Что мешает белорусским предприятиям выйти на европейский рынок?. 21.by

Что мешает белорусским предприятиям выйти на европейский рынок?

13.05.2019 09:54 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вступление Беларуси в ВТО не поможет отечественным предприятиям снизить пошлины при вхождении на европейский рынок. Это может случиться, если Беларусь станет членом Евросоюза или подпишет соглашение об ассоциированном членстве с ЕС. Ни один, ни второй вариант белорусские власти сейчас не рассматривают.

Что мешает белорусским предприятиям выйти на европейский рынок?
Беларусь соседствует с европейским рынком, и белорусские чиновники прекрасно знают, насколько это выгодный рынок, пишет "БелРынок".

«Если у нас дебиторская задолженность на Востоке большая, то со странами ЕС ее практически нет. Так что если мы разовьем и увеличим наш экспорт в ЕС хотя бы на 20-30%, это будут надежные поставки с обеспечением страны валютой», — подчеркнул директор Национального центра маркетинга Валерий Садохо в кулуарах семинара-конференции «Экспорт в ЕС продукции концерна «Белнефтехим» в конце апреля.

Около половины белорусского экспорта в Европу – продукция «нефтянки»
Правительство Беларуси несколько лет назад расставило экспортные приоритеты следующим образом: нужно избавиться от монозависимости от одного рынка сбыта и добиться равного распределения экспорта между ЕС, ЕАЭС и третьими странами.

Пока эту задачу решить не получается. Хотя, если исходить из данных статистики, движение в нужном направлении обозначилось.

Согласно статданным, белорусский экспорт товаров в 2018 году вырос на 4,5 млрд. долларов до 33,7 млрд. долларов, что на 15,3% больше, чем за 2017 год. Больше всего он увеличился в страны ЕС — на 2,3 млрд. долларов. В то же время в страны ЕАЭС экспорт возрос на 0,2 млрд. долларов, региона «дальней дуги» и иные страны — на 1,9 млрд. долларов. При этом доля ЕАЭС в общем объеме экспорта составила 41,2% (против 46,7% в 2017 году), ЕС — 30,2% (26,8%), прочих стран — 28,6% (26,5%).

Сальдо торговли с Евросоюзом улучшилось с 1,2 млрд. долларов в 2017 году до 3 млрд. долларов в 2018 году. Белорусский экспорт в страны ЕС вырос на 29,9%, тогда как импорт из ЕС — всего на 7,4%.

Однако повода бить в фанфары нет. В прошлом году белорусский экспорт в ЕС вырос преимущественно за счет сырьевых материалов – нефти, нефтепродуктов, калийных удобрений и т. д. Изменилась ценовая конъюнктура в лучшую для нас сторону, выросли и стоимостные объемы белорусского экспорта.

Постоянный представитель Беларуси при ЕС Александр Михневич в ходе семинара-конференции красноречиво проиллюстрировал ситуацию с поставками белорусской продукции на европейский рынок. По его словам, сейчас около 45% белорусского экспорта в ЕС — это «нефтянка» и продукты нефтепереработки. Еще 0,5 млрд. долларов – продукция предприятий нефтехимии. Это совсем немного, учитывая, что импорт ЕС по этим же позициям составляет около 20 млрд. долларов в год, а эту продукцию на европейский рынок поставляют компании стран далеко не первой десятки, а по своему экономическому потенциалу схожие с Беларусью. А ведь правительство нацеливает белорусские предприятия на увеличение экспорта в ЕС продукции с более глубокой степенью переработки.

«Очень волнует нас, например, ситуация с «Белшиной», — по шинам у нас минимально возможный экспорт в ЕС», — отметил А. Михневич. Хотя внешне все выглядит вроде бы хорошо: по статистике, экспорт шин из Беларуси в стоимостном выражении составляет 32 млн. евро. Но белорусских шин в ЕС поставлено всего на 6 млн. евро, поставки шин еще на 26 млн. евро – это реэкспорт. Что, как отметил посол, «тоже дает нам копейку».
А вот базовые шины, которые наиболее востребованы в Европе, Беларусь на европейский рынок не поставляет. «Почему, имея огромное предприятие и прекрасный металлокорд , который у нас покупают со свистом – только выставь флажок, мы не продаем его европейскому рынку?» — задал риторический вопрос дипломат.


Поможет ли ВТО?

Многие белорусские предприятия рассчитывают, что вступление страны в ВТО поможет им «открыть» европейский рынок. Правительство поставило задачу к концу 2019 года завершить переговоры, а в 2020 году вступить в ВТО. Очередная Конференция ВТО на уровне министров пройдет в Астане с 8 по 11 июня 2020 года — к этому времени, как ожидается, завершатся переговоры Беларуси по присоединению к ВТО.

Хотя Беларусь как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уже взяла на себя определенные тарифные обязательства и ведет торговую деятельность по правилам, очень близким к ВТО. То есть, Беларусь, не являясь де-юре членом ВТО, но будучи страной евразийского союза, вынуждена работать по правилам этой организации, так как именно нормы ВТО и положены в основу законодательства ЕАЭС.

«Мы уже, условно, в ВТО. При вступлении в ВТО мы берем, можно сказать, абсолютно зеркальные условия с Россией – на 99% — тарифные обязательства», — отметил В. Садохо.

