«Да, я верю в жизнь после смерти». Девушки о вере в Бога, карьере теолога и церкви. 21.by

«Да, я верю в жизнь после смерти». Девушки о вере в Бога, карьере теолога и церкви

19.09.2019 09:58 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вместо кодирования или изучения законов — молитвы и чтение Священного Писания. В современном мире, когда выбор специальности в университете рассматривается с точки зрения прагматики, эти девушки пошли изучать богословие в Институте теологии БГУ. Почему история религии и древнегреческий — это круто и что значит для современной молодежи вера в Бога, читайте в материале TUT.BY

Анастасия Плешко, 20 лет


— В детстве родители почти не водили меня в церковь. Крестили, но на этом практика веры почти закончилась. Да, мы, как и многие в нашей стране, пекли булки и красили яйца на Пасху, но чтобы понимать глубинный смысл праздника и участвовать в богослужениях — нет, такого не было. В 11-м классе передо мной встал вопрос: куда мне поступать? Выбрала культурологию, но не прошла — не хватило балла. Сначала расстроилась, но уже спустя время пришло понимание, что это не случайность, а промысел Божий.

Для поступления в Институт теологии подходили сданные девушкой тесты, но нужно было предоставить рекомендацию от священника.

— В Ляховичах, откуда я родом, среди молодежи не принято ходить в церковь, поэтому я не знала, к кому обратиться за рекомендацией. В итоге набралась смелости и поговорила с нашим священником. Даже расплакалась — были сомнения, но он все выслушал и написал честное письмо, в котором сказал, что девушка хорошая, к сожалению, невоцерковленная, но пусть попробует себя в богословии.

В институте Анастасии понравилось с первого дня: красивые аудитории, интересные предметы, а доброжелательные педагоги и старшекурсники помогали адаптироваться и отвечали на любые вопросы.

— Удивило, что каждый день перед началом занятий нужно молиться, а еще — что все студенты поют на службе — на территории института есть часовня. Я знала только «Отче наш», но выучить остальные молитвы было несложно. Из необычного: лекции ведут не только университетские преподаватели, но и священники — одни из самых образованных людей, которых я встречала. Священнослужитель может начать семинар на русском языке, потом привести цитату на латыни, затем перейти на древнегреческий или древнееврейский. Кажется, что его знания о свободе, смысле жизни, этике и языках безграничны.

Погружаясь в православие, я поняла несколько вещей: во-первых: в жизни есть смысл — у меня появилась внутренняя опора, ориентиры, а во-вторых, христианство основано на свободе воли, поэтому я ничем не ограничена, кроме своей совести. Еще я стала участвовать в службах, воцерковилась. Некоторых друзей эта перемена смущает, может, они думают, что я сектантка, но вот семья наоборот поддерживает и прислушивается ко мне.

Анастасия среди любимых предметов называет философию, языки и историю церкви. Она считает, что для любого гуманитария изучение вопросов смысла бытия, веры, этики, свободы воли полезно не столько в плане будущей карьеры, сколько с точки зрения развития личности. Учебу девушка совмещает с работой. Преподает в детском образовательном центре.

— У всех теологов есть педагогическая практика, а в нашем дипломе будет указано, что мы не только религиоведы, но еще и преподаватели, поэтому не думаю, что останусь без работы.

Сейчас девушка учится на последнем курсе и планирует писать дипломную работу о представлениях о Рае в христианских текстах.

— Единого мнения о том, что такое Рай, как он выглядит и кто туда попадет, в работах святых отцов нет. В одних источниках сказано, что человечество ожидает второе пришествие Христа и Страшный суд, в котором праведников отделят от грешников. Праведники пойдут в «жизнь вечную», а грешники в «муку вечную». В других текстах говорится о хилиазме — тысячелетнем царстве Христа, в котором Иисус и христиане будут править миром. У третьих авторов есть мнение, что понятие Ад — это образ. То есть никакого поджаривания на сковородке не будет (улыбается). Но зато нам не избежать душевных мук. Да, я верю в жизнь после смерти, и такая перспектива не пугает. Намного страшнее думать, что жизнь закончится, а потом ничего: тело будут есть червяки. Думаю, меня ждут муки и страдания, если я буду делать что-то не так, но Бог всемилостив, он прощает каждого, потому что любит.

Маргарита, 20 лет


Маргарита начала ходить в храм в детстве, вместе с родителями. В начальных классах девушка посещала занятия в воскресной школе и участвовала в праздничных мероприятиях. Там же она начала разучивать богослужебные песнопения и исполнять их во время службы.

— Петь понравилось, и я стала чаще ходить в храм, изучать литургию, читать церковную литературу. Постепенно это стало необходимостью: в храме мне легко, радостно и спокойно, здесь, как нигде, ярче и острее я чувствую присутствие Бога. Впервые я почувствовала это в подростковом возрасте и до сих пор мое отношение к храму не изменилось, храм — это для меня Дом Божий, важная часть жизни и мировосприятия.

