25 сентября Современный художественный театр (СХТ) отмечает 15-летие. Праздноваться это событие будет широко и необычно: поздравить коллектив и его бессменного руководителя Владимира Ушакова приедут множество зарубежных гостей, а театр из Чикаго покажет спектакль.
- Но это не все сюрпризы, - признается художественный руководитель СХТ Владимир УШАКОВ. – В день рождения мы познакомим зрителей со всеми нашими постановками. Как это будет происходить – приходите и увидите сами!
- Владимир Васильевич, все лето, пока другие театры отдыхали, вы ударно трудились...
- А мы уже пять лет работаем по такому графику – показываем спектакли в августе, чтобы у любителей театра была возможность смотреть постановки без перерыва все лето! (Театры обычно уходят в отпуск в последний месяц лета. – Прим.). Более того, мы опробовали новую площадку и предложили зрителям новый формат: демонстрировали спектакли в стенах шикарного и помпезного Дипсервис-холла, где проходят официальные мероприятия. Получилось интересное восприятие современного театра.
Разговор со зрителем
- Какой репертуарной политики придерживается СХТ? О чем вы хотите говорить со зрителем?
- Сейчас у нас в разработке 2 пьесы – «Демократия, или Ищем слугу народа» литовского автора Миндаугаса Настаравичуса и «Мужья и жены» Вуди Аллена. Мы ведем переговоры с режиссерами: хотим привлечь к работе молодых, но уже известных, зарекомендовавших себя как интересных постановщиков Игоря Казакова, Дмитрия Тишко, Дмитрия Богославского и других.
А продолжить хотим разговор на темы, которые были начаты в спектакле «Дракон» Евгения Шварца - о стране, о современном обществе, о взаимоотношениях в семье. О вечных ценностях!
- Для многих стало сюрпризом, когда в «Драконе» появилось медийное лицо: главную роль исполнил телеведущий, певец Денис Дудинский. Позже он (и не только) сыграл еще в одном вашем спектакле – «Чайка». Почему вдруг вы решили пойти по этому пути?
- Многие известные медийные персоны не раз говорили: им интересно то, что делает СХТ, и они хотели бы в этом участвовать. Если появляется возможность – мы их приглашаем: у кого-то получается проявить себя в новом амплуа, у кого-то – нет. Сами медийных лиц мы не ищем, потому что в нашей труппе есть свои профессиональные актеры, работой которых я, как художественный руководитель и режиссер, доволен. И Денис Дудинский не был первопроходцем. Несколько лет назад в СХТ обратились Владимир Максимков, Лариса Грибалева и Егор Хрусталев с предложением поставить на нашей сцене спектакль. У нас также играли телеведущий Олег Титков и певец Алексей Хлестов. А в спектакле «Чайка» был целый ансамбль – Денис Дудинский, Екатерина Раецкая, Юрий Ярошик.
Не без трудностей
- Частный театр вряд ли может рассчитывать на государственную поддержку. Единственный ваш спектакль был частично профинансирован Министерством культуры, когда Павел Латушко (ныне директор Купаловского театра. – Прим.) возглавлял ведомство. Как вы сейчас живете? Или выживаете?
- Мы живем как и вся страна: непросто, стараясь преодолевать сложности, когда они возникают на нашем пути. Что уж жаловаться? Да, на господдержку рассчитывать бесполезно, а людям бизнеса невыгодно помогать театру. Они в лучшем случае могут купить дорогие билеты на спектакли. Но мы много работаем, потому и можем позволить себе выпускать до четырех премьер в год. Заработанные средства направляем на создание новых спектаклей и, конечно, на зарплаты сотрудникам СХТ. Коллектив у нас небольшой, и многое мне, как руководителю театра, приходится делать самому. Но, надеюсь, получится найти человека, который бы взял на себя решение административных вопросов, потому что мне хотелось бы больше сконцентрироваться на творчестве: играть и ставить.
- В принципе, у многих гостеатров такой же план по премьерам, а что с показами?
- Что касается показов, то в месяц мы даем до двадцати, а перед Новым Годом - до тридцати спектаклей. А еще мы много гастролируем, принимаем участие в фестивалях. Недавно в Друскининкае мы показывали спектакль «Дракон»: публика приняла его на ура. Сейчас с этой постановкой нас приглашают в Вильнюс.
С Литвой у нас сложились теплые отношения. У нас уже был удачный опыт, когда литовский режиссер Рамунас Циценас, ученик Римаса Туминаса, поставил в СХТ спектакль «Турандот», и мы снова ведем с ним переговоры. И, кстати, пьесу «Демократия» я тоже увидел в Литве. Уверен, что белорусская публика оценит постановку по достоинству.