По его словам, Беларусь во многим взяла на себя такие обязательства в угоду интеграционным процессам. «Но лично я считаю, что мы пошли на определенные жертвы. Потому что мы защищаем наш рынок от ввоза, например, цветных металлов, которых у нас нет, некоторых сырьевых товаров – потому что в РФ они есть, а у нас нет. Есть, например, соглашение об авиации. Мы не строим самолеты, но РФ их строит, поэтому мы пошли на такие жертвы в угоду интеграционным процессам и чтобы подержать в данном случае РФ», — отметил В. Садохо в кулуарах семинара-конференции.

«Вступив в ВТО, мы берем на себя обязательства, согласно которым тарифы будут снижены и у нас, и у наших партнеров. По некоторым товарам есть переходной период, когда тарифы будут снижаться в течение 5-7 лет. Зато когда Беларусь станет членом ВТО, перед страной откроется рынок стран ЕС», — отметил В. Садохо.

Три условия снятия пошлин для Беларуси
В свою очередь А. Михневич отметил, что сам по себе факт вступления Беларуси в ВТО не означает, что ЕС снимет таможенные пошлины в отношении белорусской продукции.

«Членство Беларуси в ВТО не поспособствует снятию с нас пошлин. Только таможенный союз с государствами или группой государств дает возможность обойти пошлины. Членство в ВТО такой возможности не даст», — сказал посол.

По его словам, членство в ВТО позволит избежать дискриминационных мер в отношении белорусской продукции, а также обеспечит стране свободный доступ к международным схемам разрешения торговых споров — в ВТО есть орган, который разрешает торговые споры. По словам А. Михневича, это — первое преимущество членства в ВТО. Второе – «чисто инвестиционное», — членство в ВТО повысит инвестиционную привлекательность страны, поскольку для инвесторов это означает, «что мы играм по понятным для всех правилам».

«У нас принято считать, что белорусским предприятиям выйти на европейский рынок мешают пошлины. Мы часто получаем письма: вот если бы снизились пошлины на нашу продукцию, мы бы стали конкурентоспособными на европейском рынке. Перестаньте писать такие отговорки. Снизиться пошлины могут только в одном случае: если они снизятся для всех. А если это так, то наши конкуренты опять станут более конкурентными», — подчеркнул постпред Беларуси при ЕС

Он пояснил, что в настоящее время отношения Беларуси с ЕС не являются преференциальными. И пока Беларусь не заключит с ЕС соглашение о зоне свободной торговли, пошлины будут применяться с обеих сторон. И те тарифы, которые ЕС устанавливает в отношении Беларуси либо страны ЕАЭС, к Беларуси также будут соответствующим образом применяться.

При этом возможность уйти от таможенных пошлин при экспорте белорусской продукции на европейский рынок есть. Они также понятны. Для этого Беларусь должна стать либо членом ЕС, либо подписать с ЕС соглашение об ассоциированном членстве – как, например, Молдова, Украина, Грузия и т. д. благодаря чему эти страны получили определенные послабления при экспорте своей продукции на европейский рынок.

«Пока в повестке дня Беларуси такой вопрос не стоит», — сказал А. Михневич.

Есть еще один вариант, позволяющий стране избавиться от европейских пошлин: быть самой слаборазвитой страной, которые также обладают общей системой преференций. Но и этот вариант для Беларуси исключен.

Остается одно — преодолевать барьеры

Таким образом, все три варианты, предусматривающие для Беларуси существенное облегчение торгового режима с Евросоюзом, белорусская сторона считает для себя пока неприемлемыми.

В этой ситуации для белорусских предприятий, желающих поставлять свою продукцию на европейский рынок, остается единственный способ — научится преодолевать барьеры

«Емкость европейского рынка огромная. Но мы занимаем на этом рынке небольшую нишу из-за высокой конкуренции и из-за определенных барьеров. Поэтому победить в конкуренции мы сможем только повышением качества и ценой, а также в том случае, если научимся преодолевать барьеры», — подчеркнул А. Михневич.

А для этого, по его словам, белорусским предприятиям надо присутствовать на этих рынках — участвовать в торговых миссиях, выезжать на выставки, пройти сертификацию и т. д. «То есть, надо потолкаться, сто раз встретиться и т. д., и после этого что-то пойдет», — подчеркнул А. Михневич.

По его словам, сегодня барьеры на пути выхода белорусских предприятий на рынок ЕС связаны с регистрацией, получением сертификата соответствия, правильным юридическим оформлением, прохождением необходимых контрольных процедур в Беларуси и т. д. «Это иногда длительная процедура. Она занимает много времени и отнимает много денег и в результате многие складывают руки. Вот это неправильно. Пройдя один раз эту процедуру, предприятие становится опытным и открывает для себя рынок. Все это можно сделать», — отметил постпред.

Он порекомендовал белорусским предприятиям думать о других методах продвижения своей продукции на европейский рынок: логистических схемах, вариантах оплаты, брендировании, пакетных поставках и т. д. «Просто надо думать, работать и продвигать свою продукцию», — заявил А. Михневич.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вступление Беларуси в ВТО не поможет отечественным предприятиям снизить пошлины при вхождении на европейский рынок. Это может случиться, если Беларусь станет...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика