А вам приходили эти странные SMS-ки? Такси по городу 2,5 рубля, буквально через сутки — по два рубля, еще через какое-то время — от одного рубля до километра. Что-то странное происходит, подумали мы, и решили разобраться.
Не так давно Дзержинск именовали ничуть не меньше, чем рекламной столицей Беларуси — количество рекламных изданий на квадратный метр города зашкаливало. Неужели и с такси случилась нечто подобное? Или дело в чем-то другом?
К тому же давненько хотелось сделать материал про такси и таксистов города Дзержинска, поэтому мы написали владельцу службы GOLD TAXI Марчуку Максиму, и он любезно согласился ответить на все вопросы.
— Сколько, получается, уже GOLD TAXI? Пару лет?
— Ну, вообще номерам этим уже больше — лет семь. Ребрендинг GOLD TAXI я сделал буквально полгода назад. Раньше как такового не было названия, было просто такси Дзержинска.
— А с чем связано, что ты решил все это брендировать?
— Потому что я еще в Фаниполе открыл службу, надо было как-то все объединить под один бренд.
— Давай все-таки откатимся немного. Как это все начиналось? Когда ты пришел на этот рынок?
— Вообще я изначально пришел как таксист, ипэшник. Открыл ИП и сам работал как водитель. Естественно, познакомился с другими водителями.
— Ты работал-работал и…
— Первую службу, вот эти мои номера, на самом деле открыл нынешний владелец «Командира». Но потом, не знаю в связи с чем, не вдавался в подробности, он решил эти номера продать. И вот мы на троих сложились и купили их.
— И почем? Если не секрет.
— На то время три тысячи долларов. По тысяче каждый. Грубо говоря, три руководителя получилось, плюс сами, естественно, ездили и работали. На то время у нас работало около 12 экипажей.
— А кто из тех, кто работал с тобой параллельно, скажем так, поддержал тему?
— Из ипэшников больше никто к нам не пошел, мы всех набрали новых. Когда нынешний директор «Командира» открыл эти номера, «шестерки», я сам плевался и смеялся, мол, не взлетит у нас это все. Шутки, хи-хи, ха-ха, а потом мы видим — у нас заказы стали пропадать. У каждого жителя Дзержинска на тот момент была целая куча номеров таксистов. Потому что один работает только днем, второй — только ночью, а третий вообще, как хочет, так и работает.
— Значит, вы работали втроем? Я имею в виду, три руководителя.
— Да, но потом на рынок вернулся «Командир», и в городе появилось две службы. Настала конкуренция.
— Денег сразу стало меньше?
— Постепенно. Конкуренция есть конкуренция. Даже если цена одна и та же, все равно многие захотят попробовать, а что это за новое такси такое. Поскольку у владельца «Командир» финансы позволяют он «выстрелил» быстро. А потом начал прыгать по городам — Барановичи, Лида, Солигорск, в Минск залез.
— А что с твоими компаньонами? До сих пор втроем?
— Нет, я уже давно один. Начали немного конфликтовать, так всегда бывает, когда больше одного начальника. В итоге один ушел и открыл свою службу — «Комфорт», а потом и второй тоже. Ну а дальше настали тяжелые времена, потому что «Командир» разросся не слабо. Это было в 14-ом году, тогда только-только началась тема с арендой авто и экипажем. Я посмотрел, что так проще, гораздо быстрее и начал работать.
То есть, по сути, мы сдаем в аренду автомобиль с водителей, а ты уже решаешь, куда ему ехать. У нас кассовые аппараты стоят, но это не таксометр. Не обязательно обклеивать всю машину, это уже по желанию. Плафон не обязательно. Путевой лист, предрейсовый осмотр врача, механик, кассовый аппарат, все через налоговую, чеки опять же прилагаются. В общем, работа шла потихоньку.
— И тут недавно нас начали бомбардировать этими SMS-ками: по 2,5 рубля, по 2 рубля, в конце концов — по 1 рублю. Мы все ждали, когда придет SMS, где нам будут доплачивать за поездку.
— Ну, «Командир» долгое время в Минске занимался, а тут, не знаю, с чем это связано — то ли ностальгия, то ли еще чего — решил в Дзержинске все под себя подмять. Первый раз опустил цены, сделал 2,5 рубля. Мы тоже собрались и решили опустить до 2-х с половиной рублей. «Комфорт» тоже попробовал опустить, но что-то пошло не так и теперь «Комфорт» принадлежит «Командиру».
То есть сейчас, по сути, остались только GOLD TAXI и «Командир». Он сбросил до двух рублей, а потом и совсем — 1 рубль. Но есть нюанс — все это от одного рубля до километра, а последующие — по 50 копеек, то есть получается 3 километра все те же 2 рубля. Просто «утка», все люди увидели, что рубль и потеряли дар речи. Но постепенно поняли, что рубль — это филькина грамота.
Лейтмотив такой — и «Командир» этого никогда не скрывал — чтобы в городе остался один перевозчик, и, соответственно, чтобы я продал ему свои номера. А потом «Командир» наберет еще машин и поставит каких-нибудь 4 рубля по городу. А что, конкуренции нет, будет ездить и зарабатывать.
— Ну, хорошо, он откровенно демпингует, у него есть ресурс, а ты потянешь такие затраты? Все-таки было три рубля, стало два, по карману бьет.
— У нас не просто служба — водители и сотрудники. У нас, можно сказать, одна большая семья. Мы собрались, я говорю, мол, так и так, ребята, надо двигаться тоже по цене, вы же сами понимаете, какими бы хорошими мы не были, народ пойдет туда, где дешевле. И мне дружно ответили — да, конечно, без вопросов, будем двигаться. «Командир» рассчитывал, что мы закроемся. А мы работаем. У меня 21 водитель и никто не ушел. Все настроены оптимистически.
Оптимистический настрой — это хорошо. В общем-то, 2 рубля по городу — тоже неплохо. Хотя, если честно, и 3 рубля, на наш взгляд, было вполне подъемной и честной ценой. А вот по поводу монополизма, конечно, все это весьма сомнительно. По сути, в отсутствие конкуренции монополист может себе позволить многое, и, мы вас уверяем, он позволит, это просто вопрос времени.
Мы никого не призываем пользоваться службами GOLD TAXI или «КОМАНДИР», мы вообще за то, чтобы люди ходили пешочком — так для здоровья полезней. Мы просто предлагаем задуматься — прочитать вот это все, взвесить, прикинуть, поразмыслить и прийти к определенным выводам. Ну, и, разумеется, поделиться ими в комментариях в нашей группе «ВК».