Мясникович рассказал о белорусско-польских отношениях накануне визита в Варшаву
12.02.2019
—
Разное
|
«Беларуси и Польше необходимы более тесные контакты, чтобы строить доверие и развивать сотрудничество», – отметил Михаил Мясникович, председатель Совета Республики, накануне своего визита в Польшу. 13 февраля он проведет переговоры с президентом Польши Анджеем Дудой и премьер-министром Матеушем Моравецким. Михаил Мясникович обещает «положительное решение» о принятии первоклассников в польскую школу в Волковыске. В то же время он утверждает, что нет никаких проблем с преподаванием польского языка – хотя много событий за последние несколько месяцев демонстрируют обратное. Михаил Мясникович:– Мы в Минске считаем, что коммуникация между Беларусью и Польшей на уровне правительства, парламента очень низкая. Хотим узнать, какое мнение на этот счет у польской стороны. У нас есть много общего – история, корни.
– Одно из основных направлений этого сотрудничества – экономические вопросы.– В Беларуси работают 3300 совместных со странами ЕС предприятий, а вот компаний с польским капиталом только 339. Я думаю, что это ненормально. С января до сентября 2018 года иностранные инвестиции в Беларусь составили $ 7,7 миллиардов, из этой цифры польский капитал – $ 342,1 миллиона. Разве что-то мешает присутствию польского бизнеса в Беларуси? Надо об этом говорить. – Бизнес говорит о потенциальном риске, отсутствии благоприятного инвестиционного климата в Беларуси.– Польским компаниям нечего бояться. Наши экономические законы соответствуют международным стандартам. Кроме того, мы готовы, если это выгодно для обеих сторон, принимать индивидуальные меры в конкретных случаях. Беларусь хочет привлечь новые иностранные инвестиции, создавать новые совместные компании. Условия для работы фирм у нас одинаковы для всех, независимо от формы собственности или страны происхождения. – В какие сферы может инвестировать Польша?– Во все. Это также касается и приобретения недвижимости, которая принадлежит государству.
К нам приезжают инвесторы из разных стран, например, из Азии, из Индии. И они совсем другие по ментальности, менталитету, но и это им вообще не мешает. Польских компаний могло бы быть больше. – Для Польши в двусторонних отношениях очень важен вопрос о состоянии меньшинств. Есть жалобы на проблемы, в том числе помехи в организации мероприятий (регулярные отказы в аренде помещения) или проблемы с доступом к образованию на польском языке. Речь идет о том, что не всех желающих детей принимают в первый класс в польских школах. В прошлом году, несмотря на препятствия, в конце концов были приняты все желающие в Гродно, но в Волковыске – нет.– Там нет никаких проблем. Тысячи граждан Беларуси изучают польский язык и беспрепятственно общаются с друзьями в Польше. Пожалуйста, приезжайте и посмотрите. – Власти в Минске говорят, что проблемы с польскими школами должны решиться на местном уровне, но это не удается. Белорусская сторона знает, что это очень важная тема для Варшавы и заявляет о готовности повысить доверие в отношениях, так почему бы просто не принять всех желающих в школу?– Это действительно для Варшавы такой важный вопрос? В прошлом году в Волковыске не было возможности создания еще одного класса просто по техническим причинам.
Но несмотря на все, вопрос о создании еще одного первого класса в Волковыске в будущем учебном году положительно решен – если, конечно, будут готовы первоклассники. При этом, когда встал вопрос третьего первого класса в Гродно, то этот вопрос решили местные власти. Такие вещи не должны требовать участия «высшей инстанции». – И поэтому есть надежда, что в этом году такая ситуация в Волковыске не повторится?– Уверяю вас, что мы тщательно подойдем к этому вопросу.
Частично решить эти проблемы удалось благодаря образовательному соглашению, но мы должны работать и в других направлениях. В рамках своего визита в Польшу будет подписано соглашение о социальном обеспечении. В условиях активной миграции в поисках работы это важный документ как для поляков, так и белорусов. Сегодня в Польше около 50 тысяч человек считают себя белорусами, но 10 лет назад в Польше около 400 тысяч считали себя белорусами. У нас поляки – граждане Беларуси могут сделать карьеру в различных областях. Мы не разделяем людей по национальности или религии. Беларусь – страна равных возможностей. – Но есть проблемы с образованием на польском языке.– Нет такой проблемы и не будет. Работа польских школ финансируется за счет средств налогоплательщиков, а дети, которые там учатся, потом часто уезжают в Польшу. Мы не хотим это рассматривать как целенаправленную миграционную политику. Вероятно, что Польша имеет сегодня проблемы с человеческими ресурсами. В 2017 году Польша, по нашим данным, выдала 34 тысячи рабочих виз. Для нас важно, чтобы белорусы имели такие же условия, как и поляки. – Граждане вашей страны могут заработать в Польше больше, чем в Беларуси – это причина миграции.
Мы хотим, чтобы между нами были добрососедские отношения, а власти и общество принимали меры, выгодные для обеих сторон. – Польшу и Беларусь объединяют общие интересы?– Польша и Беларусь могли бы стать связными между ЕврАзЭС и ЕС. Мы не входим в Европейский Союз, но хотим более тесного сотрудничества. Мы понимаем, что Польша руководствуется интересами ЕС, имеет там и обязанности. Беларусь также часть интеграции. Но я хочу подчеркнуть: в своих решениях мы полностью суверенны. – Россия позволит Беларуси сближаться с Польшей, с ЕС?– Если просмотреть статьи Владимира Путина за 2011 год, то озвучивалось, что план в перспективе – сближение ЕврАзЭС и ЕС. – С тех пор многое изменилось. За последние семь лет произошла аннексия Крыма, война в Донбассе, в Сирии. Как Беларусь планирует строить свои отношения с Западом, с ЕС, с Польшей?– Мы никогда не дружим «против кого-то». Наш президент, правительство, парламент в первую очередь исходят из того, что должны думать о своей стране и работать на благо народа. – Насколько Польша важна для отношений Минска с ЕС? В Беларуси из уст некоторых политиков и экспертов звучит, что главную роль играет Германия и Франция.
– Вы пригласите президента Анджея Дуду в Беларусь?– У меня нет таких полномочий. Но если такая встреча состоится, то она должна быть очень хорошо подготовлена. – С 2015 года мы говорим о нормализации отношений между Беларусью и ЕС как в целом, так и с отдельными странами союза. Какова основная причина этого процесса: экономика, геополитика?– Беларусь последовательно проводит политику многовекторности с 1994-го. Да, можно говорить и об определенных этапах, а после 2015 года наши отношения с ЕС действительно улучшились, и мы считаем, что этот процесс должен расширяться. Вацлав Гавел сказал, что двери в европейском доме должны быть открыты, чтобы приглашать войти тех, кто не является его жителем. Наш стратегический партнер – Россия. Мы это ценим и укрепляем нашу дружбу и сотрудничество. У нас прекрасные отношения с Китаем, с рядом других стран. Мы рассчитываем исключительно на себя и никоим образом не будем торговать суверенитетом и независимостью, поэтому не берем на себя каких-либо обязательств, которые могли бы повлиять на нашу государственность.
– Кроме Варшавы, вы посетите Белосток. Вы планируете встречу с диаспорой? Там вы можете получить полную информацию о том, как белорусы живут в Польше.– Я никогда не был в Белостоке. Эта встреча будет иметь исключительно личный характер, а не политический. Мы уважаем решение польских властей. Они – ваш суверенный закон. PJ, Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Беларуси и Польше необходимы более тесные контакты, чтобы строить доверие и развивать сотрудничество», – отметил Михаил...
|
|