Олимпиадники - о том, как запоминать сразу много информации (и надо ли?)
02.09.2019 08:30
—
Разное
|
Даже со смартфоном в кармане и ноутбуком на столе мы вынуждены запоминать (и понимать!) массу информации. Причем не только в школе и университете, но и во «взрослой» жизни. Например, когда сдаем на права. Мы решили спросить у олимпиадников, есть ли какие-нибудь лайфхаки по запоминанию информации и как можно во многом разбираться, если уметь думать. Ведь кто-кто, а они по-любому должны много знать, чтобы быть впереди. Елизавета Феденя: «Формул миллиард, но все выводятся из двух-трех»
— Конечно, олимпиада олимпиаде рознь. Так, специфика олимпиад по математике такая, что для успеха даже на республиканской не обязательно иметь какие-то знания за пределами школьной программы. А вот про всякие там истории с биологиями и говорить нечего — объем знаний, который там нужен, нас, технарей, устрашает. Но вообще, как мне кажется, в любой олимпиаде уметь правильно думать гораздо важнее. Если ты много знаешь, но не можешь придумать, как применить свои знания, то в чем их польза? Интересно, что какая-то часть школьной программы нужна для того, чтобы было более удобно использовать уже пройденный материал. Самый тупой пример — это дискриминант и теорема Виета. Теорема очень удобна, но при желании без нее любой может обойтись (в пределах школьной математики). Или вот тригонометрия: в ней миллиард формул, но все они выводятся из одной-двух самых главных и при этом самых простых. Тем не менее, олимпиадники проходят достаточно много всяких штук и надеются, что они им пригодятся. Так что я знаю кучу всяких математических фишек, которые в школе не проходят или затрагивают очень поверхностно. Есть очень много способов решения геометрических задачек, и олимпиадник их все знает и классифицирует: «посчитать» уголки, ввести координаты, провести какие-нибудь преобразования плоскости, вспомнить какую-то теорему, дополнительное построение. Из этого всего в школе проходят очень мало, да и зачем проходить больше? Иногда на олимпиаде вообще включается паранойя, и я тщательно проверяю каждую используемую формулу. К счастью, в математике с этим бороться несложно: нужно потратить немного времени на то, чтобы заново вывести формулу из другой, в который ты точно уверен, либо подставить в формулу какие-нибудь конкретные числа и посмотреть, правильно ли она себя ведет. Самая страшная для меня в этом плане тригонометрия — в синусах и косинусах очень просто запутаться. Благо, она на олимпиадах встречается редко и мало. Знать все на 10 можно, конечно. Отличники не миф и существуют. Правда, «десятка» еще не означает, что ты хорошо знаешь предмет. Я, например, обычно готовлюсь к самостоятельной, хорошо ее пишу, а на следующий день уже забываю этот материал. Хочется верить, что в итоге что-то полезное в голове все же откладывается. Думаю так: одинаково хорошо знать все предметы нереально, да и гораздо более полезно по жизни выбрать себе специализацию и пробовать разобраться и прокачаться в чем-то одном. Но при этом получать по всем предметам хорошие оценки вполне возможно. Фишки от Елизаветы, как легко запоминать информацию:1. Структурируйте. Сырой текст из учебника можно несколько раз перечитать, и все равно не будет никакой пользы от этого. А вот если выписать в план ключевые предложения (заменив большой абзац на пять слов) и выбрать несколько ключевых слов, которые при необходимости вызовут в памяти необходимую информацию, будет в тысячу раз легче. Сравним на рандомном абзаце из википедии: «Приключения Нацуко» (яп. 夏子の冒険, нацуко, но бо: кэн; англ. Natsuko’s Adventure) — японский фильм, поставленный режиссёром Нобору Накамурой в 1952 году. Выпуск на экран — 1953. Второй цветной фильм кинокомпании «Сётику» после «Кармен возвращается домой» (1951, реж. Кэйсукэ Киносита). Экранизация одноимённого романа Юкио Мисимы. Несмотря на во многом юмористическое обращение, портрет бескомпромиссных и волевых персонажей характерен для видения автора Мисимы. Фильм дошёл до наших дней не в полной сохранности. В сохранившихся плёнках в некоторых сценах отсутствует изображение, но есть звук; в то же время в одной из частей ближе к концу визуальный ряд сохранился, но отсутствует саундтрек. В этом месте в настоящее время вставлены титры из исходного сценария. Можно сократить до: Приключения Нацуко — японский фильм-экранизация, 1953. Юмор + сильные персонажи. Пленки не полностью сохранились. 2. Не запоминайте лишнее. Как я уже говорила, в математике многое выводится из уже известных вещей. Значит ли это, что можно все это не запоминать? Да, да и да! 3. Разберитесь. Зазубривать то, что не понимаешь, сложно и скучно. Потратьте лишние 20 минут, чтобы понять, как работает теорема, найдите ее доказательство, если оно не очень сложное, разберите несколько примеров ее применения. Теперь не нужно зазубривать безликое нечто, а просто при необходимости достать из памяти удобный инструмент, которым вы уже знаете, как пользоваться. 4. Ассоциации. Помнится, надо было для какой-то самостоятельной по биологии запомнить названия ферментов. Для меня это были рандомные наборы букв, поэтому я подключила свою фантазию. Давайте тоже попробуем: — амилаза — что-то милое; Глупые и смешные ассоциации запомнить гораздо проще, чем непонятные слова. А из ассоциации восстановить исходник уже несложно. 5. Визуализируйте! Картинка задействует вашу зрительную память гораздо лучше, чем буквы, а если вы и сами ее нарисуете, то уж точно не забудете. Сложно запомнить, что изобрел академик Сахаров? А так? 6. Не оставляйте на последний день. Все равно все мы будем так делать, но знайте, что если разбить материал хотя бы на три дня вместо одного, он уляжется в голове гораздо лучше. Евгений Дедков: «Чтобы что-то запомнить, надо это понять»
— На олимпиаде важно и много знать, и много думать. Но думать важнее, потому что эмпирически установлено, что на некоторых этапах смекалки вполне достаточно. В 10-м классе участвовал в районном этапе олимпиады по химии и взял там первое место. При этом химик из меня никакой, и органику я запарился учить еще в 9-м классе, а за каникулы так вообще все забыл. Помнил лишь самые базовые вещи класса с 7−8 — и мне хватило. Опять же, во всяких тестах почти всегда можно «угадать» ответ чисто логически. Конечно, так не всегда пройдет, но вот, например, в Чтобы дойти до высокого уровня, надо понять: 1) научный метод и тот факт, что формулы — это не физика, это просто отражение ее в математику, 2) каким образом математический аппарат встроен в физику, 3) как формализовать явление на языке математики. И вот это понимание будет, наверное, половиной пути, причем, наверняка большей. Дальше уже нужно будет просто с пониманием изучить формулы — и все будет путем. Короче, нет формул, есть законы. И математический аппарат, который из них получает результат. Поймите для начала хоть это, и уже будет неплохо. Свои знания могу оценить примерно на 2−3 курс университета, но с пробелами, так как изучал несистематически. Для меня трудная штука — термодинамика. Там слишком много всяких связей между всем. Особенно, когда дело движется к нормальной физике и термодинамическим функциям, которые придумали для облегчения расчетов. С последними я так и не справился за ненадобностью. Учебники — это боль. Единственное, что там более-менее понятно — это механика. Почти все остальное — набор несвязных формул, без слова о фундаментальных законах. Особенно это касается электродинамики. А, как я говорил выше, формулы — только следствия законов, поэтому школьный подход в корне неверен. Запомнить формулы можно, просто нарешивая множество задач. Тогда знания будут прочнее и нескоро забудутся, если вообще забудутся. Чтобы что-то запомнить, это надо понять, обдумать, а лучше всего — самому к этому прийти. Рецепт от Евгения, чтобы запомнить формулу:1) узнать ее (не только заучить формулу, но и понять, что означает в ней каждая переменная; «В принципе, можно обойтись только пунктом 4, но это если вы себя не уважаете или вам прямо нужна именно эта формула и как можно скорее, а на физику пофиг», — шутит Евгений. — Знать все предметы на настоящую, а не «нарисованную» 10-ку… нереально. Или очень тяжело. Просто я под знанием на 10 понимаю знание не только основ — фундаментальных принципов — предмета, но и знания наработанной в нем базы (в физике — формул, в литературе — произведений). Но зачастую в школе «10» — это знания из учебника, а он весьма поверхностен, так что как бы можно. Но всем, кто хочет хорошо разбираться в своей области рекомендую концентрировать усилия. Это не значит, что нужно совсем забивать на остальное. Это значит, что не стоит лезть слишком глубоко, особенно, если у этих знаний нет практической пользы. Николь Кулага: «В заучивании правил нет смысла»Выпускница Лицея БГУ. Призер трех республиканских олимпиад по белорусскому языку: в 9-м и 11-м классе — дипломы III степени, в 10-м — II. — Мне кажется, что нужно много знать и правильно использовать эти знания. Думать — в том плане, как применить информацию, чтобы ее правильно восприняли. Это касается конкретно олимпиады по языку в таких конкурсах как отзыв и устное высказывание. В языке сначала нужно овладеть орфографией и пунктуацией — и это уже 40% успеха. В остальном олимпиада требует больше творчества, но школьной базовой программы вполне хватает, чтобы чувствовать себя уверенно. В заучивании правил нет абсолютно никакого смысла. С ними нужно разобраться, понять, дойти логически и научиться применять. Заучивать нужно только цитаты, которые наполняют устное высказывание и отзыв (письменный анализ литературного произведения. — прим. TUT.BY). Мне всегда трудно давалось это запоминание. Я их не заучивала, но постоянно перечитывала — и некоторые откладывались в голове. Еще я писала билеты с именами авторов, вытягивала и пыталась рассказать как можно больше. Правила я никогда не учила, а просто пыталась разобраться в них, понять логику: почему так, а не по-другому? Дойти собственным умом до правила всегда полезнее и легче, чем заучить. А вот исключения совершенно нелогичны. Три пути, чтобы запомнить исключения в правиле, от Николь: 1. Самый банальный — все же заучивать 2. Творческий: располагать слова в таком порядке, чтобы они рифмовались 3. Для упорных: помогает неоднократное написание этих слов, пока они не отложатся в голове. — В школе я работала на золотую медаль, и поэтому не могла забивать на остальные предметы. Приходилось тянуть весь школьный курс. Признаюсь, что это отнимало много времени для занятий олимпиадой, а в 11 классе — еще и для подготовки к ЦТ. Иногда жертвовала олимпиадой, чтобы получше подготовить уроки. Сложно сказать, можно ли знать все предметы на 10. У всех разные возможности. Я всегда сначала делала то, что нужно, а потом то, что нравится. Читайте также:Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В очередной раз мучаетесь над билетами к экзамену? Мы спросили у тех, кто вынужден много знать, чтобы быть успешным, как они вообще все это запоминают.
|
|