Между деградирующим Западом и прогрессирующей Россией. 21.by

Между деградирующим Западом и прогрессирующей Россией

02.08.2019 16:18 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Спору нет, любой союз ограничивает права его участников. Справедливость данного утверждения подтвердит любой женатый мужчина. Но союз союзу — рознь…

Между деградирующим Западом и прогрессирующей Россией

Национальная идея сформирована. Можно исполнять «Оду к радости»?


Еще в 2003 году главой государства перед руководящими работниками была поставлена задача «прежде всего думать об идеологическом фундаменте белорусского общества». Заметьте, не о повышении производительности труда, не о росте доходов населения, а о государственной идеологии.

Что же заставило бывшего инструктора политотдела воинской части Западного пограничного округа (одна из биографических вех А. Лукашенко до его президентства) засомневаться в первичности материи и вторичности сознания? Ответ на этот вопрос не является тайной: «Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной».

Ну как тут не вспомнить принца Гамлета с его знаменитым «быть или не быть». Вопрос сформулирован. Но для адекватного ответа требовалась личность шекспировского масштаба, не меньше. К сожалению, с ее поиском возникли проблемы, что и было зафиксировано 16 лет спустя во время «Большого разговора»: 

«Мы до сих пор не смогли четко сформулировать национальную идею. Вот такую идею, которая бы захватила весь народ. Все, что мне предлагали (патриотизм, суверенитет, независимость в качестве национальной идеи), что-то избито, что-то не подходит нам, не ложится на сердце и душу, как в народе говорят».

А без национальной идеи о какой государственной идеологии речь! Все, что удалось осуществить на практике, — это выстроить идеологическую вертикаль, еще один орган по контролю за благонадежностью граждан. Одним органом больше, одним меньше…

Но иммунная система общества не может располагаться вне общества. Она должна быть имманентна ей (лат. immanens — пребывающий внутри).


Томск старше Нью-Йорка


Упорство и труд все перетрут, а кто ищет — тот всегда найдет… 8 июля личность шекспировского масштаба явила себя в лице доктора философских наук Льва Криштаповича, опубликовавшего на сайте imhoclub.by статью «Союзное государство — будущее Беларуси и России».

Не стану томить читателей: «Национальной идеей нашего народа является идея строительства Союзного государства, говоря народным языком, «Беларусь — вместе с Россией!».

Лев Криштапович — автор серьезный. Ужимки и прыжки в стиле крыловской мартышки ему не противопоставишь. Доктор философских наук мыслит цивилизационными категориями. Приведу характерный образец такого мышления: «Необходимо признать Беларусь составной частью общерусской цивилизации. В свое время Александр Лукашенко в афористической форме совершенно правильно подчеркивал, что «белорус — это русский со знаком качества».

Возразить тут нечего, особенно по поводу знака качества. Но право на комментарий никто еще не отменял, поэтому осмелюсь помочь читателям не только «ясно представлять смысл постсоветской истории», но и досоветский этап ее развития.

В XVI веке в Европе стартовали два параллельных процесса: экспансия русских в Сибирь и европейцев — в Америку. Первые сибирские города возникли одновременно с первыми городами в Новой Англии: Тобольск (1578), Томск (1604) и Красноярск (1628), Джеймстаун (1607), Нью-Йорк (1624).

«Это может показаться нереальным, — пишет экономист Владислав Иноземцев, — но с момента захвата русскими Астрахани до достижения ими Камчатки и Берингова пролива прошло всего 140 лет (1556—1697 годы). <…> Американские колонисты добрались из Новой Англии до берегов Тихого океана более чем за 230 лет».

Однако количественные показатели не должны заслонять показатели качественные. Европейские колонисты не только приносили с собой прежние практики, но и активно осваивали новые, что позволило сформировать общество, способное к самостоятельному развитию. 

В итоге вчерашний Дикий Запад подарил миру Голливуд, Кремниевую долину и Стэфордский университет, в то время как население российского Дальнего Востока борется за выживание и активно пакует чемоданы.

C первой половины XIX века Европа приступила к освоению «мирового Юга», но не усилиями колонистов, а путем создания колониальных администраций под охраной армий и флотов. Российская империя повторила западноевропейский опыт. Она так же и в те же сроки занялась освоением территорий на Юге, на которых «дорогие россияне» не могли составлять большинства населения (Кавказ, Средняя Азия).


Два вида государственности


Союз нерушимый республик свободных унаследовал территории, присоединенные к Москве в результате двух волн колонизации: народной — на Востоке, государственной — на Юге.

В 60-е годы XX века европейские державы были вынуждены отказаться от своих заморских территорий. С отставанием на три десятилетия история повторилась. Но если лучшие умы прогрессивного человечества гибель мировой колониальной системы приветствовали, то распад СССР они восприняли как геополитическую катастрофу, несмотря на единую природу явлений.

В частности, независимые государства, образовавшиеся в результате катастрофы, наш уважаемый профессор воспринимает не иначе как «своеобразные удельные княжества, оказавшиеся под внешним управлением со стороны Запада». Оригинально, согласитесь. Великобритания отказалась от управления Индией, чтобы удовлетворить свои колониальные амбиции за счет управления Литвой, Латвией и Эстонией.

Но не все так безнадежно. Выход из геополитической катастрофы имеется. С формальной точки зрения для этого многого не требуется. Во-первых, отказаться от удельной государственности. Во-вторых, признать общность национальных интересов для всех постсоветских образований. 

«Отсюда и идея интеграции постсоветского пространства как необходимого условия освобождения от западного внешнего управления и восстановления подлинной самостоятельности, настоящей, а не бумажной государственности», — убеждает читателей автор публикации о национальной идее.

Он также предлагает отличать интеграционную государственность от государственности дезинтеграционной. Первая — реальная. Вторая — удельная, мнимая.

Но если это так, то почему же тогда стала возможна геополитическая катастрофа? Или я что-то неправильно понимаю, но более тесной интеграции, чем в СССР, и представить себе невозможно. Что же тогда всем вместе и каждому народу в отдельности помешало успешно реализовать национальные интересы?

Свой вариант ответа на этот вопрос автор статьи «Союзное государство — будущее Беларуси и России» не сообщил, чем заставил усомниться в успешном завершении поиска национальной идеи.

Союз союзу — рознь…


Логика сторонников тесного союза Беларуси и России опирается на то, что принято называть здравым смыслом. Попытаюсь воспроизвести ее с помощью уже знакомого нам доктора философских наук Льва Криштаповича.

Беларусь связана с Россией «не только экономически, но и ментально, судьбоносно». Связь эта настолько глубока, что «необходимо признать Беларусь составной частью общерусской цивилизации».

Что касается Евросоюза, то он «в настоящее время является сугубо реакционным, олигархическим образованием, действующим в русле создания однополярного мира». Его озабоченность уровнем развития демократии и рыночной экономики в Беларуси не следует принимать за чистую монету. Иной цели, кроме превращения республики-партизанки в антироссийский форпост, у Евросоюза нет.


Евроинтеграция ведет к дезинтеграции постсоветского пространства. Чем раньше мы это осознаем, тем скорее станем подлинно независимыми и самостоятельными субъектами международных отношений.

Признавая за Евросоюзом роль учителя, мы тем самым признаем его рекомендации по обустройству нашей жизни, чем способствуем разрушению собственной экономики и собственного национального государства.

И в качестве финального аккорда прямая цитата: «Стабильность и развитие Беларуси неотделимы от стабильности и прогресса России. Будущее Беларуси и России в их единстве. Следовательно, независимость и суверенитет Беларуси и России возможны только в едином Союзном государстве».

От лампочки к свече и лучине


Уважаемый доктор наук призывает «перестать занимать позицию учеников Запада». Я бы рад, да мешает горящая над головой лампочка накаливания, та самая «лампочка Ильича», которая по факту оказалась «лампочкой Эдисона» (американский изобретатель и предприниматель, получивший в США 1093 патента).

Озабоченный проблемой экономии электричества, я постепенно перехожу на светодиодные лампочки. Но вот незадача! Первые промышленные образцы подобных лампочек были созданы американскими инженерами в компании «Дженерал электрик».

Но лампочки можно заменить свечками или, на худой конец, лучиной. Но чем заменить импортные лекарства? А доля таковых, если согласиться с Белстатом, в январе—апреле составила 59,8%. Да и большинство белорусских лекарств белорусскими являются лишь условно, т.к. изготавливаются главным образом из импортных компонентов.

А как нам, белорусским патриотам, воспринимать президента страны, которого мы уже пять раз избирали в соответствии с Конституцией? Опять заимствования. 

Открываю Википедию: «Первой конституцией в современном смысле этого понятия, — т. е. документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой из них, — является Конституция США (1787)». Родилась она, естественно, не на голом месте. Ее корни прослеживаются и в Статутах Великого княжества Литовского (1529, 1566 и 1588), и в законах афинского политика Солона (VII до н.э.).

Трижды прав философ в том, что «идея жить, как на Западе, не подвергалась сомнению» среди родных болот. Но не следует перекладывать с больной головы на здоровую. «Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» в качестве требования основного экономического закона социализма нам не Евросоюз навязал, а товарищ Сталин в книге «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952).


Иного образца удовлетворения постоянно растущих потребностей, кроме западного, мир не предложил. Вот и пришлось первоначально московским царям, затем российским императорам и советским генсекам заниматься догоняющей модернизацией на протяжении почти четырех столетий.


Не управлять, а командовать


Но сколько веревочке не виться, а конец будет. Догоняющая модернизация осталась в прошлом. И не потому, что «догнали и перегнали». Все проще и одновременно печальнее. Уровень технологической сложности, который сегодня предлагает Запад, больше не может воспроизводиться «в наших странах» (в странах российской цивилизации).

Напомню читателям одно из утверждений доктора наук: «Стабильность и развитие Беларуси неотделимы от стабильности и прогресса России». О прогрессе нашей восточной соседки можно судить по структуре ее экспорта, в котором доля машин, оборудования и транспортных средств в 2018 г. составила 5,13%. Весь остальной экспорт прямо и косвенно связан с сырьем: минеральные продукты — 64,79%; металлы и изделия из них — 9,88%; продукция химической промышленности — 6,09% и т.д.

Спору нет, любой союз ограничивает права его участников. Справедливость данного утверждения подтвердит любой женатый мужчина. Но союз союзу — рознь. В результате Люблинской унии в 1569 г. на границе западнохристианской цивилизации Великое княжество Литовское и Королевство Польское создали федеративное государство Речь Посполитую. В 1795 г. совместными усилиями Пруссии, Австрии и России оно было ликвидировано.

За короткий по историческим меркам промежуток времени на территории ВКЛ, перешедшей под контроль России, население сменило свою цивилизационную идентичность с западнохристианской на российскую. Не в малой степени этому способствовало широкое распространение православия.

О европейском прошлом белорусов сегодня напоминают кое-где еще сохранившиеся ратуши (здания, в которых заседали органы городского самоуправления). Российская цивилизация со своим аналогом подобного института (вече) окончательно рассталась еще во времена Ивана Грозного. Но и по прошествии 224 лет средневековая традиция городского самоуправления ни в России, ни в Беларуси так полностью и не восстановилась.

Желающие в этом убедиться могут ознакомиться с результатами регистрации оппозиционных кандидатов на выборах в Мосгордуму. Что касается Беларуси, то согласно статье 119 Конституции, «руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности президентом».


Забавная получается картина: президента белорусы избирают, а руководителей местных органов власти — нет. Однако забавной она выглядит только на первый взгляд. Элиты российской цивилизации, независимо от национальной принадлежности, умеют командовать, но не умеют управлять свободными людьми.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Спору нет, любой союз ограничивает права его участников. Справедливость данного утверждения подтвердит любой женатый мужчина. Но союз союзу — рознь…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика