Как спасти белорусскую литературу от вымирания
12.02.2019 14:22
—
Разное
|
Кирилл Стаселько. Фото из архива писателя
Кирилл Стаселько родился в Борисове, где окончил школу. Выпускник Факультета философии и социальных наук БГУ по специальности «Социология» (2013, а после окончил и магистратуру в 2014 году), по этой же специальности окончил институт подготовки научных кадров Академии наук и аспирантуру (2017). Работает научным сотрудником в Академии наук. Сфера интересов — социология культуры, например, мониторинг того, как часто люди читают, на каком языке и каким факторам отдают предпочтение и пр. — исследование читательской аудиории; а также исследует поле производства литературы: писателей, издательства, творческие союзы и премии. Руководит проектом Infographer.by, социологической лабораторией «Тренды» и является директором ЧИИУ «Агентство информационных технологий “Буцефал”», которое занимается исследовательской и информационной деятельностью. Состояние рынка белорусской литературы — Кирилл, расскажите, кто читает белорусскую литературу, исходя из ваших исследований? — Ситуация в Беларуси специфическая и не самая радужная. На то есть ряд причин. Одна из них — отсутствие инфраструктуры, которая необходима для литературы как для рынка (освещение в СМИ, информационные каналы). Нет устоявшегося поля критики, развитой дистрибьюторской сети… Да, белорусские издательства «Логвінаў», «Галіяфы», «Кнігазбор» продают книги в своих магазинах, обмениваются. Сейчас книги этих издательств попадают и в сеть «Белкнига», но этого все равно мало. Например, библиотеки их не закупают, в лотках «БелСоюзПечати» их нет. Около 90% книжного рынка Беларуси — российская продукция. В России больше тиражи, а значит ниже себестоимость. Плюс господдержка в ценах на сырье и с налогами. Поэтому книга в РФ в твердом переплете может стоить дешевле, чем белорусская в мягком. Плюс в связи с ситуацией в Украине значительная часть книжных потоков была перенаправлена в Беларусь. Белорусские издательства от этого страдают. Для читателя тоже есть ряд препон. Во-первых, белорусские книги оказываются дороже. Во-вторых, люди слабо знакомы с белорусскими авторами и издательствами. В-третьих, доступность: в регионе не всегда есть возможность купить книгу. Литературных премий, которых на западе сотни и тысячи, в Беларуси — несколько десятков. Многие из них очень закрытые: не совсем понятно, как они функционируют, как там вручаются премии… Если премия Гедройца пробует работать современно, создавать события для публичного пространства — отбор жюри, формирование лонг- и шорт-листов, хороший денежный приз — то большинство других премий не интересны для читателей. А ведь премия — способ не только вознаградить автора, но и привлечь внимание к его личности и творчеству. В Беларуси премии пока что не выполняют эту функцию. — Что же делать? — Государство может ослабить налоги, поддерживать деньгами или льготами литературу и творческие объединения (не исключительно государственные, но также и негосударственные). Нужны премии в новом формате. Открытые, прозрачные, престижные и интересные аудитории. Освещение в государственных СМИ, газетах и ТВ, тоже помогло бы развитию современной белорусской литературы. Со стороны издательств — нужно раскручивать литературу как коммерческий продукт, а не какой-то музейный артефакт, чистое искусство. Необходимо все-таки немного переформатироваться под рыночные условия и современные технологии. Три книги Кирилла Стаселько — Какая аудитория у ваших книг? — Сложно ответить, потому что книги продаются много где. И в государственных магазинах, и в коммерческих, и через интернет. Но я провожу разные конкурсы и акции — пытаюсь отслеживать таким образом. Однако это не очень объективный показатель. По моим наблюдениям, это чаще люди 25-35 лет. И белорусскоязычные, и русскоязычные. Но обычно это те люди, которые ориентируются в культурных тенденциях Беларуси. — Расскажите о своих книгах. — Первая книга « Вторая книга вышла в 2016 году. Это роман « Третья книга «Дзевяць жыццяў Віта Морэ» сейчас готовится к изданию: я собираю на нее средства через краудфандинговую платформу « Есть и электронные продажи, но их число назвать затрудняюсь. Печатных больше. В среднем тиражи 300-500 книг. Если тысяча экземпляров — это уже достаточно хороший показатель. Госзаказ может дать и большую цифру: 2-3 тысячи. Как продвигать свое творчество — Как издается книга? Если вы молодой белорусский писатель, что делать? — Написать книгу — это, конечно, далеко не вся работа. Нужно выбрать издательство. Посмотреть, кто готов помогать, а с кем придется издавать за свой счет. Бывают гранты. Также стоит обратить внимание на то, как издательство работает с текстом (корректура, редактура, оформление) и как продвигает. И даже после издания работа для автора не заканчивается. Желательно самому заниматься продвижением книги. Это не только классические презентации и работа с литературными критиками, но и попытка найти другие форматы, которые могли бы быть интересны широкой аудитории. Я издавал частично за свои средства. При издании первой книги помогла финансовая премия «Дэбют» имени Максима Богдановича (1000 рублей), поэтому книга для меня сразу же и окупилась. Во второй раз я оставил за собой авторские права, чтобы контролировать процесс издания, переизданий и продаж. Как показал результат, это было правильным решением. Книга тоже окупилась. Надо сказать, если книга окупается в Беларуси — это хороший исход. А если что-то еще и приносит — это вообще здорово. Но обычно прибыль небольшая. Можно ли зарабатывать на литературе в Беларуси? Я бы сказал, что пока что нельзя. Потому что прибыль обычно идет на продвижение: я тратился на печать плакатов и наклеек, на поездки с презентациями… В продвижении хорошо помогают нестандартные решения. Например, «Marginalis» попал в А еще я предложил литературный квест-конкурс. В связи с тем, что роман не имеет классической структуры — главного героя, времени и места действия, как это обычно бывает — я предложил читателям угадать, кто мог бы претендовать на роль главного героя романа. И именем того читателя, кто первый догадается, я пообещал назвать персонажа в другой своей книге. Это и игра с текстом, и коммуникация с читателями. Опять же, инфоповод. В своей последней книге, на которую сейчас собираю средства, я — Кто-нибудь обратился с такой просьбой? — Нет, я думаю, люди понимают, что это фан. — Но вы бы согласились изменить имя героя, если бы вам предложили? — Нет, это лишь прием для оживления продвижения книги. Еще хороший пример продвижения — когда известные белорусы публиковали фото или селфи с моей книгой в соцсетях. Участвовали певец Алексей Хлестов, блогерша Анна Бонд, телеведущий Антон Мартыненко, композитор Эдуард Ханок, кандидатка в президенты Татьяна Короткевич… Много известных людей, известных аудиории, которая интересуется белорусской культурой. Это также возможность выйти на новую аудиторию. Еще один вариант — создание инфраструктуры вокруг произведения. Например, я Само собой, я вел работу и розыгрыши в соцсетях, работал с блогерами. На фоне таких активностей традиционные презентации — унылая вещь. Но и от них не стоит отказываться. Я презентовал «Marginalis» даже за границей: дважды в Вильнюсе, по одной презентаціі в Варшаве и Будапеште. Книга на белорусском, и презентации были для белорусов зарубежья. — А как строится работа с блогерами и критиками? — Издательство или сам автор могут обращаться в тематические издательства или СМИ, где могут публиковаться рецензии. При личном знакомстве можно обращаться к конкретным критикам. Это классический вариант. Неклассический подход — работа с блогерами, лидерами мнений. Хотя они не профессионалы, но они любят читать, и есть много людей, которым интересно их мнение. В данный момент для этого больше всего подходит Instagram. — С каким количеством блогеров вы взаимодействуете? — Если суммировать критиков и блогеров, то около 15-20 с преобладаем последних. Хорошо, что две эти категории рецензентов обращаются к разным аудиориям. — И какие отзывы? — В 90% случаев отзывы на мое творчество положительные. Относительно критиков нельзя, правда, сказать однозначно: они скорее не размышляют в категориях «хорошо — плохо» или «понравилось — не понравилось», а анализируют текст со всех сторон. Интересная реакция была на «Marginalis»: или выраженно положительная, или резко отрицательная. Я связываю это с тем, что текст неклассический, я его задумывал скорее как эксперимент — не все могут усвоить такой формат. — Кто вам нравится из коллег, белорусских писателей? — Стараюсь не рассуждать в категориях «любимый / не любимый». Стараюсь знакомиться и читать разное. Отмечу также, что круг моих литературных интересов гораздо шире белорусской художественной литературы и художественной литературы вообще. Поэтому затрудняюсь даже называть сейчас имена. — Как насчет Виктора Мартиновича, например? Который тоже по-современному продвигает свое творчество. — С точки зрения информационной работы на слуху, да, Мартинович и Бахаревич. Еще я бы выделил Сашу Романову, которая Еще один пример хорошего маркетинга — издание книг Алексиевич в белорусскоязычной версии. Такой маркетинг стоит активнее использовать: тогда книги начнут лучше продаваться, станут более известными, увеличатся тиражи. «Писательство приносит удовольствие» — Хотели ли вы в детстве стать писателем? — Нет. Сочинениями я не выделялся. — А когда пришло это решение? — Когда я в 16 лет попробовал свои силы в написании текстов в журналистской студии в борисовской городской газете «Адзінства», в которой они и публиковались. Потом работал с разными форматами текстов: художественными, публицистическими, научными… Повторюсь, художественная литература — не единственное поле моей деятельности. Мне вообще не близка идея одной профессии на всю жизнь, профессии-призвания. Тот же нобелиант Сартр был академическим преподавателем, философом и писателем. Фуко помимо писательства занимался общественной деятельностью. Эти люди не замыкались, не закрывались в какой-то одной сфере. Фуко приводил такой пример интеллектуала. Если физик занимается разработкой ядерной бомбы и критикует ее с технической стороны, он не является интеллектуалом: это просто физик-специалист. А вот когда физик выходит за рамки своих компетенций и критикует бомбу за то, что она убивает людей — затрагивает гуманитарные, ценностные аспекты — тогда он становится интеллектуалом. — В чем ваша мотивация, чтобы быть писателем? Почему вам нравится заниматься литературой? — Во-первых, это приносит мне удовольствие. Во-вторых, это способ решения вопросов, которые ставит передо мной жизнь. В-третьих, литературная деятельность помогает расширить поле коммуникации с другими людьми… Есть много плюшек. — В чем состоит это удовольствие и эти вопросы? — Эмоциональное, интеллектуальное, от придумывания, создания внутреннего мира или ситуаций, в которых можно побыть… А вопросы — как бы я сам повел себя в подобной ситуации? что бы я выбрал? в чем я отличаюсь от других? — Одни говорят, что научиться писать нельзя. Другие — что письмо есть ремесло и его может освоить любой человек… — Если смотреть на писательство как на дело всей жизни и призвание, то писателем нужно родиться: как ни стремись — вершин не достигнешь. Но у меня позиция другая. Я считаю, что человек может всему научиться. Эдисон говорил, что гениальность — только на 10% талант и на 90% работа. Даже те 10% таланта, если их не развивать, они потеряются. И их легко перекроет более старательный конкурент. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Писатель и исследователь белорусской литературы - о дерзком продвижении и литературном рынке. |
|