Такое отношение к Церкви не отличало меня от моих одноклассников, друзей, знакомых.

— Возможно, мне повезло: я ходила и пела в храме вместе с лучшими подругами, и даже в других компаниях ко мне всегда относились с пониманием, я никогда не испытывала смущения и дискомфорта из-за своих взглядов. А моя семья всегда меня поддерживала, мы вместе воцерковлялись, соблюдали посты и молились.

Поступление в Институт теологии стало для Маргариты скорее необходимостью: девушка говорит, что хотела найти ответы на интересующие ее вопросы. Все родные поддержали Маргариту и были рады ее выбору.

— Первое впечатление об институте связано со знакомством с одногруппниками и руководством. Я поняла, что попала в уникальную среду и мне здесь хорошо! Общение с каждым человеком и тогда и сейчас — источник саморазвития и совершенствования.

В институте Маргарита изучает Священное Писание, пять иностранных языков, историю, философию, психологию, педагогику, историю религий, историю РПЦ, сектоведение. Девушке сложно выделить любимый предмет. В этом году она будет писать дипломную работу на тему, связанную с православной семейной педагогикой.

— Я верю в Бога. Сомнений у меня никогда не возникало. Зачастую люди обижаются, что Бог не слышит их молитвы, не отвечает. По моему мнению — это не Бог молчит, а люди его не слышат. Вера и научный интерес для меня взаимосвязаны. Любое научное познание явлений окружающего мира так или иначе приводит к пониманию ограниченности наших возможностей и грандиозности Божественного замысла.

Диана, 23 года, выпускница, учится в аспирантуре и работает секретарем


— Меня часто спрашивают: кто такие теологи? Мы — специалисты в области богословия. Для нашего региона это, как ни странно, достаточно молодая специальность, она появилась в 1992 году при Европейском гуманитарном университете. В 2004 году ЕГУ ликвидировали, и мы стали частью БГУ в качестве института. В основе учебной программы: история церкви, религиоведение. В частности, упор идет на православие, но и другие религии мы тоже изучаем: буддизм и ислам. Священное Писание читаем на тех языках, на которых оно написано. Это нужно для того, чтобы вникать в суть текста, которая может исказиться из-за неверной трактовки переводчика. После выпуска теологи могут преподавать, работать в научных и образовательных центрах, библиотеках или заниматься административной работой. 

Если сравнивать мое образование со специальностями из технической области, то мне кажется, что теологи мыслят шире, но абстрактней технарей. У нас нет формул, мы не можем быть до конца в чем-то уверены. Но мы работает с текстами, интерпретациями и концепциями, а это развивает комплексный взгляд на культуру и очень помогает в жизни. Сейчас я учусь в аспирантуре Республиканского института высшей школы и работаю секретарем, то есть сказать, что после теологического пропадешь, — нельзя.

На занятиях в институте мы не закрывались от тенденций современности: всегда живо обсуждали такие острые вопросы, как аборты, феминизм и ЛГБТ. Я как христианка не буду никого осуждать или навязывать свое мнение по поводу этих тем. Только Бог судья нам всем. Мне кажется, в этом и заключается христианское мировоззрение и состояние души.

На теологическом со мной училась подруга с феминистскими взглядами, мы часто дискутировали о положении женщины в Церкви. Я не считаю, что меня как-то угнетают. В бытовой жизни, например, мы с мужем друг друга дополняем. Конечно, женщина никогда не станет священником, как это случилось у протестантов. Но есть женщины-руководители в епархиях, регенты, преподаватели в воскресных школах — это очень важная работа. Еще внутри православного сообщества много обсуждений по поводу возобновления института диаконисс. Кто знает, может быть, когда-нибудь его решат вернуть? Мы живем в секуляризованном обществе, где церковь отделена от государства, но она как институт взаимодействует с социумом и просто не может не меняться от этого.

Мария, 20 лет


— Осознанная встреча с Богом произошла, когда мне было 15 лет. Привел меня к Богу мой папа. Как только у папы произошла встреча с Богом, он был так рад, что не передать словами… И конечно же ему сразу захотелось этой радостью поделиться с любимыми людьми, то есть с нами. Папа стал постоянно рассказывать нам о Боге, о том, как нужно жить. Я слушала-слушала и в один момент его услышала. В этот момент у меня был трудный подростковый период, когда я искала себя, и мне очень повезло, что в этот момент меня поддержал папа. Начала ходить в храм так же, как и папа — каждое воскресенье. Храм стал для меня вторым домом. Там я испытывала самые разные чувства, конечно, больше всего было светлых, радостных, теплых из-за благодарности и любви к Богу. Но были чувства бессилия и разочарования в себе. Ведь путь истинного христианина — тяжелый путь.

С другой стороны, моя жизнь наполнилась очень яркими событиями и эмоциями. Я начала ценить то, на что раньше могла не обращать внимания и принимать как должное. Ведь каждый день, данный нам Богом, — это чудо. Солнце, снег, дождь, звезды — это все чудеса. Которые, к сожалению, мы перестаем видеть в рутине. Всю красоту мира: людей, животных, растения — все создал Господь. Все живое. Бог — всюду. В каждом атоме воздуха. И не просто Бог, а его Любовь. Мы залиты Любовью Божьей. Прямо с утра до вечера. Везде. Ну и как против этого? Это ведь обезоруживающее средство. Он любит каждого человека таким, какой он есть. Надо только распахнуть сердце. Богу надо только открыться. Вот так и появился у меня опыт веры. Хоть и небольшой. Я пересмотрела всю свою жизнь.

В 10-м классе Мария, думая о поступлении, выбирала между разными специальностями, но никак не могла определиться.

— Тогда я просто помолилась, попросила Бога помочь разобраться. И через некоторое время, когда я листала сборник вузов, наткнулась на Институт теологии. Раньше я ничего не слышала о нем. В то время меня переполняли чувства радости, ведь Господь мне прямо указал. И вот сейчас я перешла на 4-й курс, с Божьей помощью. За что очень благодарна Богу.

Сейчас Мария работает в Христианском образовательном центре имени святых Мефодия и Кирилла. Здесь девушка занимается организацией международных конференций. В будущем планирует поступить в магистратуру.

— Если отвечать на вопрос, почему для меня как для человека XXI века важно христианство, то мне хочется процитировать Святителя Игнатия Брянчанинова: «Бог неизменен. Он такой же, как и сотни тысяч лет тому назад. Он так же нас всех любит. Но меняется мир и меняемся мы, и христианину нужно понимать дух времени, в котором ему пришлось жить. Не для того, чтобы следовать ему, а для того, чтобы от него уклониться, сохранить себя от его лукавства, от того, что в нем противно Христу и христианству». Короче говоря, нужно стараться соблюдать заповеди Божьи, а в них нет чего-то, что не было бы актуальным в наше время. Еще мне нравится цитата Аврелия Августина: «Люби Бога и делай, что хочешь», потому что если истинно любишь Бога, то ты не сможешь сделать ничего плохого ни себе, ни другим.

Анна Чирикова, 20 лет


Анна приехала в Минск из деревни Славени Витебской области. Она готовилась к поступлению в Институт теологии с 9-го класса, по совету учительницы. Сначала девушка отнеслась к идее изучать богословие скептически, но чем больше погружалась в информацию об институте, тем больше понимала, что это самый подходящий для нее вариант.

— Мама не противилась моему выбору, но не могу сказать, что была в восторге. Она хотела бы, чтобы я стала врачом, учителем или кем-то другим, у кого будет распространенная профессия. Сейчас я рассказываю ей и папе про институт, предметы, учителей, и они рады, что мне всё нравится. Теологи, в отличие от других студентов, никогда не жалуются на университет. Видимо, потому, что у нас действительно хорошо: не только интересные пары, но еще и уникальная ситуация, когда преподаватели и учащиеся друг друга знают. Это создает ощущение семьи. Я всегда чувствую себя в институте как дома.

Образование стало для меня приближением к вере. В Институте учат вырабатывать критическую точку зрения ко всему, что мы слышим, и ко всему, что мы делаем. Если раньше мои познания о вере основывались на каких-то общих знаниях, которые можно получить от бабушек в церкви, то теперь вижу, насколько часто заблуждалась.

Сказать, что я стала более набожной из-за учебы? Не знаю… Да, я начала соблюдать посты, но это не потому, что заставили: скорее, объяснили его важность. Еще церковь меняет график жизни, как минимум потому, что в воскресенье нужно зайти в храм.

Когда речь заходит о религии и женщине, то сразу рисуется образ забитой православной жены — но это ненормально. В Церкви и в институте не прививают установки в духе «ты должна сидеть дома и не работать». Церковь не поддерживает домашнее насилие, и если муж бьет жену или жена мужа (что, конечно, редко бывает), то пострадавший может подойти к правящему архиерею, рассказать о ситуации и Церковь вмешается. В ситуации насилия случаи, когда в ответ на просьбу о помощи говорят: «Терпи! Христос терпел и нам велел», — локальные и не встретят поддержки в церковном сообществе.

Про будущее место работы Анна задумывалась, но перспектива не найти место ее не пугает. Благодаря Институту она активно занялась хоровым исполнением.

— Сначала у меня ничего не получалось, но пение и подход нашего регента меня настолько увлекли, что первые годы учебы я отдавала почти всё свое свободное время музыке. Теперь я пою в пяти церквях и в народной хоровой капеле БГУ. Кто знает, может быть, я пойду по этой стезе и стану регентом в будущем (улыбается). Но и перспектива стать преподавателем обществоведения в школе или работать в Воскресной школе мне тоже нравится. Да, конечно, все сейчас хотят стать программистами, наверное, из-за высоких зарплат, но экономическая востребованность одной специальности не отменяет важность других профессий для общества.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY попросил теологов рассказать о своих взглядах и карьере в области богословия
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика