. Постепенно в течение пары лет все предприятия обувной отрасли Беларуси отказались от импорта этих комплектующих, и стали заказывать у нас.

- Почему решили организовать второй производственный бизнес?

- Компания по производству обувных комплектующих успешно поработала 10 лет. Кроме поставок на белорусские предприятия, мы постепенно стали одним из крупнейших по объему поставщиков в России, вытеснив с этого рынка зарубежное сырье.

Но нельзя держать яйца в одной корзине, строя бизнес на небольшом ограниченном ассортименте и малом количестве заказчиков. Резервов для роста не было. Дальше следовало или заниматься выпуском готовой обуви, или же искать что-то другое. Изучали разные варианты. Посоветовавшись с директорами машиностроительных предприятий, решил организовать выпуск пружин в качестве комплектующих для сельхозмашин, так как в них была потребность в стране. Это тоже было импортозамещение. На базе компании «Новый век» была организована дочерняя фирма «Новый век спринг». Начали с покупки пары бэушных станков, на арендных площадях завода «Эвистор» сделали пилотное производство. Примерно через 2 года, когда уже поняли, что заказы стабильно будут, организовали самостоятельное юрлицо. Выкупили часть бывших помещений мехового комбината. Сделали ремонт, перевезли станки с «Эвистора», развернули масштабную работу.

- Насколько знаю, при создании обоих предприятий вы пользовались господдержкой. Не будь ее, удавалось бы организовать успешную работу?

- Не было бы этой поддержки, взяли б кредит. И в одном и в другом случае получали небольшие беспроцентные субсидии горисполкома на создание новых рабочих мест. Мы выполнили все условия программ поддержки, своевременно вернули деньги.

- Наверняка, экономические кризисы в Беларуси и России осложняли работу ваших предприятий, особенно, в годы становления?

- Я считаю, что экономические кризисы - это самое удобное время для завоевания рынка. Да, в такие моменты тяжело. Но более слабым еще хуже. Они сдаются, освобождая простор для тех, кто ищет пути выхода в сложной экономической ситуации. В кризисные времена мы резко продвигались вперед. Взять, например, валютный кризис 2008 года. До этого госпредприятия имели достаточно валюты. Покупали без проблем импортные комплектующие. А к белорусским частным производителям относились с недоверием. После кризиса ситуация резко изменилась. При дефиците и дороговизне валюты все стали покупать импортозамещающую продукцию. Крупные госпредприятия стали работать с нами, убедились в качестве наших изделий. И они до сих пор остаются нашими партнерами, на импорт уже не смотрят.

Аналогичная ситуация получилась, когда в России обваливался курс рубля в 2014-2015 годах. Многие предприятия этой страны, с которые прежде мы не сотрудничали, сразу повернулись к нам. Комплектующие для сельхозмашин мы им продавали за российские рубли. И тоже нашли долговременных партнеров. Хотя, конечно, экономический кризис плохо и для нас. Ведь сырье для своей продукции тоже покупаем за валюту, и ее было сложно заработать.

- Почему вы вынуждены закупать импортное сырье для производства пружин?

- Единственный белорусский завод по изготовлению стали (БМЗ) выпускает пружинную проволоку максимальным диаметром 5,6 миллиметров, она тонкая. Отечественная проволока вполне качественная, и недорогая. Если из нее делать наши комплектующие для сельхозмашин, продукция тоже будет конкурентной. Но, к сожалению, больших диметров проволоку на БМЗ не выпускают. Поэтому мы используем только 10% белорусской проволоки в общем объеме сырья. Ведь нам нужна проволока больших диаметров - до 16 мм. Поэтому берем сырье у ведущих мировых производителей – в Германии, Италии. Также закупаем в России. Причем, доля российского сырья у нас сокращается, так как там цены выше, чем в Европе.

- За счет чего ваши предприятия успешно конкурируют на белорусском и российском рынке с другими производителями?

- Мы используем высокоэффективное оборудование, много инвестируем в его покупку. Оптимизируем технологию производства. Например, два года назад купили станок мультиформер-автомат. Он выполняет сразу 10 операций. На наших производствах за десятилетия отработаны высокоэффективные технологии, выбраны лучшие поставщики сырья. Разумеется, большое значение имеет профессионализм сотрудников. У нас многофункциональные кадры, которые долго непрерывно работают на предприятии. Причем, как рабочие на станках, так и ИТР. Сейчас у нас много оборудования компьютеризированного. Поэтому даже на рабочие специальности стараемся брать специалистов с высшим образованием, пригласили двоих даже после вузовской магистратуры. Мы всегда идем навстречу заказчику. Если надо можем изготовить и поставить продукцию в максимально короткое время. У нас на все виды продукции есть необходимый запас сырья. При этом заказчики имеют право на производственный аудит. При необходимости показываем наше производство, за исключением, того, что составляет коммерческую тайну.

- Почему у ваших предприятий нет поставок продукции в страны дальнего зарубежья?

- Обувные компоненты пробовали поставлять. Но безуспешно. В Европе все заполонили недорогие китайские изделия. Там даже свои аналогичные фабрики, к примеру, в Италии и Польше закрылись или не знают, как найти заказы. Что касается, пружинной продукции, посещаем выставки в Европе, нас знают. Сейчас стоит задача начать поставки комплектующих элементов для сельхозмашин в европейские страны. Хотя, может, нас туда и не пустят. Между прочим, мы потеснили многих европейских производителей пружинной продукции с российского рынка.

- Какой ваш бизнес более прибылен?

- По производству пружинной продукции. В обувном меньше объемы, более узкий рынок, гораздо сильней конкуренция, и негде расширяться. В дальнее зарубежье нас не пускают, в России обувных фабрик очень мало, а в Беларуси мы всех обеспечиваем. Зато с пружинами мы можем увеличивать объемы на российском рынке. Там много пространства для роста. Кроме того, в прошлом году начали поставки пружинной продукции в Украину.

- Реально ли, на ваш взгляд, полностью собрать белорусскую обувь или сельхозтехнику из отечественных комплектующих?

- Думаю, нет. Существует же международное разделение труда. Предприятия конкретных государств доминируют в отдельных направлениях и отраслях. Есть передовые технические решения в мире. Чтобы продукция получилась конкурентоспособной надо их использовать. Все комплектующие в одной стране сложно произвести, и нет смысла.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь в бизнесе?

- Главная проблема - низкая договорная дисциплина и дебиторская задолженность заказчиков. Задерживают оплату обычно на 30-90 дней, бывает, до полугода. Происходят разные ситуации с задержками платежей. До судов стараемся дело не доводить, пытаемся договариваться насчет форм расчетов. Например, у одного бобруйского госпредприятия мы вынуждены были взять продукцию – сельскохозяйственные машины в качестве оплаты. А когда не хватает оборотных средств, пользуемся кредитными программами банков. На обувном производстве это приходится делать чаще, там партнеры регулярно оттягивают сроки оплаты. А вообще этот вирус безответственности и необязательности в нашей стране уже почти на грани эпидемии: договор мало значит.

- Что вы имеете в виду?

- Увы, несвоевременность расчетов принято считать обыденным делом. Это особенно характерно для государственных организаций. Руководители некоторых госпредприятий ставят подпись на договоре, дают обещания по телефону и при встрече, а затем, не держат свои слова. Не заплатили одному, тот вовремя не рассчитается с другим, и далее по цепочке. В результате вирус неплатежей пронизывает всю экономику Беларуси. Сейчас уже в правительстве поняли порочность такой ситуации. Говорят, что надо урезать господдержку предприятиям, которые не своевременно исполняют свои обязательства. Наверное, надо время на оздоровление экономики.

- Почему, на ваш взгляд, в Беларуси бизнесом занимаются в основном одни мужчины, а вот в управлениях экономики исполкомов - одни женщины? Помогает ли вам как-то, что в экономических структурах госорганов, в основном, представительницы слабого пола?

- Дамы во многом превосходят мужчин в аккуратности, начиная от внешней до управленческой. Еще - по ответственности, обязательности. При этом женщина больше времени уделяет семейной составляющей, она уходит в декретный отпуск. На карьеру у нее меньше времени, чем у мужчин. Но управленцев хороших среди женщин много.

 
Теги: Курсы валют, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Витебский бизнесмен говорит, что его не пугают кризисы, так как именно им они помогли ему создать два успешных производственных бизнеса.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика